«Умные и одинокие». Финалисты «Воспитателя года» назвали проблемы воронежских дошколят
Участники областного конкурса считают компьютер палкой о двух концах.
Елена Миннибаева, 26 апреля 2016, 14:39
Заключительный этап областного конкурса «Воспитатель года-2016» состоялся в Воронежском институте развития образования в понедельник, 25 апреля. В финал вышли пять педагогов из Воронежа, Россошанского, Подгоренского, Верхнехавского и Аннинского районов. Имя победителя конкурса объявят на торжественной церемонии награждения в воронежском Дворце творчества детей и молодежи в пятницу, 6 мая.
На решающем этапе конкурса финалисты подискутировали на тему «Как сделать так, чтобы детский сад был готов к приходу современных детей?» и обсудили основные проблемы нынешних дошкольников.
Ольга Турищева, воспитатель из Россошанского района, стаж работы 12 лет
– Современные дети отличаются от воспитанников, которые приходили в детсады 10-15 лет назад. Связано это с тем, что в их жизнь влился технический прогресс. Компьютер – это палка о двух концах. С одной стороны, компьютерные игры помогают ребенку стать любознательным, эрудированным, но с другой – делают одиноким, плаксивым, агрессивным. У детей, активно играющих в компьютер, плохо развита фантазия, они направлены на достижение быстрого, готового результата. Они думают, что в жизни все происходит, как в игре, с помощью нажатия кнопки. В наше время воспитатели должны более тесно работать с родителями. Именно они должны подсказать мамам и папам, что ребенку не следует все вечера проводить с планшетом или смартфоном. Нужно объяснять, что, давая инновационную вещь дошкольнику, родитель не всегда делает ему благо. Уж тем более не повод для гордости, если малыш умеет найти мультики в YouTube или завел страничку в социальной сети. Компьютер, если с ним переборщить, лишит ребенка самого важного – живого общения. Гаджет не научит любить, сострадать, сопереживать, помогать.
Лилия Грекова, педагог дополнительного образования из Воронежа, стаж 3 года
– Современные дошкольники открыты новой информации, они, как губка, впитывают все, что их окружает. Я не считаю компьютерные технологии вселенским злом, просто во всем нужна мера. Например, наш сад оснащен интегративными досками, специальными детскими планшетами. Эта техника позволяет детям с особым интересом познавать окружающим мир. Мы также не препятствуем, если ребенок хочет самостоятельно позаниматься, но смотрим при этом за общим временем, проведенным с гаджетом. Конечно, важна атмосфера в детском саду. Ребенок должен понимать, что его там ждут, уважают как личность. Поэтому должно измениться отношение воспитателя к ребенку. Педагог должен стать партнером воспитанника, а не надзирателем.
Наталья Деева, воспитатель из Верхнехавского района, стаж 4,5 года
– Современных детей должны воспитывать и обучать современные педагоги. Мы, воспитатели, не должны стоять на месте, важно тянуться за новым поколением детей. Мы должны учитывать их интересы, возможности, желания. Среди современных дошкольников много одаренных. Главное заметить талант маленького человечка, рассказать о нем родителям, чтобы этот дар не затерялся в массе забот и проблем.
Ирина Володина, логопед из Аннинского района, стаж 13 лет
– Большая проблема современных дошкольников – недоразвитие речи. Как логопед я вижу, насколько с каждым годом эта проблема становится все актуальнее. Почему так происходит? Одна из причин – воспитанием ребенка больше занимаются не родители, бабушки, дедушки, а телевизор и компьютер. Бытует мнение, что, если включать малышу умные программы, то его словарный запас с малолетства будет пополняться умными словами. Это не так. Ребенку для практики необходима живая разговорная речь. Пусть она не будет умной, пусть будет простой, но живая! Современные дети зачастую выдают удивительные умозаключения, но из-за дефицита живого общения не могут его сформулировать. Поэтому мой совет всем родителям дошколят – общайтесь с детьми, смотрите с ними добрые поучительные мультики, обсуждайте действия героев, просите малыша пересказать сказку своими словами. А еще учите малышей простым бытовым действиям. Я часто вижу, как современные дети беспомощны в бытовом плане – не могут застегнуть пуговицу, завязать шнурки. Даже почти вся обувь из-за этого на липучках или молниях.
Ирина Забугина, педагог-психолог из Подгоренского района, стаж 12 лет
– Современные дети – совершенно другие. И это не потому, что изменилась природа ребенка. Изменилась сама жизнь, она диктует ускоренный темп. Жизнь перенасыщена информацией. Повседневные нагрузки растут, и в таком же бешеном круговороте растут наши дети. Поэтому современный ребенок противоречивый. С одной стороны, очень развит, эрудирован, открыт для новой информации, с другой – импульсивный, не сидит на месте, постоянно в движении. Его трудно удержать на месте и привлечь внимание. У современных детей часто возникают проблемы общения со сверстниками. Устранить это можно совместной детской деятельностью. Нужно, чтобы чаще дети находились в коллективе, чтобы было больше общения в живой игре.