В «Петровском» швейцарские музыканты сыграли на классических инструментах электронную музыку
Авангардное трио Plaistow собрало аншлаг.
Софья Успенская, 9 сентября 2013, 16:29
Вчера, 8 сентября, в Книжном клубе «Петровский» выступило трио из Швейцарии Plaistow. Концерт открыл музыкальную программу фестиваля «Чернозем». При отсутствии на сцене электроники этот состав звучит так, что его музыку часто называют электронной: из обычного рояля пианист умудряется извлекать звуки, которые иначе как с помощью процессора извлечь, казалось бы, невозможно. Желающих послушать на эти чудеса собралось больше, чем мог вместить концертный зал «Петровского» - люди заполнили стулья, затем приставные стулья и наконец едва поместились в проходах и на ступеньках.
Музыкальные критики определяют музыку Plaistow по-разному: одни как пост-джаз, другие как современный фьюжн, некоторые даже как академический минимализм. Участники группы открещиваются и от первого, и от второго и от третьего, напоминая, что их стиль меняется и эволюционирует.
Музыканты Plaistow играют на классических инструментах – в составе группы пианист Жоан Буркенез, контрабасист Винсент Руис и эмоциональный ударник Сирил Бонди. Однако то, что получается в результате, далеко от классики.
– У нас ни в коем случае не академическая музыка, это было бы слишком скучно. Скорее авангард, основанный на импровизации. Даже джаз – это не совсем про нас, потому что наш стиль развивается, меняется. Но чтобы прийти в европейский музыкальный бизнес, нужно слово «джаз» – а перед ним или после него уже можно поставить что угодно: пост-джаз, джаз-рок, это лишь название. Жоан Буркенез, пианист, автор композицийКомпозиции Plaistow поначалу кажутся довольно монотонными – академический или нет, но в основе стилистики большинства композиций лежит именно минимализм. Однако повторяющиеся простые музыкальные фразы в итоге выстраиваются в сложную и довольно напряженную композицию. Кажется невероятным, что повторение нескольких простых переборов может звучать так по-разному. Музыканты говорят, что настолько внимательно относятся к слушателям и атмосфере зала, что могут одновременно уловить момент, когда стоит сделать паузу, чтобы сосредоточить на себе внимание зала, а затем одновременно начать игру.
– Нужно уметь вовремя сделать паузую Иногда молчание бывает не менее выразительным, чем звук, – поясняет Жоан.
Большинство композиций Plaistow можно найти в интернете – это принципиальная позиция музыкантов.
– Чтобы зарабатывать на продаже дисков, их нужно продавать миллионами копий. Это другой путь, другая музыка. У нас тираж диска «Lacrimosa» – две тысячи экземпляров. Мы зарабатываем на концертах, а для этого нужно, чтобы о нас знали. Да и европейский музыкальный рынок настолько насыщен, что неизвестной группе попасть на него сложно. Поэтому мы с самого начала существования группы распространяли свою музыку бесплатно через Интернет. Тогда это было для нас способом заявить о себе, и мы до сих пор это делаем. Жоан БуркенезКритики называют Plaistow одним из самых интересных и самых стремительно развивающихся европейских коллективов. Группа образовалась в 2007 году после характерной для наших дней встречи музыкантов в интернете. Будучи довольно активными участниками швейцарской импровизационной сцены, они узнали друг о друге в формате сетевой записи для одного из независимых лейблов. В концепцию собственного коллектива были положены три основных момента: во-первых, база в виде свободной импровизации, во-вторых, высокий интерес всех троих к рок-музыке и современной электронике, в-третьих, коллективная разработка концепций Стива Райха.
В сезоне 2008/2009 коллектив выиграл национальную премию «ZKB Jazzpreis», вручаемую лучшим молодым джазовым музыкантам Швейцарии. На нее был создан альбом — «The Crow», частично записанный в Москве во время первого приезда в Россию в ноябре 2009 года.
В конце 2011-го года Plaistow выпустили диск «Lacrimosa», на котором их тяготение к сюитной форме доведено до логического завершения: альбом содержит всего две пьесы длительностью около 20 минут каждая, изобилующие как сложными аранжировочными решениями, так и «воздухом», напоминающим скорее о классической музыке.