В Каширском районе поздравили освободителей Воронежа
Ветераны рассказали о событиях 1943 года.
Вера Пронина, Елена Куйдина, 25 января 2016, 17:58
В Каширском районе поздравили участвовавших в освобождении Воронежа ветеранов Великой Отечественной войны Николая Разуваева, Евдокию Кубышкину и Марию Русакову в понедельник, 25 января.
Ветераны принимали поздравление дома. С памятными подарками и цветами к ним приехали глава администрации Каширского района, Герой России Александр Пономарев, а также главы сельских поселений, где в настоящее время проживают освободители Воронежа.
Николай Разуваев (награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью Жукова, медалями «За отвагу») во время боевых действий за освобождение Воронежа был тяжело ранен осколком снаряда в коленный сустав и контужен. Воевать больше не смог. После лечения в госпитале в апреле 1943 года вернулся домой.
- Дома меня ждала неожиданная встреча, - рассказал Николай Яковлевич. - Открыл дверь горницы, а там – два немца. Это были пленные, которых временно расселили по домам каширцев. «Что, хорошо устроились?!» – спросил я. А они в ответ подняли руки вверх и пытались объяснить мне, что не стреляли, а сразу сдались. Через несколько дней немцев отправили в следующее место назначения. Уже больше 70 лет прошло после войны, а у меня до сих пор перед глазами искореженные пулеметы, убитые солдаты, как будто бои за Воронеж были только вчера.
По словам кавалера ордена Отечественной войны 2 степени и двух медалей «За отвагу» Евдокии Кубышкиной, она вместе с сестрой Пашей сама записалась в Красную армию.
- В Каменском дубовом лесу находился штаб 796-го стрелкового полка, который входил в 141-ю стрелковую дивизию. Я попала в стрелковую роту лейтенанта Петра Гнездилова. За Воронеж шли кровопролитные бои, - вспоминает Евдокия Никифоровна. - Погибло много моих товарищей. В декабре 1942 года погиб и 20-летний Петр Гнездилов, похоронен он в братской могиле у нас, в Колодезном.
Как рассказала кавалер ордена Отечества 2 степени и двух медалей «За отвагу» Мария Русакова, в 1942 году, когда немцы подошли к Дону, началась эвакуацию с хутора Михайловка Каширского района, где она тогда жила.
- Нас, девчонок, заставили грузить на машины снаряды, стирать белье, готовить пищу, - поделилась воспоминаниями Мария Федоровна. - Мы обрадовались, что нам дали работу, мол, будем рядом с домом, но потом пришел старшина и сказал: «Так, девчата, собирайтесь, поехали». И мы поехали. Записались добровольцами в Красную армию. Зачислили меня в 745-й полк 141-й стрелковой дивизии. Я готовила пищу солдатам на передовой. Радовалась, когда из скудного армейского пайка могла приготовить вкусный горячий обед. Это сейчас приготовить еду просто, а в то страшное время, это было сложной задачей. Приходилось у местных жителей просить продукты, порой с передовой нам, молодым девушкам, приходилось ходить за ними в недалекий тыл. А где их сыщешь, если на десятки километров от линии фронта немец все города и деревни пожег, сравнял с землей?.. Даже сейчас об этом вспоминать страшно.