В Чечне подчиненные боевого генерала Олега Хотина делали себе татуировки «С нами бог и Хотин»
В Воронеже к годовщине смерти бывшего руководителя областной милиции выпустили книгу «Генеральские звезды Олега Хотина».
Людмила Минаева, 11 сентября 2013, 14:26
В субботу, 7 сентября, исполнился год со дня смерти генерал-лейтенанта милиции Олега Хотина, с 2006 по 2011 год возглавлявшего ГУ МВД России по Воронежской области. В отставку Хотин ушел из-за болезни, с которой боролся два года. Но она победила.
К годовщине памяти боевого генерала воронежский писатель Валерий Барабашов создал документальное повествование под названием «Генеральские звезды Олега Хотина». Барабашов – автор более 30 произведений, среди которых книга «Героями рождаются в бою» – о воронежских милиционерах, погибших на Северном Кавказе, и «Дамы, вы в отличной форме!» – о женщинах в погонах.
– Написать об Олеге Хотине, боевом генерале, который более трех лет провел в Чечне, я собирался давно, – рассказывает Валерий Барабашов. – Я был членом Общественного совета при ГУВД шесть лет, четыре из них – в то время, когда воронежскую милицию возглавлял Хотин. Было уже даже название книги – «Чеченская страда». Но Хотин сказал, что не пришло время об этом рассказывать. Он, носитель государственной тайны, ответил буквально так: «Сказать правду я не имею права, а врать не могу».
Мечтал о карьере военного
К работе над «литературным памятником», как называет книгу сам автор, Барабашов приступил через месяц после смерти генерал-лейтенанта. На сбор информации и написание биографии ушло около девяти месяцев, еще два – на правки, верстку и типографию. Автор подробно рассказывает о жизни Олега Хотина – не только о его милицейской карьере, но и о детстве, военном училище, любви и болезни.
Родился будущий генерал в Курске, в семье военного. Хотины назвали сына в честь Олега Кошевого, командира антифашистских подпольщиков «Молодой гвардии». Школьнику Олегу Хотину пророчили карьеру профессионального баскетболиста. В Бурятии, очередном месте жительства семьи военного, он играл за сборную республики. Однако Олег твердо решил пойти по стопам отца, хотя родители отговаривали от «жизни в постоянных переездах». Но молодой человек ответил твердо отцу: «Хочу учиться там, где учился ты!» - и поступил в Орджоникидзевское военное училище.
Однако военная карьера пошла прахом из-за принципиальности будущего генерала. В 1999 году вышестоящий начальник «намекнул» Хотину, в то время командиру полка, базирующегося в Москве, о необходимости скинуться на свадьбу его дочери. Он отказался, и начались буквальная травля, проверка шла за проверкой. Нервы Олега не выдержали , и он написал рапорт на перевод в милицию. Бывший командир полка внутренних войск был назначен на должность начальника отделения по организации работы участковых инспекторов милиции отдела внутренних дел «Хорошево-Мневники» города Москвы.
Чеченская страда
В феврале 2003 года Хотина командировали на Северный Кавказ. Барабашов подробно описывает этот этап жизни Олега Валентиновича и миссию, которую он выполнил в Чечне. В книге «Генеральские звезды» «Чеченской страде Олега Хотина» посвящены две главы - «Вздыбленная республика» и «В одной команде».
Полковник милиции Хотин возглавил в Чеченской республике Временную оперативную группировку отделов и подразделений МВД РФ. Он сменил на этом посту генерала Сысоева, который позже заменил Хотина на посту начальника воронежского ГУВД, когда тот заболел, отмечает автор.
«Чечня 2003-го года – растревоженный улей», – пишет Барабашов. В условиях противостояния боевикам Хотину нужно было в мятежной республике формировать отделы милиции фактически заново: те, которые были, разбежались или вовсе перешли на сторону террористов. В милицейские ряды шли с опаской, боясь мести боевиков. Зато бандформирования пытались сами проникнуть в правоохранительные органы, чтобы иметь там своих людей. Другая не менее важная задача, которая стояла перед Хотиным, – борьба с терроризмом на всем Северном Кавказе.
Хотин буквально ходил по лезвию. 9 мая 2004 года, когда в Грозном на стадионе «Динамо» прогремел взрыв, он должен был быть на трибуне рядом с погибшим президентом республики Ахматом-Хаджи Кадыровым, но задержался в Ханкале, где был штаб Временной оперативной группировки. В другой раз по наитию поехали из Грозного во Владикавказ длинной дорогой, а на «короткой» в тот день подорвался военный «УАЗик». «Груз-200» для Олега Валентиновича был трагедией. Он лично инструктировал сопровождающих, как вести себя с родственниками погибшего, что говорить. Сам он не мог в эти дни есть.
