Убивший одноклассницу в Воронежской области юноша вышел из психбольницы
Принудительное лечение в стационаре заняло меньше полутора лет.
Оксана Грибкова, Антонина Федоренко, 4 августа 2015, 13:17
Убийца 14-летней павловской школьницы Жени М. вышел на свободу из психбольницы. Юношу, направленного за преступление в специализированный стационар, перевели на амбулаторное лечение. Информацию о том, что парень вышел на свободу, журналистам РИА «Воронеж» подтвердили два собственных источника в медицинских и силовых структурах.
Официально ни одно ведомство не готово озвучить данные о выходе юноши на свободу. В прокуратуре Воронежской области информацию об окончании стационарного лечения юноши не подтвердили, но и не опровергли, ссылаясь на то, что речь идет о несовершеннолетнем. Закон защищает права граждан, которым не исполнилось 18 лет, даже преступников.
По данным РИА «Воронеж», 16-летнего Андрея (имя изменено) выпустили из психиатрического стационара в мае, переведя его на амбулаторное лечение. В село Лосево Павловского района, где в апреле 2013 года произошло убийство, юноша не вернулся. Мать Андрея уехала из села сразу же после его ареста. По предположениям лосевцев, семья затеряется в Воронеже, где юношу никто не знает. Его имя и фото из-за возраста нигде не было озвучено, и Андрей сможет начать новую жизнь. Жители Лосево боялись возвращения в село убийцы, который, по их мнению, опасен. Теперь опасаться стоит воронежцам, уверены они.
Убийство девятиклассницы Жени М. стало самым громким преступлением в Воронежской области в 2013 году. Тело девочки нашли через несколько дней после ее исчезновения по дороге из школы 15 апреля. Его подняли из реки Таганка, место показал Андрей. Юноша объяснял, что видел, как Женю убивал и прятал другой парень. Но потом сознался, что сам задушил одноклассницу, спрятал труп и вещи. Мертвую девушку достали ночью, ее тело было перевязано веревкой, к ногам привязан огромный камень. Нижняя часть туловища оказалась полностью обнажена. Силовики отрабатывали версию, что мотив убийства имеет сексуальный подтекст. Однако исследование тела погибшей и ее одежды говорило о том, что убийство девочки не связано с изнасилованием. Андрей же пояснил, что раздел одноклассницу, «чтобы инсценировать ее изнасилование», как в фильмах.
Долгое время следователи сухо комментировали, что подследственный задушил одноклассницу «на почве внезапно возникшей личной неприязни». Что же касается более четкого мотива, Андрей выдвигал по очереди разные версии. Окончательной стала такая: якобы он душил Женю из-за того, что та нецензурно оскорбила его маму. В такую странную причину убийства силовики не поверили. Однако опровергнуть или подтвердить слова подростка было некому. Поэтому не исключено, что юноша убил однокласснику по неким идейным соображениям, или чтобы проверить себя.
По словам мамы Андрея, дававшей показания на следствии, ее мальчик всегда был фантазером. Чуть ли не с начальных классов увлекался историческими книгами, а еще по несколько раз пересматривал криминальные сериалы. Родным и учителям подросток не раз говорил, что хочет стать полицейским. Юноша был одним из лучших учеников в классе, и у учителей не было сомнений, что он сможет добиться любых целей.
По версии Андрея, по дороге домой он догнал Женю и предложил зайти к нему. Когда они шли вдоль реки, то в разговоре девочка якобы оскорбила его маму. Она повторяла обидные слова, из-за чего Андрей сильно разозлился, набросился на нее сзади, захватил шею локтем и стал душить. Когда Женя перестала сопротивляться и упала на землю, Андрей стал душить ее двумя руками. Позже подросток говорил, что плохо помнит само убийство и что было после. Когда понял, что Женя мертва, бегал в панике по берегу Таганки, но потом взял себя в руки. Мальчик убедил себя, что убийство совершил не он, и вжился в роль свидетеля. Чтобы отвести от себя подозрение, с хладнокровием маньяка школьник спрятал вещи, избавился от трупа и оговорил 21-летнего односельчанина. Невиновного парня несколько дней продержали в изоляторе, добиваясь признания в убийстве.
Не меньшей неожиданностью, чем обстоятельства самого преступления, для общественности и воронежских юристов стали результаты психолого-психиатрической экспертизы Андрея. Эксперты Центра психиатрии Института имени Сербского в Москве пришли к выводу, что парень на момент преступления был невменяемым. Следователи, прокуроры и судьи даже с большим опытом работы впервые столкнулись с ситуацией, когда убийца был невменяем на момент совершения преступления, а до и после – вменяем. По мнению врачей, временное помешательство было связано с острой реакцией на стресс. Андрея признали здоровым, но опасным для окружающих. Поэтому рекомендовали ему принудительное лечение, которое в январе 2014 года назначил суд, освободив юношу от уголовной ответственности за убийство. Тогда юристы предсказывали, что Андрей, который признан психически здоровым, долго в медучреждении не задержится.
В обычных ситуациях принудительное лечение в специализированном стационаре считают нередко худшим наказанием, чем тюрьму. Психиатры не рискуют выпускать опасных преступников на свободу, назначая все новые препараты для лечения. Поэтому невменяемые люди остаются в таких медучреждениях на много лет, иногда до самой смерти. В редких ситуациях их выпускают на свободу, считая их вылечившимися и безобидными. Но и тогда нет гарантии, что не произойдут новые преступления. Так суд по рекомендации психиатров, которые сочли мужчину неопасным для общества, выпустил из психбольницы воронежца. Он жестоко убил женщину и провел на лечении почти десять лет. Через четыре года после выхода из больницы он избил и изнасиловал на улице случайную знакомую. После чего врачи сочли человека психически больным, суд снова отправил его на принудительное лечение.