У руля, станка и с гирями. Как жительницы Воронежской области осваивают мужские профессии
Спецпроект к 8 Марта
Албина Гусева, Николай Кардашов, Ирина Бухонова, 8 марта 2024, 12:00
Настоящая русская женщина и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит. Но и это еще не все ее возможности. Наши героини, к примеру, могут гирями жонглировать, работать на станке со стальными дисками и профессионально крутить баранку и многое другое.
Слесарь
Лариса Шарагина привыкла к эмоциональному вопросу: «Кем-кем ты работаешь?». Она слесарь-инструментальщик на заводе «Борхиммаш» вот уже восемь лет. В цехе – одна среди десятков мужчин. Жительница Борисоглебска с улыбкой вспоминает первый день на заводе, когда почти каждый работник спросил у нее: «А что, сюда берут женщин?»
По специальности Лариса – воспитатель, но трудиться по профессии не пришлось ни дня. С мужем-военнослужащим она объездила всю страну и работала там, где были вакансии. Женщина освоила профессии бухгалтера, менеджера, а однажды решила попробовать себя фрезеровщиком на предприятии в Нижнем Новгороде. И у нее получилось. На станке Лариса делала трубы диаметром от 0,5 до 1,5 м. Когда в 2014 году женщина вернулась в Борисоглебск, решила, что останется в рабочей профессии. За два года она освоила навыки монтажника, а затем научилась с нуля работе слесаря-инструментальщика.
– Мне нравится то, что я делаю, – призналась Лариса Шарагина. – Я работаю со стальными дисками, слежу за их исправностью, замечаю микроскопические трещины, шлифую их, меняю. Моя профессия требует внимательности и терпения. А кто, как не женщина, в полной мере обладает этими качествами?
Таксист
Другая жительница Борисоглебска, Светлана Горпенюк, 32 года отработала бухгалтером и экономистом в разных организациях. А восемь лет назад ушла на заслуженный отдых. Вот только долго сидеть без дела не смогла. Решила устроиться на работу. Взяла газету с объявлениями и наткнулась на «Ищем водителей в такси». Светлана решила попробовать. Тем более что стаж вождения у нее – больше 40 лет.
– Я набрала первый попавшийся номер, и вот я уже тружусь четвертый год, – рассказала Светлана Николаевна. – Мне нравится эта профессия возможностью пообщаться с разными интересными людьми, лучше узнать Борисоглебск. Я родилась и выросла здесь, но оказалось, что не знала о существовании многих переулков. И сейчас я открываю для себя мой город заново.
Таксист вроде бы мужская профессия, соглашается Светлана Николаевна. Вот только на мужской работе с ней часто приключаются милые женские истории.
– Однажды ехала дождливым вечером и в Элеваторном проезде, прямо на дороге, увидела щенка, – вспомнила Светлана Горпенюк. – Мне стало его жалко: ведь он мог попасть под колеса. Я остановилась, взяла его с собой, укутала в полотенце и оставила на переднем сиденье. На очередном заказе ко мне села женщина и стала рассказывать, что у ее соседки-бабушки умерла собачка и она рыдает уже много дней. Щенка пассажирка не видела, потому что сидела сзади. И тут я показываю ей моего найденыша. Так щенок нашел хозяев.
Гиревик
Еще одна землячка предыдущих героинь публикации, Ольга Глушкова, не представляет себя без тренерской работы и ее любимого гиревого спорта. А ведь ничто не предвещало такого выбора профессии.
Ольга должна была стать учителем математики, окончила физмат в пединституте. На первом курсе учитель физкультуры пригласил ее в секцию гиревого спорта. Посоветовавшись с родителями, она ответила отказом. «Это не для девочек», – тогда строго сказал папа. Прошло еще немного времени, и любопытство Ольги взяло верх. Она все-таки уговорила родителей, и те разрешили ей попробовать.
