В галерее «Х.Л.А.М.» открылась выставка, посвященная мечтам о полете
«Церемонии взлета» - это совместная выставка московской художницы Аллы Урбан и воронежца Сергея Горшкова.
Наталья Трубчанинова, 20 апреля 2013, 13:10
Авторы выставки, как и знаменитая героиня Островского, задаются извечным вопросом: «Отчего люди не летают так, как птицы?» И предлагают свои решения. С помощью топорных скульптур пернатых, фотографий затерянных во времени самодельных голубятен, видеоинсталяций птичьих полетов и прочих арт-объектов любой посетитель выставки может попытаться взлететь над уровнем собственной жизни, почувствовать себя птицей.
Алла Урбан и Сергей Горшков познакомились два года назад. Выяснилось, что оба – без ума от птиц и темы полетов. В своих снах Алла частенько видела себя диковинной птахой с белоснежными крыльями, в то время как Сергей в реальной жизни из дерева выбивал топором фигурки голубей и воробьев, поселившихся вскоре в парке «Алые паруса». По сути, хозяйка «Церемонии взлета» - все-таки Урбан. Свои объекты она придумывала специально под эту выставку. Горшков лишь дополнил «духовный» мир столичной гостьи готовыми «приземленными» поделками.
- Профессиональный дизайнер Алла Урбан – восходящая звезда не только для Воронежа, но и для всей России. Ее работы я назвал бы совершенно безумными, отчего в моих глазах они становятся просто прекрасны. Говоря об инсталляциях Сергей Горшкова, всеми нами любимых, - от них невозможно оторваться. Настолько они глубоки, Алексей Горбунов, директор галереи «Х.Л.А.М.»Из многочисленных поездок по Подмосковью Алла Урбан создала серию фотографий, где запечатлены раритетные самодельные голубятни. Взгляд художника приковало, как доморощенные архитекторы свободно и непредсказуемо оперировали материалами, формами, объемами, создавая эти голубятни, свои маленькие шедевры. И как потом природные условия в виде солнца, ветров и дождей поработали над фактурами, цветом и тем самым усовершенствовали постройки. «Голубятня – это место, где человек может приобщиться к церемонии взлета, ведь домики для птиц строят как раз для встреч с небом», - поясняет Урбан.
Заставить зрителя почувствовать себя пернатым жителем крохотного птичьего домика призвано удивительное сооружение: деревянная конструкция – смесь скворечника и подпорки ЛЭП. Снаружи жилище испещрено мистическими рекомендациями, рассказывающими о том, что происходит с человеком, соединившемся с птицей. А внутри (а заглянуть внутрь скворечника – непременное условие) любопытствующий увидит… собственное отражение! Вообще зазеркалье – одна из излюбленных тем Аллы. В работах она часто использует «отзеркаленные» и визуально накладывающиеся, взаимопроникающие тексты и изображения, которые отсылают в мир зазеркалья. В этом мире скрытых возможностей, считает Урбан, человек совершает свои восхождения, взлеты, полеты и наполняется представлениями о мире и себе, позволяющими совершать чудеса.
Другое любопытное сооружение – скульптура, похожая на детскую пирамидку, все элементы которой подобраны из брутальных материалов – разных пород дерева, камня, медных трубочек. На первый взгляд кажется, что это нагромождение никак не ассоциируется с воздушными полетами. Но есть в этой композиции что-то, напоминающее ракету – тоже символ взлета, движения вверх.
- Это указатель верного направления движения, помогающий людям унестись в небо, хотя бы в своих мечтах, в душе. Наблюдая за парящими птицами, человек отрывается вместе с ними от земного притяжения, оставляя сомнения, страхи, условности, перестает замечать ранее непреодолимые стены, непролазные болота, становится человеком-птицей. Иногда нам кажется, что мы бредем по лабиринту, из которого нет выхода. Но если посмотреть с высоты птичьего полета, вдруг оказывается, что это прямая дорога, просто в ней нет конца. Нужно попытаться подняться над суетой, повседневностью, воспарить над проблемами. Это состояние вдохновленности, невесомости, беспричинной радости, мы надеемся, возьмут с собой те, кто придет к нам на выставку «Церемонии взлета», Алла Урбан, художник-дизайнерСоавтор Аллы, Сергей Горшков, любовь к пернатым выразил щедро накрытым столом, устроив для воробьев и голубей настоящий праздник желудка. Деревянные птички клюют деревянные батоны или хватают невидимых насекомых прямо на бреющем полете, легко маневрируя между летучими мышами и деревянными самолетиками.
- Мир как птичий, так и человеческий, делится на два уровня: приземленный, где все думают только о том, как добыть еду, и уровень духовного полета. После появления различных летательных аппаратов, которые превращены в средства передвижения людей по воздуху, человек почти перестал мечтать о свободном полете, подобном полету птицы. Но иногда, после полетов во сне, он и наяву испытывает те же «парящие» ощущения. По дороге на работу вдруг останавливается на несколько секунд, наблюдая за полетом голубя или синицы. И, вопреки здравому смыслу, хочет оказаться среди облаков. Не в комфортабельном самолете, а как птица. Чтобы по своему желанию можно было лететь или парить, чтобы ветер дул в лицо и волосы развевались. Но, в конце концов, человек вспоминает, что он – не птица, что есть поважнее дела, чем парить в облаках. Так что насыплем голубям и воробьям в благодарность за их легкомысленное существование в кормушки хлебных крошек и послушаем, как шелестят крылья птиц, Сергей Горшков, скульпторКроме экспонатов, в которые можно заглянуть, потрогать и подержать в руках, на выставке особняком стоит чудесное изобретение Аллы Урбан, на котором можно полетать. Автор назвала его «вертолетом успеха». Устройство представляет собой легкую деревянную конструкцию, типа вертолетных лопастей, состоящую из трех букв «У» (ускоритель удачи и успеха). Алла утверждает, если раскрутить этот «пропеллер» над головой, человека ждет большая удача. «Вертолет успеха» представлен в двух вариантах: маленьком «Синица в руках» и большом «Журавль в небе». Посетители выставки, совершившие «удачный» полет на любом из опытных образцов, могут оставить на них свои «воздушные» пожелания.
Выставка «Церемонии взлета» будет работать в галерее «Х.Л.А.М.» до 13 мая. Вход свободный.