Удобно и эффективно. Почему воронежские родители все чаще отказываются от гособразования
Родители, дети и эксперты – о плюсах и минусах частных школ и домашнего образования.
Анастасия Сарма, 28 сентября 2016, 13:28
Новый учебный год начался не только в школах, некоторые дети будут осваивать грамоту дома – под присмотром родителей или дистанционно. С каждым годом число детей, обучающихся вне школы, медленно, но верно растет. Корреспондент РИА «Воронеж» разбиралась, чем воронежцев привлекают негосударственные формы образования, каковы его плюсы и минусы.
Согласно статистике областного департамента образования, в 2015/2016 учебном году 37 детей в регионе обучались в форме семейного образования, 1885 ребят – в частных школах.
Индивидуальный подход
В Воронеже около 10 частных школ. Обучение в них в среднем стоит от 16 до 23 тыс. рублей в месяц. Но этим траты не ограничиваются. К примеру, чтобы стать учеником школы «Мариоль», родителям необходимо внести вступительный взнос – 60 тыс. рублей. Обучение в школе стоит более 266 тыс. рублей в год, или 22,2 тыс. в месяц.
При таком очевидном минусе, как дороговизна, у частных школ есть несомненные преимущества. Это углубленное изучение иностранных языков (порой – нескольких), свои театральные студии и художественные мастерские, свой бассейн и малочисленные классы. По словам Богдана Степового, чей сын учился в «Мариоле», в классе было по 12-13 детей. В классе бывшего выпускника частной школы «Гармония» Дмитрия Попернацкого – всего четыре ученика, в отличие от обычной школы, где в классе бывает и по 40 человек. Следствие малочисленности – индивидуальный подход учителя к каждому ребенку.
Как правило, частные школы называют себя пансионами. Работают с 08:00 до 20:00. Домашнее задание ребенок выполняет под присмотром учителей, что очень удобно для работающих родителей.
Еще один плюс – четырехразовое питание: фрукты, овощи и мясо, а порой – и бутерброды с красной икрой.
У Богдана и Оксаны Степовых ребенок проучился в частной школе три года. Затем его перевели в московскую гимназию, где он стал отличником. По английскому и математике мальчик показал лучшие результаты в классе.
– Отдать ребенка в частную школу решила жена, – рассказал Богдан. – Она жалела сына, что он маленький и не умеет сам завязывать шнурки. В начале 2010-х ежемесячная плата за школу была 15-16 тыс. рублей. Отдельно приходилось собирать деньги на дни рождения и классные сборы. В классе было 12-13 детей, в основном – представители буржуазии: дети владельцев кафе, бензоколонок, строительных фирм. Родители адекватные. Хотя вскоре из детского коллектива сын принес в семью ругательное слово – «нищеброд».
Дмитрий Попернацкий, закончивший «Гармонию», учился там в 10-11 классах.
– Мне не хотелось учиться в принципе, – рассказал Дмитрий. – Родителям я говорил, что после 9 класса уйду в техникум. Они предложили мне перейти в частную школу. Контраст между государственной и частной школами был явный: частная благодаря инвестициям выглядела по-другому. Дети в классе были немного из других семей, хотя не скажу, что они чем-то принципиально отличались от моих бывших одноклассников. Среди них были как ботаники, так и хулиганы.
Уроки шли с 9-10 утра до 13:20, после чего до 15:00 был обед и свободное время, которое подразумевало выполнение домашней работы. После – еще четыре урока.
– Мы были заняты значительно больше, чем в обычной школе, и освобождались в пять-шесть вечера, – отметил Дмитрий. – Английский преподавал кубинец-полиглот, знавший четыре языка. После окончания школы я поступил в филиал Московского института экономики и права. Начиная с 10 класса, я ходил туда на лекции, и первый курс закончил экстерном. Просто пришел 1 сентября на второй курс института без вступительных экзаменов.
Среди тех, кто переводит детей в частные школы, – родители, которые решили попробовать другую систему педагогики. Именно этим руководствовалась преподаватель ВГУ Анна Болхоева, которая отдала 11-летнего ребенка в вальдорфскую школу.
– Мой ребенок – отличник. Вальдорфская школа в Воронеже – одна, находится за городом. Обучение стоит недешево. Но в него включается и питание, и проезд на школьном автобусе, который подъезжает прямо к дому, – рассказала Анна.
Результаты тестирования учащихся и выпускников одной из частных школ Воронежа показывали, что их интеллектуальный уровень оставляет желать лучшего. Это были дети с нормальным интеллектом, но у них выпадали целые блоки знаний. Возможно, из-за того, что так у них построена учебная программа. Или потому, что у нас нет традиции частного образования – ему немного лет, и оно ориентировано на обеспеченных родителей, которые, как правило, привыкли «прогибать» частные школы и детсады под себя. Поэтому школы делают так, как «удобнее» детям и родителям. Я сталкивалась с тем, как уже в частных детсадах дети начинали угрожать воспитателю: «А вы не знаете, кто у меня папа! Да он такое сделает!». Совсем иное отношение к ученикам в частных именитых английских школах: чем они дороже и престижнее, тем более строгие. У нас пока все наоборот.Оксана Зозуля
клинический психолог
Дома и стены помогают
Обучение на дому возможно как по медицинским показаниям, так и по желанию родителей. Список заболеваний, по которым дети могут обучаться на дому, регламентирует приказ министерства здравоохранения. Эта форма обучения практикуется с советских времен – дети болели всегда.
