Ученики калачеевской гимназии создали робота-исследователя и робота-врача

Специально для ребят педагоги разработали авторский курс «Лего-моделирование».

Галина Бочкарева, 27 июня 2014, 10:22

Галина Бочкарева

В городской гимназии Калача работает кружок «Робототехника». Он появился в 2013 году, когда это учебное заведение получило грант в три миллиона рублей за третье место в конкурсе «Школа – лидер образования Воронежской области». Чуть более 200 тысяч рублей пошло на покупку робототехнического комплекта. А молодые учителя информатики, Светлана Рогозина и Ирина Головко, составили авторскую программу для курса «Лего-моделирование».

Робототехнический комплект – это цифровой набор с программируемыми блоками, сенсорами, датчиками, элементами конструирования и инструкцией по сборке «игрока в гольф» - робота на колесиках, катающего мячик по газону. Он и послужил основой для создания других моделей, весьма далеких от спорта.

Весь прошедший учебный год до и после уроков в кружке занимались 20 учеников из пятых, шестых и седьмых классов. И даже учениц. Но если шестиклассница Наташа Камынина хорошо ориентируется не только в салоне папиного автомобиля, но и под его капотом, то Марина Лозовая осваивала роботостроение с нуля. Потому что «интересно стало», да и компания хорошая - одноклассники Дима Щербатых и Ваня Воробцов. Втроем они вместо «игрока в гольф», как рекомендовала инструкция к учебному комплекту, собрали и запрограммировали «Исследователя».

- Чтобы не рисковать напрасно, разыскивая человека под завалами, спасатели могут отправить вперед нашего робота, - объясняет Дима. - Он и в любую дыру пролезет, и дорогу среди препятствий отыщет. На бампере у него мы установили датчики толчка и импульса. А вот этот сенсор, похожий на маленький перископ, позволит ему обнаружить препятствие до соприкосновения с ним. Вот смотрите.

«Исследователь», покрутив «головой», оценивает корреспондента РИА «Воронеж» как непреодолимое препятствие и двигается в обход.

Пятиклассник Вова Манташов, которому «игрок в гольф» тоже показался скучноватым парнем, комментирует с небольшой досадой в голосе: «А мой робот умел и по сигналу хлопка приезжать, пока сенсор звука не забрали для другого. Своего я программировал для работы в больничной палате, чтобы помогать медсестрам. Он и температуру может померить, и влажность воздуха, и освещенность помещения, и цвет кожных покровов определить. Давайте вашу руку».

Вовин робот касается одним из датчиков моего запястья, и на дисплее читаем: «light» - светлый. Объяснив, что если «yellow» - «желтый» не отобразился, то и повода для беспокойства о состоянии здоровья нет, Вова продолжает «В перспективе развития моего проекта – робот-массажист. Здесь будет панелька, по бокам – моторы, запрограммирую на компьютере. И потом хоть руку, хоть спину подставляйте».

Увлечение ребят программированием прекрасно совмещается с их художественными и гуманитарными интересами. Вова, мечтающий после окончания МГУ стать разработчиком роботов, с удовольствием на аккордеоне разучивает «Смуглянку» в школьном оркестре. Будущий журналист и переводчик Наташа сможет найти общий язык с обитателями загадочного мира байтов и битов, создающими цифровую технику. Марина, став врачом, «на ты» сможет обращаться с самой сложной медицинской техникой, диагностируя своих больных. А программист Дима не забросит волейбол, потому что именно там он нашел своих друзей-единомышленников.

- Робот только помогает человеку, делает за него грязную и опасную работу. Но заменить ни в дружбе, ни в общении его не может, - говорят ребята.

.

- Вова Манташов – просто генератор идей, а конкурсов для таких детей почти не проводят, - говорит директор Калачеевской гимназии № 1 Виктор Мартыненко. - В самом районе нет станции юных техников. Это направление представлено только в нашей гимназии и в школе № 1. Наборов для роботостроения тоже недостаточно, а интерес у ребят большой, поэтому будем покупать еще, если появятся средства. Запланировали потратить на эти цели полмиллиона рублей. Образование не та сфера, где нужно экономить. Работа нашей гимназии направлена на углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла. Поэтому у нас каждый ребенок вовлечен во внеурочную деятельность по его выбору: занимается изобразительным искусством или хореографией, поет в хоре, играет в оркестре. Но свою цель мы видим более широко – рассмотреть и раскрыть талант в человеке. С приобретением робототехнических комплектов мы получили возможность развивать техническое направление.

- Ученики 5-7-х классов учатся программировать с азов, - говорит Ирина Головко, учитель информатики Калачеевской гимназии № 1. - А делать это интереснее, когда ребенок понимает, что его работа может принести пользу обществу. Поэтому они не могут просто собрать по инструкции «игрока в гольф», который может лишь мячик катать. Ребята, используя его базовую комплектацию, выполняют социальные проекты: «Медицинский работник», «Исследователь», «Безопасный автомобиль».

- Количество аварий, в которых гибнут дети, не снижается. Мой робот – это программный блок, соединенный с механизмом автомобиля, и датчики, которые принимают сигналы. Программа, которую я составила, не позволит водителю превысить скорость 40 км в час, если на улице темно и освещение ниже 40%. Упрашивать робота – бесполезно, - говорит Наташа Камынина. 
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.