В этот раз – пятый класс. Сотрудники Воронежского лесопожарного центра рассказали о готовности к борьбе с огнем
В регионе действуют особый противопожарный режим и запрет на посещение лесов
Сергей Свиридов, 30 августа, 19:00
На всей территории Воронежской области ввиду погодных условий объявлен максимальный, V класс пожарной опасности. Риски ландшафтных и лесных пожаров крайне высоки, и жителям региона нужно быть особенно осторожными во всем, что может привести к возникновению огня. В связи с этими обстоятельствами в пятницу, 30 августа, журналистов региональных СМИ пригласили в областной Лесопожарный центр, сотрудники которого в круглосуточном режиме следят за нашей защищенностью от огня.
Как работают диспетчеры
За пожароопасной обстановкой в Воронежской области следят сотрудники региональной диспетчерской службы (РДС), которая базируется в воронежском микрорайоне Масловка. Здесь, вопреки ожиданиям, почти по-домашнему уютно. Даже живет кошка. Правда, в момент нашего визита она спряталась, видимо, испугавшись большого количества незнакомых людей. Помещение напоминает любой небольшой офис, его специализацию выдают только многочисленные тематические плакаты на стенах. Задача девушек-сотрудниц, которые, меняя друг друга, находятся на службе круглосуточно, – внимательно смотреть в мониторы, чтобы вовремя заметить первые признаки возможного пожара. Изображение на экран выводится с камер, установленных по всей области. Система мониторинга работает так, что сама практически сразу определяет, идет речь о задымлении или это просто трактор поднял пыль в поле. От человека требуются только внимание и оперативность в принятии решений.
– Дни проходят по-разному. Иногда все спокойно, а порой уже с утра начинаются сигналы о возгораниях, необходимы выезды. Смена у нас длится в течение суток, заступаем и начинаем просматривать информацию с камер, – рассказала инженер РДС Татьяна Жукова. – Также у нас есть восемь диспетчерских пунктов на территории области, где наши коллеги уже более локально отслеживают ситуацию. Они могут сообщить о каких-то возгораниях, выездах. Мы, в свою очередь, контролируем процесс тушения, выясняем площадь возгорания, количество техники и людей, задействованных в тушении.
Технически этот процесс представляет собой появление на экране уведомлений напротив иконки той или иной камеры. Камеры расположены в так называемых дымточках – местах, которые соответствуют двум критериям: с одной стороны, там высока вероятность возникновения пожара, с другой – оттуда хорошо просматривается местность. Если возгорание замечают в РДС, сообщение об этом поступает на ближайшую к месту лесопожарную станцию. Их на территории области 26. Сотрудники станции выезжают на место и тушат возгорание.
Ситуация напряженная
Пятый класс пожарной опасности не означает, что пожар тушить невозможно. Но это обычно сопряжено с трудностями и опасностью.
– Возгорание в этот период может произойти от любой мелочи – брошенного окурка или даже неудачно упавшей стеклянной бутылки. Казалось бы, ерунда, а может сгореть целый лес. Также именно для V класса характерны возникновение и распространение крайне опасных верховых пожаров и переход огня из лесных массивов на территорию населенных пунктов, – добавила Татьяна.
Заместитель министра лесного хозяйства Воронежской области Александр Ерофеев, посетивший Лесопожарный центр в этот день, подчеркнул, что в связи с установившимся V классом пожароопасности на территории области складывается напряженная ситуация. Лесопожарные формирования переведены в режим повышенной готовности.
– Мы используем систему «Лесохранитель» – 50 камер, которые работают в режиме онлайн, позволяя нам оперативно отслеживать ситуацию. Наша РДС передает информацию как в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных районов, так и в Центр кризисных ситуаций МЧС России по Воронежской области. Тушение пожаров мы осуществляем вместе с МЧС. Так, наши подразделения принимали участие в тушении вчерашнего пожара в Лискинском районе. – пояснил Александр Ерофеев.
«Лесохранитель» – сравнительно новая система онлайн-наблюдения за пожароопасной обстановкой. Ее используют последние три года, регулярно обновляя, – по десять новых камер было закуплено в минувшем и в этом годах. Впрочем, ее предшественник, система «Лесной дозор», имел примерно тот же набор функций. Так что работа, по своей сути, давно отлажена. А вот до появления камер было куда сложнее.