– Есть такие заболевания, когда дети не встают с кровати. Мы обучали одного мальчика в течение десяти лет. У него был церебральный паралич. За несколько месяцев до окончания школы он умер, – рассказала замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 28 Ирина Козберг. – Сейчас у нас один мальчик получил такую справку на полгода из-за того, что у него тяжелый компрессионный перелом позвоночника. И если ребенок живет недалеко от школы, учителя будут ходить к нему домой. Такие занятия школе оплачивает государство. Конечно, выполнить всю образовательную программу в таком формате невозможно: к примеру, если первоклассники учатся 21 час в неделю, то эти дети – только восемь часов.
В облдепартаменте образования пояснили, что следует различать обучение на дому, в организации и семейную форму обучения, вне организации. Семейное образование, или самообразование, – форма обучения, при которой ребенок на дому учится по собственному желанию или желанию родителей. Это право предусмотрено законом «Об образовании». Обучение в семье называется «экстернат».
– В случае экстерната права по обучению ребенка делегируются в семью. Семья берет на себя ответственность за учебу, самостоятельно планируя процесс образования, и прикрепляется к школе, чтобы проходить итоговую аттестацию. Раз в четверть или в полгода (если это старшие классы) сдает в школе тестовые задания. Точно так же – с ЕГЭ. В 2015/2016 году в семье обучалось всего три человека, прикрепленных к нашей школе. Обучающихся на дому по медицинским показаниям – 18. Всего же в школе – 1 тыс. учеников, – отметила Ирина Козберг.
«Хоумскулинг» в Воронеже
Семейное образование (или хоумскулинг) пользуется популярностью у продвинутых родителей. Часто это многодетные семьи, живущие в мегаполисах. Как отметила Ирина Козберг, семейное образование в основном выбирают родители детей, серьезно занимающихся спортом, их жизнь проходит в сложных тренировках и поездках на соревнования. Также предпочтение семейной форме обучения выбирают родители детей, у которых произошла ранняя профессиональная ориентация. Например, если в семье приняли решение, что ребенок будет музыкантом или артистом.
В соцсети «ВКонтакте» есть несколько групп приверженцев хоумскулинга. В сообществе «Дневник хоумскулера» приводятся цитаты известных людей с нелестными высказываниями о школе. «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» (Альбер Камю), «Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию» (Марк Твен), «Школа — это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы» (Роберт Ингерсолл). В пользу семейного образования хоумскулеры приводят несколько аргументов. Во-первых, дети учатся по своим биологическим часам: когда хотят и как им удобно. Во-вторых, дома исключено насилие со стороны педагогов и сверстников. Наконец, родители контролируют моральные, этические и религиозные воззрения своего ребенка.
В Воронеже хоумскулеров пока единицы. Среди первопроходцев – фрилансер-копирайтер, фотограф и преподаватель Мария Штейман. Решение учить сына в семье к девушке пришло не сразу. За год до школы Мария записала ребенка на подготовительные занятия. Но оттуда он приходил с пустыми тетрадями. После такой «подготовки» мама стала заниматься с сыном самостоятельно. А еще – ходить на огромное количество платных развивающих занятий. По словам Марии, детей, обучающихся на дому, среди ее знакомых уже немало. Все сходятся в одном: в школе человек протирает штаны, не получая самых необходимых знаний и навыков.
Школа делает все возможное, чтобы у ребенка отсутствовало собственное мнение. Я изнутри знаю систему школьного образования – некачественного и с преобладанием учителей-самодуров. Уже когда я училась, были такие «звезды», у которых без репетитора нельзя было получить выше тройки. Но на самом деле дело не в деньгах. Просто профессия учителя настолько обесценилась в глазах общества, что туда зачастую идут те, кого никуда не взяли. Хотя, конечно, не все преподаватели таковы. Еще смущают поборы. Чтобы собрать ребенка в школу, нужно как минимум 25 тыс. рублей. На эти деньги можно купить не синтетическую форму, которая будет мешать ребенку жить, а много книг и полезных вещей. Зачем отдавать деньги родительскому комитету, которые непонятно, куда уйдут? И как отдавать ребенка в класс, где 40 человек детей? Какое образование может быть в переполненном классе?.. Я пришла к выводу, что не поведу ребенка в школу, если он сам этого не захочет.Мария Штейман
мама
Учить ребенка в семье девушка не боится – за ее плечами педагогический опыт и умение строить урок. Для творческих занятий (рисование и музыка) она собирается нанимать преподавателя. По словам Марии, часть учебников можно взять в школьной библиотеке, часть придется покупать, а часть – найти в интернете. К примеру, математику можно учить по старому советскому учебнику.
