Urbis in Orbis: Улицы культурных бунтарей-4
Есть ли перспективы у воронежских арт-кварталов на периферии города?
Олег Григоренко, Илья Бейлин, 6 марта 2014, 20:10
РИА «Воронеж» и бюро средового проектирования «Урбонавтика» продолжают обзор возможностей для создания в Воронеже собственного арт-кластера в рамках специального проекта «Urbis in Orbis». Промышленные зоны и уютные уголки старого города, которые мы рассмотрели ранее, находятся в центре Воронежа. Однако городские окраины также обладают немалым потенциалом для развития новой креативной среды.
Северный микрорайон
Фото Павел Горячев.
Арт-квартал в Северном районе напрашивается. И лучше всего создать его, как можно быстрее, буквально к осени 2015 года. К этому времени здесь закончится ввод новых жилых массивов, в которых будет жить больше 40 тысяч горожан. К счастью или к сожалению, в Северном районе практически нет индустриальных зон, которые нуждались бы в редевелопменте, и это придает формировании здесь арт-кластера определенную специфику.
Микрорайон нуждается в «чудесном», в инсталляции в прямом и переносном смысле нового «центра». Пространство спальных кварталов нуждается в точке, которая сумела бы связать его воедино, придала бы жителям Северного осмысленность существования в городе. Сейчас такого центра притяжения там нет. Жители Северного тратят по полтора часа для того, чтобы добраться до работы или до места, где можно получить качественный досуг.
Жителям Северного микрорайона надо вернуть вкус к жизни, а не заставлять их мотаться в центр Воронежа в популярные торгово-развлекательные центры. Создание полноценной городской среды в Северном микрорайоне позволит решить многочисленные общегородские проблемы. «Северный» арт-кластер не только изменит психологическую картину жизни в районе за счет появления здесь собственного Broadway с приятными приключениями и развлечениями. Создание новых рабочих мест положительно скажется на транспортной ситуации, сократит традиционные пробки.
Для арт-кластера в Северном важна не площадь, которую он будет занимать, а то, чем там будут заниматься люди, что интересного, увлекательного и практичного они предложат своим соседям по кварталу, району, городу.
Вероятнее всего, арт-кластер «Северный» должен быть новым строительным проектом. Ведь большинство производств, находящихся на территории Коминтерновского района, сконцентрированы вдоль его границы с Советским районом, на дальней периферии спальных кварталов. Одна из таких площадок – Воронежский экскаваторный завод. Можно вспомнить слова владеющего значительной долей его активов предпринимателя Андрея Романенкова, который хотел бы иметь выставочный зал для экспозиции его любимых ретро-автомобилей. Разумно предположить, что такой зал должен стать своеобразным конференц-залом, конгресс холлом, сочетающим возможности проводить переговоры со своими партнерами. Но, здесь не может быть идти и речи о том, что найдется порядка 3 тыс. метров на арт-квартал для тех, кто заселит несколько высотных зданий под торговой маркой «Славный». К тому же сложно предположить, ради чего поедет житель Северного района в арт-квартал в район, между автовокзалом и Политехом.
Между тем, продолжение формирования Северного исключительно как спального района, было бы непростительной ошибкой. Ему нужны точки притяжения, знаковые здания причем не только визуальные. Такие доминанты смогли бы задать верную ноту в развитии района – жизнь в ритме социального танца.
Исторически такими Знаками становились Храм, Театр, Университет, Парк. Но храм в Северном еще «не намолен», не оригинален, композиционно не выразителен, а прилегающая территория представляет сложную систему взаимоотношений торговых площадок, гаражей, и вытоптанных дорожек. Там сложно представить почву для возникновения такого феномена. Парк «Олимпик» это роль исполнять не может, да и не претендует, а проекты развития территории рядом с Институтом искусств пока что остаются лишь проектами. ВГУ, хотя и намерен строить новые здания в Северном, пока что не проявил себя как новая институция.
Район вокруг железной дороги
«Островом» по отношению к центру, где сегодня сосредоточена его культурная жизнь, северную часть города делает уродливая зона вокруг железной дороги, словно скальпелем рассекающей Воронеж. На расстоянии от 50-200 метров от путей находится царство дискомфорта, изуродованное стенами тюрьмы, гаражей и хмурых цехов воронежского тепловозоремонтного завода имени Ф.Э. Дзержинского.