В списке на уничтожение
Хотин не боялся выезжать в неспокойные деревни, чтобы встречаться с жителями, – разговаривать, убеждать, что у России и Чечни единый путь. Как человек, не делающий различий между людьми по национальному признаку, он быстро снискал уважение среди местного населения, чеченцы шли к нему за справедливостью. Его подчиненные по-сыновьи звали Хотина «батя». Преданные бойцы связали свою жизнь с его, на своих спинах они накалывали татуировку «Хотинцы».
– У одного из его близких подчиненных, у которого я брал интервью для книги, наколото на спине «С нами Бог и Хотин». Попасть с такой татуировкой к боевикам, значило обречь себя на мучительную и неотвратимую смерть, – рассказывает Валерий Барабашов.
Звание генерал-майора Хотину присвоили летом 2004-го, еще через 10 месяцев он стал генерал-лейтенантом. А боевики обозначили своей меткой: Хотин в их списке на уничтожение значился под № 199.
«Об этом знали в штабе объединенной группировки, информация была передана по оперативным каналам. Но Хотина ждала другая участь – коварная болезнь, она терпеливо дожидалась своего часа», - пишет Барбашов в своей книге.
Первый тревожный звоночек о болезни прозвучал еще в 2005 году на Северном Кавказе - «забарахлила» поджелудочная железа. Хотина подлечили в госпитале в Ростове-на-Дону, и он снова ушел с головой в работу.
Заключительная глава
Жизнь генерала Хотина Валерий Барабашов собирал по крупицам, как мозаику , из воспоминаний родителей, однокурсников, сослуживцев, его детей, друзей и даже врачей. Практически со всеми встречался в Воронеже : многих соратников, с кем вместе служил в Чечне, Олег Валентинович потом пригласил работать с ним в нашей милиции. Хотина уважали и как профессионала, и как человека – предложение принимали с честью.
В 2010 году Олег Хотин наконец-то нашел семейное счастье. В конце сентября генерал женился на руководителе пресс-службы воронежской милиции Софье Грановской. Торжество не афишировали. На следующий день после свадьбы Хотин собрал руководящий состав: «Товарищи офицеры, позвольте представить вам мою жену – Софью Вячеславовну Хотину». Для многих это было полным сюрпризом.
«Признаюсь, мне хотелось написать книгу более художественно, особенно историю генерала Хотина и Софьи, их шагов навстречу друг к другу», - говорит Валерий Барабашов. Впрочем, даже в стиле документального повествования изложение получилось очень романтичным.
В семейное счастье вмешалась тяжелая болезнь. Через полтора месяца после свадьбы снова дала о себе знать поджелудочная железа. Софья оставила работу, чтобы быть рядом с мужем, ухаживать за ним. Они буквально жили в больницах. Генералу становилось то хуже, то лучше. Но работать он уже не мог. 1 апреля 2011 года указом президента страны Дмитрия Медведева Хотина освободили от должности начальника ГУВД по Воронежской области в связи с болезнью.
В сентябре 2012-го, когда генерал снова с ухудшением лежал в областной больнице, он согласился ехать на лечение в Германию. Софья, отец генерала Валентин Григорьевич и старший сын от первого брака Святослав, который к тому времени уже служил в воронежском главке, выехали в Москву за визами. Когда поздним вечером 7 сентября прошлого года они ехали обратно в Воронеж с заветными бумагами и надеждой на помощь европейской медицины, Софье позвонили из реанимации: «Ваш муж скончался»...
Продолжение следует
…«Мы познакомились в конце октября 2012 года в машине его отца, Святослава Олеговича. Трехлетний крепенький мужичок, сидевший справа от водителя, повернулся ко мне, окинул внимательным взглядом, подал руку:
- Олег Хотин.
- Внук Олега Валентиновича, - пояснила Софья.
- Ну, расскажи что-нибудь. Про дедушку, - попросил я.
- Я не знаю… Я еще маленький, - серьезно ответил Олежка. – Вырасту вот…
На том и порешили.
Олежка вырастит и прочитает эту книгу. И уяснит, каким был его дед, чем он занимался в короткой своей жизни, как воевал за сохранение нашего Отечества, России и как давались ему его генеральские звезды <…>
А пока…
Род Хотиных продолжается.
Как и сама жизнь.»