– Не могу сказать, что для такого обучения нужна своя специальная методика: непонятно – объясняешь. Что-то совсем непонятно – объясняешь дважды, трижды. Мы все еще сомневаемся: получится ли у нас? На самом деле желающих обучать ребенка в семье – много, но не все решаются, потому что в нашей стране пока для этого пока нет проторенной дороги, – пояснила Штейман.
Дистанционное обучение
Татьяна Лобачева – еще одна мама-хоумскулер. Они с мужем занимаются бизнесом и достаточно много времени проводят дома с детьми.
Идея получать образование в семье к Татьяне пришла тоже после подготовки к школе. Туда ребенок пришел, уже умея читать и писать, и на трехчасовых занятиях повторял уже пройденное.
– Педагог дал мне понять, что учить в школе никто не собирается, вся ответственность лежит на родителях, – рассказала Татьяна. – Нам стало жалко времени, в том числе потраченного на дорогу в школу. Мы решили использовать его на дополнительные занятия спортом, в театральной студии, художественной школе, для прогулок на свежем воздухе. Все наши знакомые, чьи дети ходят в школу, жалуются на то, что ребенку некогда погулять. С первого класса все начинают по максимуму водить детей на кружки, а ко второму – выдыхаются, потому что им тяжело.
Сын Татьяны пошел во второй класс. Сидя дома, обучается в Новосибирске, где находится головной офис центра дистанционного обучения «Экстерн-офис».
– Центр является посредником между школой и родителями, облегчает процесс взаимодействия со школой, ведет документацию и предоставляет доступ ко всем учебным материалам, – объяснила Татьяна. – Список вопросов для контроля знаний ребенка представлен в виде тренажера. Это удобно тем, что ребенок самостоятельно выполняет домашнее задание, а родителям не надо с головой уходить в поиск учебников.
Программа «Экстерн-офис» – платная. Стоимость обучения в начальных классах – 20 тыс. рублей. С пятого класса цена увеличивается. После девятого класса дети сдают экзамены (ОГЭ) очно, для чего надо ехать в Новосибирск.
– Но, как правило, все делают по-другому: открепляются от новосибирской и прикрепляются к ближайшей от дома школе. В итоге ребенок сдает ЕГЭ в родном городе. Но я надеюсь, что филиал «Экстерн-офиса» откроется в Москве, и мы будем сдавать экзамены уже там, – отметила Татьяна.
Создатель программы дистанционного обучения Алексей Битнер всегда в скайпе, на связи с родителями и детьми. Ребенок в процессе обучения может самостоятельно задать ему вопросы. И если тема непонятна, педагог объясняет ее прямо в скайпе. Для контроля знаний по каждой теме, как и в школе, проводится контрольная работа.
– Контрольная работа не содержит ничего лишнего: как говорится, что дают, то и спрашивают. Экзамен сдается просто – включаешь кнопку «экзамен» и направляешь веб-камеру на ребенка, который выполняет задания. Результат сканируешь и отправляешь по электронной почте в Новосибирск, где контрольную в течение нескольких дней проверяют.
Татьяна отмечает: сын обучается тогда, когда ему удобно. Когда нет настроения учиться, говорит: «Не хочу». Но чаще сам берет планшет в руки и говорит: «Я иду заниматься».
Домашнее образование – это вообще не образование. Ребенок должен быть включен в социум. Даже когда родителей детей-инвалидов пытаются отправить на домашнее обучение, мы им советуем: сопротивляйтесь, как только можете. У нас даже дети с муковисцидозом ходят в школу. Потому что в классе есть некая структура, там идет жизнь, которая строится по своим социальным законам. Там ребенок учится отстаивать свои убеждения, находить компромиссы, дружить, враждовать. Родители, которые учат детей в семье, решают свои проблемы. Им кажется, что они думают о ребенке, но это не так. Видимо, у них был травматический опыт, связанный со школой, но они создают травму и своему ребенку. Обучаясь дома, он не получит опыт социального взаимодействия и будет знать, что школа – это плохой опыт, что там злые бяки. Но люди так устроены, что они не могут жить чужим опытом. Ребенок, не имеющий школьного опыта, в итоге будет еще менее социализирован, чем мама, а ведь у него все могло бы сложиться замечательно. Рано или поздно он столкнется с агрессией, хамством, и не будет знать, как на это реагировать. По сути, он вырастет социофобом.Оксана Зозуля
психолог центра развития и лечения ребенка «Клякса»
В 1970-х годах в США зародилось радикальное направление педагогики – «анскулинг» (unschoolling), то есть полный отказ от школьной и даже составленной родителями программы. Ее прародителем стал Джон Холт (последователь идей «естественного воспитания» Жан-Жака Руссо), который считал, что школьное обучение с его жесткими программами наносит вред здоровью и психике ребенка. Адепты анскулинга утверждают, что ребенок должен познавать мир на своем собственном опыте, изучать то, что ему интересно именно в данный момент. В России анскулинг запрещен законодательно – вплоть до лишения родительских прав.