«Твори благо, бегай злого». Что святитель Митрофан завещал своей пастве и почему его почитают на Афоне
Спецпроект РИА «Воронеж», посвященный 400-летию подвижника
Инна Шульгина, 6 декабря 2023, 09:00
В среду, 6 декабря, Русская православная церковь отмечает День памяти святителя Митрофана Воронежского. Угодник Божий скончался в 1703 году, по старому стилю его смерть пришлась на 26 ноября.
Что представляет из себя духовное завещание святителя Митрофана? Как была создана служба подвижнику? Почему первого воронежского епископа почитают на Святой горе Афон? О наследии святителя Митрофана журналисту РИА «Воронеж» рассказал проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева.
Охранительная грамота
Многим знаком краткий фрагмент духовного завещания святителя Митрофана: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь». Но в содержании завещания гораздо больше граней, чем заключается в этом отрывке.
Отец Константин рассказал, что святитель Митрофан приступил к написанию завещания в самом начале XVIII века.
– За несколько лет до своей кончины святитель Митрофан почувствовал, что силы его покидают. Тогда он принял великую схиму с именем Макарий и, чтобы не оставить свою паству и клириков без назидания, составил духовное завещание. Но затем ему стало лучше, он поднялся на ноги и вернулся к служению. Написанный им труд остался необнародованным до времени его кончины, лишь после упокоения святого этот текст был оглашен и сделался важным источником духовного назидания. Особое внимание к нему было обращено в то время, когда начинали изучать наследие святителя Митрофана накануне его прославления, – поведал отец Константин.
В своем завещании святитель высказывает глубокое святоотеческое понимание человеческой природы, говорит о греховности человека и о возможности преодолеть ее с помощью Божией – как в каждом человеке в отдельности, так и в обществе в целом.
– Завещание имеет несколько очень интересных граней и сторон. С одной стороны, в нем очень емко и четко излагается христианское вероучение, с другой – ярко выражен педагогический аспект. Святитель подчеркивает, что правильное понимание природы человека помогает сделать выводы о том, как его следует воспитывать. Одна из ключевых задач, которые ставил перед собой святитель Митрофан, не в том, чтобы поделиться своими знаниями вероучения, церковной истории и церковного управления, а в том, чтобы оставить назидание, расставить акценты и понять, что в человеческой жизни является главным, а что – второстепенным, и как одно может сочетаться с другим. Святитель подчеркивает необходимость дисциплины как в личной нравственной жизни человека, так и с точки зрения церковного управления, – отмечает священнослужитель.
Особое внимание епископ уделяет преодолению невежества – не только среди обычных людей, но и среди духовенства. Не все священнослужители тогда владели грамотой, и это, в свою очередь, приводило к невежеству среди прихожан. Святитель Митрофан боролся с этим почти все 20 лет своего управления Воронежской епархией.
– Именно поэтому святителя Митрофана в какой-то степени можно назвать апостолом нашей Воронежской земли. Надо понимать специфику нашего края: это была окраина, «дикое поле». Незадолго до прибытия в Воронеж первого епископа осколки Золотой Орды постоянно создавали угрозу для Московского государства. Набеги на Москву были даже в XVI столетии, их путь проходил через нашу землю. Главными задачами постройки Воронежа, Острогожска, Валуек и другой засечной черты стали пограничная охрана, своевременное оповещение о надвигающейся угрозе. Еще одним вызовом было казачество, вольное сословие. Духовенству в казачьей вольной среде всегда было непросто. Управляя Воронежской землей, святитель Митрофан решал очень серьезные задачи по просвещению и устроению церковной жизни. Завещание стало, в какой-то степени, фиксацией духовного наследия архипастыря, оно отражает цель его просветительских трудов, – рассказал отец Константин.
Синодик святителя
Духовное завещание – это текст, обращенный к священнослужителям Воронежской епархии и ко всем верным чадам, которые находились в попечении подвижника веры. Но есть еще один исторический памятник, связанный с епископом Митрофаном, – его синодик. В первую очередь этот документ интересен историкам, занимающимся церковной наукой. Синодик переиздается реже, чем духовное завещание, ввиду своей специфики. По словам священника, чтобы просто прочесть этот документ, нужно ознакомиться с комментариями, которые своим объемом превосходят синодик в несколько раз.
Как объяснил отец Константин, синодик можно сравнить с жанром конспектов-мемуаров. Другими словами, это помянник – книга, в которую вносятся имена людей для их поминовения на богослужении. К каждому имени приписываются краткие пояснения, иначе впоследствии будет сложно разобраться, кто есть кто. Святитель Митрофан поминал тех, кто встречался на его жизненном пути.
– Первоначально он был приходским священником, женатым человеком, поэтому в его синодике записаны супруга, дети, родственники. После – отцы, участвовавшие в его постриге, братья монастырей, в которых он нес служение. Пометки к именам частично раскрывают жизненный путь святителя Митрофана и людей, которые с ним связаны, являются элементом уточнения определенных дат и событий в других источниках. Синодик свидетельствует о святителе, как о человеке системном, скрупулезном и вместе с этим довольно строгим к себе, ведь объем предусматривает серьезные затраты для полного поминовения, – отметил отец Константин.
На сегодня сохранились и духовное завещание, и синодик святителя Митрофана. К 200-летию его кончины был издан юбилейный сборник «Воронежская старина», в котором есть оттиск одного из первых изданий синодика – его точное воспроизведение с собственноручной подписью святителя.
