Усадьбу Веневитинова оборудовали тривизором, кинозалом и электронным киоском
Музей открылся после полной реконструкции дома и парка.
Софья Успенская, 2 июня 2013, 13:40
Соловьи в парке, стихи на свежем воздухе, Воронежский хор на берегу Дона, струнный квартет на лужайке и романсы под фортепиано в гостиной – в Новоживотинном прошло торжественное открытие теперь уже полностью реконструированной усадьбы Веневитинова. После долгой реконструкции оба этажа музея и обновленный парк теперь будут открыты для посетителей.
Вчера первая экскурсия по усадьбе прошла для воронежских деятелей культуры, журналистов и всех, кто так или иначе помогал в реконструкции. Интерьеры обновленной усадьбы, по замыслу московского художника Николая Симонова, автора художественной концепции оформления музея, должны погружать посетителей в атмосферу XIX века. При этом достигается этот эффект не просто точным воспроизведением интерьеров тех лет, а совершенно новым способом организации выставочного пространства. Почти каждый зал музея оснащен новейшим мультимедийным оборудованием, которое дает возможность углубиться в тему экспозиции.
Так, в комнате, посвященной философским взглядам Дмитрия Веневитинова и его «Обществу любомудрия», можно устроиться перед большим экраном и посмотреть фильм о немецких философах, повлиявших на взгляды любомудров. В зале, посвященном истории семьи Веневитиновых, установили «электронный киоск» - конструкцию, похожую на банковский терминал, на мониторе которой можно рассмотреть и прочитать сканы старинных документов, так или иначе касающихся Веневитиновых.
Еще сразу в нескольких залах появились тривизоры – 3d дисплеи, устройства, которые выдают трехмерное изображение предмета. Так, например, в одном из тривизоров можно рассмотреть бритвы Фаддея Веневитинова, «коими он брил первый себе бороду в приезд Государя императора Петра I в Воронеж, за что он и пользовался милостями Государя, бывшего у него лично в гостях». Еще в одном – перстень поэта Дмитрия Веневитинова, найденный на раскопках Геркуланума и подаренный ему его неразделенной любовью – Зинаидой Волконской. Сам поэт очень ценил эту вещь, хотя и опасался ее разрушительной энергии и говорил, что наденет ее только в двух случаях – либо на свое венчание, либо на смерть (в итоге слова его оказались пророческими, и друг Веневитинова, философ Федор Хомяков, примчавшийся к тяжело больному поэту в Петербург, снял кольцо с цепочки и надел ему на палец за несколько минут до смерти). Сейчас черный перстень Геркуланума хранится в Москве, в Литературном музее (его изъяли из гроба при перезахоронении Дмитрия Веневитинова на Новодевичье кладбище в 1930 году), но в воронежском музее можно рассмотреть его 3d копию со всех сторон, как если бы он был здесь – видны даже малейшие неровности металла.
– Я только что приехал из Лондона, где мы с женой целую неделю ходили по музеям, и вот сейчас я сравниваю этот музей с английскими и могу уверенно сказать, что у нас ничуть не хуже, все на уровне, – поделился впечатлениями архитектор Анатолий Бородецкий (он, кстати, подарил музею антикварный самовар начала XIX века – ровно такой, из которого вполне мог попивать чай на террасе поэт Дмитрий Веневитинов).
По замыслу руководства музея, усадьба теперь будет жить светской жизнью, почти как двести лет назад. Планируется, что здесь будут проходить вечера, концерты, выставки, творческие встречи и даже стилизованные свадьбы.
Для начала открытие организовали в стиле светского раута XIX века – на лужайке перед усадьбой играл струнный квартет, в бальном зале перед гостями музея станцевали балерины, в музыкальной гостиной солистка Воронежского театра оперы и балета Александра Добролюбова под аккомпанемент старинного фортепиано исполнила несколько романсов на стихи поэтов позапрошлого столетия. Затем гостей позвали послушать соловьев в обновленный парк (газоны там все еще покрыты пленкой, но парк все же прекрасен – клумбы подсвечены маленькими фонариками, а с выбеленной террасы открывается вид на волшебный закат над Доном). В парке посетителей усадьбы ждал маленький концерт Воронежского академического народного хора, а к возвращению в дом на террасе выставили чайные столы с самоварами и сушками. Когда на улице почти стемнело, в доме зажегся свет и в окнах второго этажа стали видны тени танцующих фигур.
Директор областного литературного музея Светлана Деркачева в благодарственной речи долго перечисляла имена тех, кто помог возродить усадьбу замечательного поэта: Татьяна Гордеева, Геннадий Чернушкин, Сергей Гулевский, Ольга Дмитриенко, Юрий Полевой, Тамара Дьякова, Юрий Бубнов и Владимир Глазьев, Олег Ласунский, Иван Образцов, Эмилия Сухочева, Анатолий Бородецкий… Кто-то реализовывал проект реконструкции, кто-то помогал подробными консультациями по истории и культуре XIX столетия, кто-то дарил антикварные вещи, книги и ноты, кто-то оформлял пространства музея… По словам Светланы Деркачевой, реконструкция вышла за рамки простого музейного ремонта и стала общим культурным проектом, знаковым событием для воронежской культуры.
Ксати, музей впервые получил право выставлять акварели, гравюры и цифровые копии живописных полотен, находящихся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Также в процессе подготовки экспозиции руководство музея подружилось с РГБ, РГАЛИ, Эрмитажем, Третьяковской галереей, Государственным музеем имени А.С. Пушкина, Государственным Литературным музеем, которые предоставили цифровые копии редких архивных материалов.
Полный фоторепортаж с открытия можно посмотреть в нашей группе «В контакте».