Уже в этом десятилетии можно преобразовать отрезок от вокзала «Воронеж-1» до Курского. Он способен не разделять, но связывать районы, расположенные друг с другом, но фактически обособленные. От парка «Орленок» до улицы Урицкого по прямой – чуть более 700 метров. Но горожанам приходится преодолеть расстояние втрое больше, чтобы из одной из этих точек в другую.
Вся территория рядом с железнодорожными путями должна подвергнуться ревитализации и превращению ее в территорию полезную для города. Площадки бывшего бизнес-инкубатора, складских помещений, участка компании «Анстрем» в перспективе могли бы стать кварталом с уникальным позиционированием – соединение городских островов.
Дамба Чернавского моста
Подобным потенциалом обладает и территория вокруг Воронежского водохранилища. Например, появление арт-кластера на дамбе Чернавского моста, где расположен яхт-клуб, куда выгоднее для Воронежа, чем проект, который представила губернатору Алексею Гордееву корпорация «ГРИНН» http://riavrn.ru/news/posredi-voronezhskogo-vodokhranilishcha-sobirayutsya-postroit-torgovyy-tsentr/ . Речной арт-кластер в Воронеже мог бы стать подобием района Грэнвилл Айленд в канадском Ванкувере.
Фото wikipedia.org
Orbis: Грэнвилл Айленд – один из старейших районов Ванкувера. С начала XX века он развивался как промышленная зона и даже некоторое время носил название Промышленного острова. Местные предприниматели с удовольствием открывали здесь новые производства: металлургические, деревоперерабатывающие, химические и станкостроительные заводы. Вместе с ними росли и трущобы, появившиеся на острове во время Великой депрессии. После Второй мировой войны спрос на продукцию тяжелой промышленности пошел на спад. Производство сокращалось, землевладельцы попытались удержать арендаторов радикальным снижением ставок, а городские власти соединили Грэнвилл с материком земляной насыпью, но никакие их усилия не могли остановить упадок некогда процветающей промзоны. На заброшенных фабриках то и дело вспыхивали пожары, владельцы предпочитали совсем закрыть производство, чем заниматься восстановлением зданий.
В 70-е годы XX века по инициативе федерального министра Рона Басфорда, которого впоследствии назовут «мистером Грэнвилл Айленд», власти начали масштабный проект редевелопмента кризисной территории. Его идеологией стало создание на острове среды, ориентированной на потребности людей. Здесь появились новые парки, жилые кварталы, выставочные площадки. Общая сумма вложений в Грэнвилл Айленд составила более $19 млн, однако затраты себя оправдали – сегодня Грэнвилл Айленд, по-прежнему принадлежащий канадской госкорпорации по ипотеке и жилому строительству, ежегодно приносит в казну около $35 млн в виде налогов.
В современном Грэнвилл Айленде находятся большой открытый общественный рынок, бутик-отель, пристань для яхт, Университет искусств и дизайна имени Эмили Керр, несколько театров, художественные галереи, торговые зоны, ремесленные студии, а также пивоварня Грэнвилльской пивоваренной компании, также привлекающая туристов.
Левый берег
Еще один городской «остров», где проживает более трети воронежцев, - Левый берег. После 23.00 он оказывается полностью оторванным от «материка» - Правобережья, где находятся основные досуговые пространства. Город спит, город не работает, экономика замораживается, а павильончики с сигаретами и сникерсами связности Воронежу не создают, да и экономику особо не развивают. Между тем, на Левом берегу есть несколько бывших дворцов культуры, которые потенциально могли бы стать базой для местного арт-кластера. Однако сегодня реконструировать их под торгово-развлекательные комплексы сегодня обременительно, отдавать под единственную студию танцев – бессмысленно, вот они и стоят, как, например, ДК «Электроника» - выкупленные, но законсервированные – до лучших времен.
Окончание следует. В последней публикации серии «Улицы культурных бунтарей» специального проекта «Urbis in Orbis» - прогноз сроков, в которые в Воронеже может появиться собственный арт-кластер, и выгод, которые он способен принести городу.