«ЦАФТ сожрал мои деньги». Воронежцы потеряли миллионы на операциях с инвестициями

Люди доверили взятые в кредит средства трейдеру, но оказались в минусе.

Светлана Тарасова, 15 июля 2020, 13:48

Андрей Архипов

В редакцию РИА «Воронеж» обратились пятеро воронежцев и рассказали, как попали в отчаянное положение. Доверившись компании «Центр аналитики и финансовых технологий» (ЦАФТ), офис которой до пандемии коронавируса находился в воронежском бизнес-центре на улице Кирова, 4, они потеряли сотни тысяч рублей каждый.

Специалисты фирмы обещали научить зарабатывать, торгуя на бирже. Люди взяли кредиты и потеряли все. Потерпевшие уверены: их деньги не участвовали в финансовых операциях.

– Хочется наложить на себя руки. Мало того, что я сама попала, – за моей спиной люди, которых я втянула в этот кошмар. Кредиты висят как петля. Кто-то потерял работу. При этом – дети, у некоторых по трое, – рассказала одна из потерпевших Ирина.

По просьбе обратившихся мы не публикуем их фамилии, но в редакции имеются документы, которые подтверждают факт жалобы в полицию именно этих людей.

– Назначено проведение дополнительной проверки по заявлениям пятерых воронежцев, которые утверждают, что пострадали от деятельности ООО «ЦАФТ». По результатам проведения проверки будет принято процессуальное решение, – сообщили журналисту РИА «Воронеж» в ГУ МВД по Воронежской области в понедельник, 13 июля.

ЦАФТ в Воронеже

Центр аналитики и финансовых технологий появился в Воронеже в мае 2018 года. На тот момент отделения ЦАФТ уже работали в Екатеринбурге, Перми, Сочи, Белгороде, Казани и Челябинске.

Офис в центре Воронежа, десятки сотрудников, официальный сайт в интернете – все это работало на внушение доверия.

Деятельность, которую анонсировала компания, – консультации в сфере инвестиций. Согласно презентации на сайте сотрудники обучали людей торговле на валютном рынке и объясняли, как успешно инвестировать деньги. В уставе была указана «деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию».

Ирина и Виктор

После декрета жительница Воронежа Ирина, юрист по образованию, искала работу. Выставила резюме на популярном сайте для поиска работы. В сентябре 2018 года ей позвонили и предложили вакансию менеджера по продажам. Оклад – 21 тыс. рублей, плюс проценты от продаж, удобный график, два выходных. На собеседовании сообщили, что работа заключается в консультировании людей и продвижении «продукта» компании – финансовых инструментов на фондовых рынках.

– Я должна была находить клиентов, предлагая бесплатное обучение торговле на фондовых рынках. Для этого менеджерам компании выдали базу VIP-клиентов одного из крупнейших банков. Минимальная сумма, которая лежала на их счетах, – 700 тыс. рублей. Я их обзванивала и предлагала сотрудничество. Нужно было завлечь потенциальных клиентов в офис, чтобы они увидели, что система работает (вложив деньги, люди получают прибыль). А дальше с ними работали опытные специалисты, – объяснила Ирина свою задачу.

Поначалу менеджер просто искала клиентов, затем и сама решила попробовать зарабатывать на торгах. Практически все ее коллеги брали кредиты и начинали это делать. Уверяли, что система работает и кредиты отбиваются. Если у кого-то были проблемы с получением кредита, компания за небольшой процент помогала его оформить.

– Мы с мужем взяли кредит 213 тыс. рублей под 24%, и я сама решила совершать финансовые операции. Но старшие товарищи посоветовали подключиться к более опытному игроку, пока нет опыта и не вникла в процесс. Какой-то человек на своем счете торговал, а я просто подключалась к его торговле, копируя сделки и получая процент от его прибыли. Но заработать на этом не удалось – сделки в какой-то момент пошли в минус, – рассказала Ирина.