– Раньше большое влияние на работу оказывал человеческий фактор. Дозорные залезали на вышку и пытались рассмотреть области задымления. Теперь же информация попадает одновременно на ближайшую лесопожарную станцию и сюда, в РДС. Система сама определяет задымление, и оператору уже приходит сигнал – «потенциально опасный объект», – добавил Александр Ерофеев.
При выборе места для установки камер руководствуются тем, что сначала надо прикрыть хвойные леса, особенно молодняк (больше всего подверженные возгораниям), и населенные пункты, которые в первую очередь могут пострадать от лесных пожаров.
Что требуется от граждан
Замминистра лесного хозяйства напомнил, что безопасности лесов и расположенных рядом с ними населенных пунктов может способствовать каждый из нас. Достаточно придерживаться установленных правил. Так, с 1 апреля на территории региона действует особый противопожарный режим. Штрафы за его нарушение достигают 40 тыс. рублей.
Также министерство лесного хозяйства в этом году, учитывая сложные погодные условия, четырежды вводило ограничение на пребывание граждан в лесах. Текущее ограничение действует до 6 сентября, и уже выпущен приказ о новом ограничении с 7 по 27 сентября.
– У нас идет пора уборки садовых и приусадебных участков. Просьба к гражданам: не сжигайте ботву и продукты переработки сельхозпродукции, – призвал воронежцев Александр Ерофеев. – Любая искра сейчас, в условиях чрезвычайной пожарной опасности, может привести к беде.
Кадры и ресурсы
Мы уточнили у заместителя министра, не испытывают ли лесопожарные центры кадрового голода? Есть ли кому тушить огонь в случае его возникновения. Александр Евгеньевич отметил, что в целом ситуация стабильная. На 26 станциях работают 308 человек.
– У нас есть люди, ушедшие на специальную военную операцию. Небольшой кадровый голод присутствует, но в целом больших проблем с комплектованием и готовностью центров нет. Но если у кого-то была мечта поработать пожарным, приносить пользу людям на этом поприще, сейчас, возможно, лучший момент для этого. Ограничений по возрасту нет. Надо только трезво оценить свои физические возможности, – заметил Александр Ерофеев.
В распоряжении сотрудников Воронежского лесопожарного центра 214 единиц техники. Это классические пожарные автомобили, тракторы с плугами и малые лесопатрульные комплексы на шасси УАЗа-«буханки». В кузове последних – емкость объемом 1,5 куб. м и насос высокого давления. Главное преимущество этих машин – в маневренности.
В этом году в регионе зафиксировали десять лесных пожаров на площади в 6,71 га. Большинство из них – на землях Гослесфонда, один – на особо охраняемой природной территории. Уникальным выдался прошлый год, когда не было зафиксировано ни одного пожара.
Проедут между просек, туда, куда не заберется огромный «Урал». А еще может показаться удивительным, но тракторы в деле тушения небольших низовых лесных пожаров эффективнее пожарных машин. Опахать по периметру площадь распространения огня, пресечь его по кромке проще, чем залить водой. Многие социальные объекты, в том числе детские лагеря, а также хвойные насаждения опахивают предварительно.
Помимо пожарных на страже леса стоят 233 инспектора «Лесной охраны», которые ежедневно (а в текущей обстановке и два раза в день) патрулируют лесные маршруты общей протяженностью более 13 тыс. км.
Что касается технологии тушения, здесь в каждом случае решение оперативно принимается на местах. Руководитель тушения пожара, прибывая на место, определяет, какое количество сил и техники необходимо. Если не хватает имеющегося в машинах первоначального запаса воды, пожарные знают, где ее набрать. Все это заранее отрабатывается на учениях на всех потенциально опасных участках. Главная задача во время тушения – не дать превратиться низовому пожару в верховой, который распространяется гораздо быстрее, представляет большую опасность и ведет себя более непредсказуемо. В этом случае, как правило, не обойтись без пожарной авиации. Но у нас в регионе ее на сегодняшний день нет. Так что самый доступный способ бороться с верховым пожаром – запустить навстречу ему низовой. Это, конечно, приведет к гибели других деревьев, но быстро остановит пожар в самом опасном его варианте.
Впрочем, верховых лесных пожаров в нашем регионе не было последние несколько лет. А будут ли впредь, зависит от осмотрительности в быту многих из нас, кто проводит эти жаркие дни за пределами города.