«Правило веры и образ кротости»
Официальная служба святителю Митрофану появилась к 10-летию с момента обретения мощей и прославления святого – в 1842 году. Исследователи склонны считать, что это коллективный труд: основными участниками создания богослужебных текстов были святитель Филарет (Амфитеатров), иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов) и другие.
– Чаще всего, когда прославляется подвижник, до написания ему отдельной службы богослужение совершается по так называемой Общей минее. Это службы, которые написаны тому или иному подвижнику в зависимости от лика его святости: апостолу, преподобному, святителю, мученику, священномученику и так далее. В текст просто вставляется нужное имя в зависимости от того, кого сегодня почитают, – пояснил отец Константин.
Под службой подразумевается ряд изменяемых частей богослужения – тропари, стихиры, каноны и т. д., – исполняемых в день памяти того или иного подвижника.
– Задача богослужебного последования – создать словесную икону угодника Божия. Молясь за богослужением, мы можем на слух воспринять его опыт, его образ с точки зрения жизни и наследия. Церковь акцентирует внимание на таких моментах, чтобы слушающий мог для себя в назидание что-то выделить из этих молитвословий, которые обращены к святому либо к Господу в благодарность о явлении этого подвижника. В синодальный период с учетом редкости прославления угодников Божиих в лике святых новые богослужебные тексты писались реже, чем до этого. Феномен их создания был редкостью для своего времени, – рассказал отец Константин.
Тропарь святителю Митрофану начинается со слов «Правило веры и образ кротости...» – как и тропарь святителю Николаю. Но дальше идет уже специфическая часть, которая посвящена образу святителя Митрофана: «словом и житием, пастве твоей» – здесь подчеркивается как его назидание, так и житие. Потом молящиеся просят святителя быть ходатаем для города и всего Отечества в целом: этот момент в той или иной степени отражается и в других богослужебных текстах, посвященных святителю.
Одновременно со службой был написан акафист святителю Митрофану. Если служба является довольно четко регламентированной частью церковного обихода, то акафист, кроме того, связан и с личным, келейным (внебогослужебным) прославлением подвижника.
– Акафист можно сравнить с поэмой, посвященной опыту конкретного святого. Это понятнее и яснее обычному человеку, который не посвящен во все тонкости церковного порядка, чинов, связанных с регулярным богослужением. Акафисты довольно редко содержатся в основных сборниках богослужебных текстов – минеях, чаще – в акафистниках, – разъяснил отец Константин.
Покровитель Афонского монашества
Почитание святителя Митрофана на Святой горе Афон неразрывно связано с процессом секуляризации в XVIII веке, когда государство перевело церковную собственность в разряд государственного имущества. Это привело к закрытию десятков монастырей.
– Принцип содержания монастырей и наиболее крупных храмов в то время отличался от нынешнего. В собственности обителей были земли, которые приносили определенный доход. Как только эти земли изымались, то монашеские общины начинали терпеть нужду, влачили нищенское существование, – сообщил отец Константин.
Чтобы компенсировать этот момент, государство создало разрядные списки монастырей: первоклассные обители, которым передавали большее количество казенного содержания, второклассные и заштатные. Делили по принципу значимости, географии и количества насельников. Эти процессы отразились и на русском присутствии на Афоне, где происходила естественная убыль монашеской братии и были материальные трудности. К началу 30-х годов XIX века была угроза того, что Русский Пантелеимонов монастырь прекратит быть русским и станет греческим, потому что там оставались единичные насельники.
– При чем тут святитель Митрофан? Его прославление возрождает внимание к собственной отечественной духовной традиции. В начале XIX века все взоры были устремлены на Запад: детей знати воспитывали скорее на французском языке, чем на русском, и это было нормой в высших кругах. После войны с Наполеоном произошло отрезвление: черно-белое мышление «у нас все плохо, а у них – хорошо» сменяется вниманием к собственной традиции. Не в последнюю очередь проявлением этого стало прославление святителя Митрофана, – подчеркнул отец Константин.
Архиепископ Воронежский и Задонский святитель Антоний (Смирницкий), имея переписку с Афоном, жертвует средства для воссоздания некоторых церковных сооружений на Святой горе. Также на ситуацию с русским монастырем и на распространение почитания святителя Митрофана в обителях Афона оказал большое влияние упоминавшийся ранее иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов), составитель его жития и богослужебных последований. Довольно продолжительное время он подвизался на Афоне и, будучи человеком знатного рода и глубоким почитателем воронежского святителя, во многом давал импульс для возрождения русской монашеской традиции Афонского Пантелеимонова монастыря. В воссозданных храмах и в церквях, где обновлялась роспись, нередко писалась икона святителя Митрофана. Так воронежский святитель, никогда не бывавший на Афоне, стал покровителем Афонского монашества – это позволило возродить затухающую монашескую жизнь в русском монастыре на Святой горе. Святителя Митрофана и сегодня ежедневно поминают в Пантелеимоновом монастыре, а в воронежских храмах, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, поминают святого великомученика Пантелеимона.
– Афон становится первоисточником русской монашеской традиции не только на заре русского монашества, когда преподобный Антоний Печерский, подвизавшийся на Святой горе, создал первую монашескую общину в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Импульс воссоздания этой традиции связан с наследием святителя Митрофана, – отметил отец Константин.
В следующем выпуске спецпроекта РИА «Воронеж» расскажет об обретении мощей святителя Митрофана и канонизации первого воронежского епископа.