В Балтийском море нашли затонувшую 300 лет назад яхту Петра Первого
Корабль The Transport Royal затонул у берегов Швеции в 1715 году.
Александра Костина, 22 октября 2015, 13:41
Дайверы из России и Швеции обнаружили в Балтийском море около Гетеборга остов яхты Петра Первого The Transport Royal, сообщает в четверг, 22 октября, «Лента.ру». Судно затонуло 300 лет назад, 27 сентября 1715 года, когда попало в шторм на пути из Архангельска на Балтику, к театру военных действий (Северная война). В живых тогда остался 21 человек — англичане, русские и датчане.
«Удивительное совпадение — яхта The Transport Royal затонула 27 сентября 1715 года по старому стилю. Первые детали затонувшего судна мы нашли 27 сентября 2015 года по новому стилю. Мне трудно просто передать, как мы обрадовались! Думали, вот опустимся последний раз в этом сезоне и продолжим поиски в следующем году», - отметил руководитель группы, исследователь исландской компании iXplorer ocean research Алексей Михайлов.
Группа Михайлова планирует официально известить шведские власти о находке и не исключает подачу заявки на подъем отдельных деталей судна для показа в России.
Яхта VI ранга The Transport Royal (в переводе это означает «перевозящий короля» или «королевский корабль») была построена в 1695 году в доке Чатама судостроителем Робертом Ли (Robert Lee), относилась к классу ранних шхун (schooner). На борту имелось 20 пушек. Ее спроектировал британский адмирал, лорд и маркиз Питер Кармартен.
Во время своего пребывания в Англии в 1698 году Петр Первый был очарован быстроходным судном, и король Вильгельм III вместе с маркизом решили подарить его царю. Однако фактически речь шла о коммерческой договоренности: взамен корабля королевского флота и суммы в 28 тыс. фунтов (она пошла на посольские расходы и наем иностранных специалистов) английские предприниматели (в том числе сам Кармартен) получили право на монопольную торговлю табаком в России.
В числе прочих The Transport Royal прибыла в Архангельск, привезя около сотни иностранных военных и гражданских специалистов, поступивших на русскую службу. Впоследствии царь приказал перевезти свою любимую яхту по рекам и волоком на юг, чтобы включить ее в Азовский флот для борьбы с турками — однако природные условия помешали реализации проекта.
После 17 лет простоя яхта была перевооружена и летом 1715 года включена в состав архангельской эскадры, которая отправилась в Балтийское море, чтобы принять участие в Северной войне. Однако осенние шторма погубили несколько кораблей еще у берегов Норвегии, а The Transport Royal разбилась о камни около шведского острова Марстранд недалеко от Гетеборга. Шведы пленили командира корабля Хутчинсона и еще 20 спасшихся членов экипажа, заключив их в Марстрандскую крепость. Все российские моряки вскоре погибли в тюремном замке.
В Швеции с 1998 года реализуется правительственный «Проект Марстранд», в рамках которого в районе одноименного острова проводятся подводные археологические работы. Ученые ранее нашли останки фрегата «Фредерикус» постройки 1698 года, ровесника яхты The Transport Royal.