Управлял монастырями и наставлял царя. Какой была жизнь святителя Митрофана до того, как он возглавил Воронежскую епархию
Спецпроект РИА «Воронеж», посвященный 400-летию подвижника
Инна Шульгина, 11 августа 2023, 19:00
Мощи святителя покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. По сей день поклониться им верующие идут нескончаемым потоком, многие приезжают издалека. Митрофана Воронежского чтят и любят на Афоне. Его святость почитали современники при жизни, и после кончины он обрел славу не только в России, но и далеко за пределами нашей страны.
В рамках спецпроекта РИА «Воронеж» расскажет о жизненном пути святителя. Первым материалом станет повествование о том, как жил святой подвижник до своего епископства на Воронежской земле.
Был женат, имел детей
Как рассказал клирик Благовещенского кафедрального собора протоиерей Владимир Чернышов, документальных сведений о жизни святителя Митрофана, особенно о первой ее половине, очень мало. Факты его биографии известны только из духовного завещания епископа и нескольких сохранившихся писем.
Святитель Митрофан родился в 1623 году в селе Антилохово Владимирской губернии, скорее всего – в семье священника. При крещении получил имя Михаил. Отца звали Василий, маму – Мария. Став взрослым, Михаил был рукоположен во священники и направлен на служение в соседнее село Сидоровское. По словам протоиерея Владимира Чернышова, святителя Митрофана там до сих пор почитают, а в местной церкви хранится его старинный портрет.
До принятия монашества Михаил был женат, имел детей. Достоверно известно о его сыне Иване: уже будучи монахом, святитель писал ему письма. Но никаких сведений о жизни сына не сохранилось, так как все письма отца к нему имели исключительно воспитательный характер. Возможно, в семье будущего святителя были еще дети, потому что в те времена семьи были достаточно большие.
В 40 лет сельский священник Михаил овдовел и принял монашеский постриг с именем Митрофан в честь святителя Константинопольского Митрофана. Последующие 40 лет жизни – до самой своей кончины – он всецело посвятил Богу.
– В его ситуации не было другого выхода: в те времена вдовый священник должен был или оставить священнослужение, или принять монашество. Естественно, он выбрал второе и в 1663 году поселился в Золотниковской пустыни, которая и по сей день находится в Ивановской области. Есть неподтвержденные данные, что якобы какое-то время он был послушником другого монастыря. Но ему не нужно было быть послушником, потому что он имел большой опыт священнического служения, – объяснил нам отец Владимир.
От монаха до игумена «царской» обители
Золотниковская пустынь была маленьким бедным тихим монастырем. Будущему епископу нравилась эта обитель, и он хотел прожить там всю жизнь. Поэтому с большой неохотой, только из-за послушания священноначалию, спустя три года перешел в соседний монастырь – Космо-Яхромскую обитель.
– Для монахов послушание – главная добродетель. Монах вообще не бывает свободен от послушаний: не только в административном, но и в духовном плане. Если почитать завещание святителя Митрофана, становится ясно, что он был человеком простым, но в то же время достаточно требовательным к себе и к своему духовенству, своей пастве, – рассказал отец Владимир.
В Космо-Яхромскую обитель (расположена во Владимирской области) святитель Митрофан пришел уже в сане игумена – об этом просили братья монастыря, у которых не было настоятеля. Он пробыл там, по разным сведениям, семь или девять лет. За это время построил храм в честь образа Спаса Нерукотворного.
Сведения о его деятельности в Яхромском монастыре дошли до Патриарха Иоакима, и в 1675 году он возвел Митрофана в сан архимандрита и сделал настоятелем Макарьево-Унженского монастыря (находится в Костромской области), где тот прослужил около десяти лет. Здесь будущий епископ получил опыт крупного администрирования. Это был богатый монастырь, к нему была приписана десятина – 94 храма. То есть помимо монастыря, святитель Митрофан был руководителем почти сотни церквей – это было непросто. Кстати, в Унженской обители святитель возвел храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В честь этого чудесного события в будущем он построит собор и в Воронеже.
– В Унженском монастыре у будущего святителя начинается совершенно другая жизнь, потому что этот монастырь особо почитали государи. Царь Федор Алексеевич часто там бывал и беседовал с настоятелем. Видимо, у них сложились хорошие, доверительные отношения. Неслучайно епископом в новоучрежденную Воронежскую епархию царь предложил назначить архимандрита Митрофана. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил рукоположение Митрофана в сан епископа в Успенском соборе московского Кремля, – поведал отец Владимир.
Свидетель венчания Петра на царство
По словам старшего преподавателя кафедры церковно-исторических и общеобразовательных дисциплин Воронежской духовной семинарии Елены Подстраховой, инициатором открытия новых епархий стал царь Федор Алексеевич. Он создал проект епархиальной реформы, при этом самые крупные из них планировалось разделить на более мелкие. На церковном Соборе 1681 года духовенство скептически отнеслось к этому проекту, поскольку открытие новых епархий требовало значительных средств. Большинство членов Собора высказалось против увеличения числа епархий. В результате было принято решение об открытии четырех, две из которых были южные – Тамбовская и Воронежская. Первым епископом Воронежским избирается настоятель Унженского монастыря архимандрит Митрофан.
После рукоположения в сан епископа святой Митрофан не сразу уехал из Москвы. Это было связано с тем, что в 1682 году умер царь Федор Алексеевич и святитель присутствовал на его погребении, а после принял участие в венчании на царство юных государей – Иоанна и Петра Алексеевичей. Последний впоследствии стал императором Петром I. Святитель Митрофан становится свидетелем Стрелецкого бунта, восстания раскольников и Московского Собора, посвященных этому событию. Фактически святой подвижник был очевидцем всех важнейших событий, которые происходили в Москве и отразились на истории как Церкви, так и государства.
О том, как святитель Митрофан занимался устройством новой Воронежской епархии, как он поднимал дух местного священства, обращал жителей из язычества в православие, читайте в следующем материале спецпроекта РИА «Воронеж».