«В отпуск не съездишь, но оно того стоит». Москвичи рассказали, зачем переехали в воронежское село
Роман и Нурият Василевские держат большое хозяйство
Маргарита Демидова, 10 декабря, 15:10
Роман и Нурият Василевские полтора года назад переехали из Москвы в небольшое село в Воронежской области – Колодежное Подгоренского района. Ей 49 лет, ему – 45. В столице у них была вполне обеспеченная жизнь, у Нурият – собственный бизнес, у Романа – хорошо оплачиваемая стабильная работа. Но настоящая жизнь у них началась не среди бетона и многоэтажек, а в деревне, где каждый день надо вставать в четыре утра.
Только в селе узнала вкус настоящего сыра
У Нурият в Москве было собственное кафе. Роман больше 20 лет проработал менеджером в компании железнодорожных грузоперевозок, помогал доставлять товары в Сибирь.
– Были моменты, когда мы не считали денег. Нурият – индивидуальный предприниматель, у меня тоже хорошо оплачиваемая работа, – вспоминает Роман Василевский. – Сейчас мы их научились считать: здесь у нас нет зарплаты и пенсии. Источник заработка – это продажа продуктов от своего личного подсобного хозяйства.
Выпив ароматного кофе с козьим молоком, по вкусу напоминающим пломбир из детства, корреспондент РИА «Воронеж» вместе с хозяевами отправляется во двор.
– Это у нас англо-нубийские козы – британская порода домашних коз. Они с родословной, их выращивают как для получения мяса, так и для молока. Порода появилась в России совсем недавно, – показывает животных Нурият. – Мы их покупали в разных хозяйствах области, как только переехали сюда.
Иметь коз такой породы Нурият мечтала давно и изучала этот вопрос за два года до переезда из Москвы в Колодежное.
– По молоку коз такой породы очень трудно сказать, что оно козье. Вкус у него сливочный, – говорит хозяйка. – Я уже отучилась на курсах по изготовлению сыров. Это трудоемкое занятие: для одного килограмма сыра нужно 30 литров молока и несколько дней, чтобы его сделать.
Нурият говорит, что только в селе узнала вкус настоящего сыра. Сегодня женщина умеет делать брынзу и адыгейский сыр с прованскими травами, паприкой, базиликом и тмином, с пажитником, с семенами тыквы, льна, подсолнечника и кунжутом.
«Я буду делать все, что ты скажешь»
Нурият родом из Ростовской области, она чистокровная дагестанка, Роман – из Тверской области. Героиня публикации перебралась в Москву с сыном после развода с первым мужем. В столице она окончила институт туризма и гостеприимства, трудилась на трех работах, чтобы прокормить себя и ребенка: была менеджером в ресторане и продавцом в магазине, а вечерами мыла полы в офисах.
– Роман был моим покупателем три года, но, честно говоря, я не обращала на него внимания. Он стал инициатором нашего первого свидания, красиво ухаживал, был очень стеснительным, – рассказывает Нурият. – А когда делал предложение, сказал: «Возьми меня в свои руки, я буду делать все, что ты скажешь». И добавил: «Ты единственная, кто заглянул не в мой в карман, а в мою душу».
Впервые Нурият подоила корову у своей свекрови в Тверской области, чем удивила родственников супруга. Все недоумевали, откуда у такой «городской штучки» такой навык.
– Мои родители держали хозяйство, мы помогали им, но это было в далеком детстве, – говорит хозяйка. – Сейчас мы пока учимся вести хозяйство. Поначалу было очень тяжело, я даже втайне от мужа плакала. Опускались руки, думала, что не выдержу физически и морально.
Роман говорит, что сейчас они не жалеют о своем выборе – здесь супруги обрели спокойствие и тишину. Кроме того, с переездом в деревню расходы семьи сократились на 40%.
– В столице на улицу вышел – что-то купил, за проезд в метро заплатил. Здесь такого нет. За полтора года жизни в селе я купил себе только новые галоши, – шутит мужчина.
«В деревне проживаешь каждый день»
Будущий дом супруги выбирали с одним условием: важно, чтобы он находился рядом с Доном, потому что Роман очень любит рыбалку. Бытовые условия у Василевских не хуже городских – большой благоустроенный дом.
У супругов 20 соток огорода, недавно сын Виктор подарил родителям мини-трактор. На подворье сейчас пять голов крупного рогатого скота, шесть коз, есть овцы, свиньи и домашняя птица. Чтобы обеспечить им уход, Нурият и Роману приходится каждый день вставать в четыре утра. Супруги к этому уже привыкли.
– Мы с Романом родом из деревни, хотя всю сознательную жизнь прожили в городах, – продолжает Нурият. – В деревню хотелось вернуться всегда, такая среда для нас комфортнее. Мы вырастили сына, он получил два образования и остался в Москве, а нас там уже ничего не держит. Я первой предложила мужу переехать в деревню. Оказалось, Роман об этом думал давно, но боялся моей реакции и поэтому предпочитал молчать.
Роман вспоминает столичную жизнь как страшный сон.
– Встаешь в шесть утра, два часа по пробкам добираешься на работу, в шесть вечера стартуешь домой, добираешься к девяти часам, ужинаешь и ложишься спать. И так каждый день. Живешь в бетонной коробке, дышишь пылью и питаешься химией... И так прожить всю жизнь? А в деревне каждый день именно проживаешь. К девяти утра успеваешь коз подоить, почистить козлятник и коровник, покормить птицу и поросят. Позавтракаешь, причем на столе все продукты натуральные. В магазин мы ходим только за солью и сахаром. Самое сложное в деревне – болеешь не болеешь, а коз и коров подоить надо, а летом еще и выпасти. В отпуск при таком раскладе не съездишь, но результат работы того стоит.
Роман говорит, что им с супругой личного подсобного хозяйства для жизни вполне хватает и совсем не хочется возвращаться в Москву. У них в планах – дальше развивать хозяйство и купить больше скота, а для этого нужно построить еще один сарай для животных.