– Я потренировалась два месяца, и меня отправили на областные соревнования, – рассказала Ольга Глушкова. – И я выиграла! Это были непередаваемые эмоции.
После вуза Ольга уже хотела быть только тренером. Почти три года она ведет физкультуру и секцию по гиревому спорту в Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий.
На ее первое занятие с гирями пришли шесть мальчишек, а сегодня у нее занимаются почти 30 человек, среди которых есть и девушки. Шесть воспитанников Ольги входят в сборную области, они фавориты в регионе по жонглированию гирями. Сама тренер – тоже призер чемпионата страны.
Контролер
Светлана Акимова – из династии лискинских железнодорожников. Она сама выбрала ответственную профессию, с которой не расстается три десятка лет.
– В локомотивном депо кочегаром паровоза трудился мой дед, помощником машиниста водил поезда отец, мама работала в строительной бригаде, – рассказала Светлана Акимова. – Я тоже пришла в депо водителем автокара.
Но тогдашний начальник депо Александр Родионов, присмотревшись к работнице, предложил освоить профессию контролера, от которой напрямую зависит безопасность движения поездов.
Сколько контролеров подготовила за эти годы Светлана Юрьевна, уже и не сосчитать. Многие, пройдя ее школу, стали руководителями цехов и участков. Руководители депо не раз предлагали и ей командные должности, но мастер контроля неизменно отказывалась и отвечала: «Я свою работу люблю».
Она у Светланы Акимовой не кабинетная и делается не в белых перчатках. И рабочее место – это четыре цеха: автоматный, тележечный, ТР-2 и ТР-3.
Поступил электровоз в ремонт, нужно специальным инструментом измерить износ его узлов и механизмов. Подготовили к сдаче отремонтированную машину – снова замеряются все зазоры и допуски. И после обкатки опять контрольная работа – чтобы не пропустить на магистраль машину с браком. За 30 лет ни разу не ошиблась – у нее особое профессиональное чутье.
И сердце у нее по-матерински чуткое и отзывчивое. Она с первых дней СВО помогает формировать гуманитарную помощь нашим ребятам в зону спецоперации. Ведь там сражаются и деповские парни.
Прессовщик-вулканизаторщик
Наша следующая героиня – жительница поселка Комсомольский Рамонского района Татьяна Хабарова. Название ее профессии настолько необычное, что едва ли по нему можно угадать, чем занималась женщина.
– Более 20 лет я отработала прессовщиком-вулканизаторщиком на Воронежском шинном заводе. С помощью огромных раскаленных гидравлических прессов наш шестой цех, почти полностью состоящий из женщин, изготавливал велосипедные покрышки для гоночных велосипедов, – рассказала о профессии Татьяна Алексеевна.
В профессию она попала совершенно случайно. «Судьба», – считает сама Татьяна.
– Окончив школу, стала выбирать будущую профессию. Я сама очень хотела стать учителем, но в педагогический не поступила, – вспоминает она.
Татьяна Хабарова не отчаялась, решила пробовать через год.
– На повторном поступлении меня развернули – оказалось, надо справку на руках иметь, что раз ты не учился, то работал. Минимум за полгода справка должна быть. Делать нечего, подала документы в четвертое училище. Оно относилось к Воронежскому шинному заводу и готовило кадры, – рассказала Татьяна.
Теория и практика давались студентке легко. Окончив учебное заведение с отличием, она решила попробовать свои силы на заводе и попала в спортивный цех, где на тот момент не хватало людей.
Сам пресс, с которым был связан ежедневный труд, женщина описала как «огромную двухтонную вафельницу».
– Случай был на работе интересный. Тогда в Советском Союзе практиковали обмен опытом с иностранными студентами. К нам однажды приехали на экскурсию болгары, молодые ребята. Им, конечно, все интересно, попросили показать процесс изготовления. Ну, я показала, рассказала, закрыла пресс. Когда пришло время доставать готовую покрышку, один молодой человек решил мне помочь, но забыл, что температура в прессе – 200 градусов, и взялся за агрегат голой рукой. Как он не закричал, не знаю, видимо, чтоб перед остальными не позориться, – рассказала Татьяна Хабарова.
