В богучарском селе открыли памятную доску умершим в госпитале красноармейцам

В Шуриновке с 15 января по 1 февраля 1943 года в эвакогоспитале умерли 9 военнослужащих.

Любовь Герусова, 19 декабря 2016, 17:39

Александр Мануйлов

В селе Шуриновка Богучарского района открыли мемориальную доску с перечнем фамилий солдат и офицеров, умерших от ран в 1943 году, сообщила корреспонденту РИА «Воронеж» глава Липчанского поселения Елена Акименко в понедельник, 19 декабря. Данные о красноармейцах в архиве Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ в Санкт-Петербурге нашли поисковики из Богучарского поискового отряда «Память».

Мемориал установили у памятника солдатам Красной Армии, погибшим при освобождении села в декабре 1942 года в субботу, 17 декабря. Здесь значились только имена погибших при освобождении села красноармейцев. Данные по умершим от ран затерялись в архивах. Также поисковики из Богучарского поискового отряда «Память» нашли родственников одного из солдат – Михаила Меркулова, числившегося пропавшим без вести. 

– Помимо полевых выходов отряд «Память» ведет и круглогодичную работу в архивах – ею уполномочен заниматься поисковик Эдуард Солорев из Варваровки, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» командир поискового отряда Николай Новиков. – Он в свободное от работы время уже установил немало утерянных имен и военных событий, скрытых в архивах не только России, но и Германии. Благодаря оцифровке архивных материалов сегодня стало возможным даже не выезжая из Богучара найти немало важных фактов о временах Второй мировой войны, и он перелопачивает огромные объемы информации в поиске крупинок истины.

Местный житель Владимир Проценко рассказал то, что слышал от матери и других старожилов села.

– О том, что в село заходят наши войска взрослым сообщили вездесущие дети. Война была страшной и жестокой. Столько тут с обеих сторон людей полегло, ужас, – вспоминал селянин. – Мама рассказывала, как у двора лейтенант попросил у нее воды попить. Она кружку протянула, и только тогда увидела, что у него обеих кистей нет, оторваны. У не и кружка выпала от потрясения. Солдат своих лейтенант, по словам матери, так напутствовал: «Если «поймаете» пулю, падайте вперед, чтобы еще хоть метр нашей земли занять». Патриотизм тогда был очень высок, не верьте тем, кто сейчас пытается принизить нашу победу над врагом.

Воспоминаниями о событиях 1943 года поделилась и медсестра госпиталя №2774 Елена Матюнина (Самойлова) из Урюпинска Волгоградской области.

– Посадили нас в открытый «телячий» вагон и отправили по узкоколейке в Воронежскую область. Стояли сильные морозы. По дороге в Шуриновку проезжали «поля мертвых»: из-под снега торчали ноги, руки... Это были места недавних боев. Уже в селе говорили: «Там за селом идут сильные бои». Раненых было очень много, –  предоставила письменные свидетельства Малютина. – В Шуриновке, помню, стояли недолго». 

По словам Елены Васильевны, всю войну она вела дневник, и он мог бы пролить свет на многие события, но когда после демобилизации она возвращалась домой, чемодан с ним украли.

Справка РИА «Воронеж»

Освобождение Шуриновки состоялось 18 декабря 1942 года. Воинская часть вошла в село 15 января 1943 года. В ее составе находился эвакуационный госпиталь №2774, который разместился в здании местной участковой больницы (сохранилось по сей день). Госпиталь стоял в селе две недели, и за это время от ран здесь умерли девять человек. Часть пошла дальше, а умерших солдат и офицеров придали земле недалеко от госпиталя, где рядом уже захоронили 32 солдата, погибших при освобождении села. В Шуриновке практически не осталось тех, кто знал, что в селе стоял эвакогоспиталь. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.