С двумя волдырями на пальцах он подошел к ней и сказал: «Нет, женщине в таких условиях никак нельзя работать».
А там трудились 30 женщин и пять мужчин – три слесаря и два электрика. Условия работы, конечно, были очень непростые: большие испарения, пот ручьями, душно до дурноты. Очень многие не выдерживали, сбегали, а нашей героине работа нравилась. Отчасти потому, что платили хорошо, а отчасти интересно было.
– Мое это, в общем, оказалось, – призналась нам Татьяна.
Крановщица
Работа жительницы Лопаток Надежды Черняевой была и опасна, и трудна – можно сказать, она полжизни провела в кабине крана.
– С 18 лет я работала на большом, известном многим предприятии – экскаваторном заводе имени Коминтерна в Воронеже. Попала я туда случайно. После школы узнала, что есть курсы от завода, обучают управлять кранами. Решила попробовать, нужно же было чем-то заниматься, – вспоминает жительница Рамонского района.
Желающих отучиться на крановщика, вернее, крановщицу, было много – сплошь девушки. Учили теорию, сдавали экзамены, но самой интересной была практика. Сначала молодым студенткам управлять краном помогал опытный преподаватель, все действия они выполняли под строгим контролем. Иначе нельзя – производство опасное.
– Мои обязанности включали управление различными видами кранов. Сначала я работала на разливочном кране. Наиболее ответственной операцией в моей работе была разливка стали в изложницы. Позднее я перешла в сборочный цех, где собирали экскаваторы, – рассказывает Надежда Ильинична.
За многие годы ей довелось освоить управление различными типами кранов – от разливочного до грейферного и башенного.
– Так сложилось, что сыновей растить пришлось одной. А дети – это, конечно, счастье, но только довольно затратное. А потому работала я порой в три смены, чтоб мальчишкам моим всего хватало. Зарплата была хорошая, целых 129 рублей. Так хорошо мало где платили тогда, – говорит бывшая крановщица.
Сейчас она сама удивляется – как успевала, как справлялась? Ведь детсадик и школа, уроки и быт – все было на хрупких женских плечах.
– Родители жили далеко. К ним я отвозила мальчишек на лето. По травке побегать, отдохнуть от города. Да и мне передышка, – сказала Надежда Ильинична.
На пенсию она пошла довольно рано, в 45 лет – из-за вредного производства. Тогда она решила вернуться в родные края, поближе к семье, стала помогать старенькой маме. За трудовые годы она сумела не только поднять и вырастить двух мужчин, но и заработала на квартиру. В ней сейчас живет ее внук.
– Здесь мне нравится больше. Через стенку от меня – сестра, подруги не дают скучать. Я раньше ходила петь в наш местный ансамбль, «Сударушку», но сейчас возраст уже не тот, ходить труднее. Поэтому мы собираемся у меня, пьем чай, поем песни, – рассказала Надежда Черняева.
Когда мы приехали к Надежде Ильиничне, попали аккурат на такие уютные посиделки. Радушная хозяйка и ее гостьи приглашали и нас присоединиться, но мы, увы, не смогли. Однако слово с нас взяли, что в другой раз обязательно послушаем, как поет эта простая, но такая сильная женщина из русской глубинки.
Сколько еще таких – умных и смелых, серьезных и ответственных, творческих, как наши героини, – известно одному Богу. Каждая из них – пример того, что женщины могут очень многое. А потому, поздравляя вас, дорогие дамы, мы не будем желать милоты и красоты, но искренне пожелаем найти свое призвание. И совсем не важно, в чем вы проявите себя: в выращивании цветов или в управлении кранами. Главное – будьте счастливыми.