Но неудача ее не остановила. Начальница женщины Любовь К. рассказала о талантливом белгородском трейдере Артуре Г. (в отношении него в Белгороде сейчас возбуждено дело о мошенничестве). Ирине показали распечатки с его личных счетов, и там просматривалась стабильная прибыль. Обучение трейдингу, как заверила Любовь К., штука сложная и небыстрая, поэтому есть возможность воспользоваться опытом и навыками Артура Г., который будет вести торговлю от ее имени. Для этого нужно было заключить с ним договор и отдавать ежемесячно половину прибыли от торговли. Ирину заверили, что деньги хранятся в «надежных банках за рубежом», управляет ими только она, а трейдер использует лишь 30% от вложенных средств, остальные неприкосновенны, их можно снять в любой момент. По словам менеджера, ей гарантировали, что трейдеры будут приносить минимум 7% прибыли в месяц.

– В декабре 2018 года я взяла у родственницы 700 тыс. рублей, добавила еще 200 тыс. из своих сбережений, а Любовь К. предоставила свою личную карту. Через банкомат я внесла деньги на эту карту, а начальница помогла перевести их в личный кабинет. Счет был открыт на моего супруга Виктора. Трейдеру передали логин и пароль от счета, чтобы он начал торговлю, – рассказала Ирина.

Для отслеживания счетов была специальная платформа, куда женщина ежедневно заходила и наблюдала рост прибыли, которую время от времени разрешалось снимать. Ирина расхвалила систему своим друзьям, которые тоже взяли кредиты, чтобы воспользоваться услугами трейдера.

– Со своего счета я вывела 60 тыс. рублей, положив при этом 900 тыс. А примерно через три месяца, в марте 2019 года, зайдя в свой личный кабинет, я обнаружила на счету минус семь долларов, – вспоминает бывшая менеджер ЦАФТ.

Женщина тут же позвонила Артуру Г., требуя объяснений. «Рынок рухнул, произошел форс-мажор – я не виноват», – ответил тот. Ирина напомнила про 70% от вложенной суммы, которые согласно договору, должны быть нетронуты. Но трейдер заявил, что контора во главе с Любовью К. – мошенническая. Дескать, с самого начала не было никаких торгов, деньги ушли на три-четыре счета в офшоры, а он, трейдер, их не получал. «Все, что вы видели в личном кабинете, – не более чем компьютерная игра, фикция», – процитировала Ирина белгородца.

Она отправилась разбираться к своей начальнице. Та перевела стрелки обратно на трейдера, заявив, что именно он что-то нахимичил. Когда дело дошло до полиции, Любовь К. заявила, что ее фирма занималась только обучением, а в финансовых операциях участия никогда не принимала.

– Я не могла поверить, что меня кинули, ездила к Артуру Г. в Белгород. У него там аналогичная контора. Он предложил: «Переводите деньги к нам, я вам все отобью». Но мне уже нечего было переводить. Я просила вернуть 70%, обещанных по договору, но трейдер заявил, что никому ничего не должен, – вспоминает Ирина.

Виктор, муж Ирины, признался, что семья сейчас оформляет кредит на 20 лет, чтобы вернуть те 700 тыс. рублей родственнице. Супругам пришлось заложить квартиру.

– Ирина загорелась идеей заработать на финансовых операциях. Она – человек умный и обстоятельный, я привык ей доверять. Все, что она видела на своей работе, ее впечатлило и убедило. Мы нуждались в деньгах и решили рискнуть. Ей посоветовали опытного трейдера, который проводил в Воронеже мастер-класс и предложил нам ежемесячный доход в 10% от вложенной суммы, – объясняет мужчина.

Александр

Александр – коллега Виктора.

– В декабре 2018 года друзья рассказали о возможности заработать. Я нуждался в деньгах: ремонтировал дом, на который взял кредит в 350 тыс. рублей. И Виктор заверил, что я легко его отобью и даже останусь с наваром. Меня свели с Артуром Г. Он заявил, что работает только с суммами свыше 700 тыс. рублей, но мне одобрили кредит лишь на 500 тыс. Артур Г. пошел мне навстречу и в виде исключения согласился работать с моим полумиллионом, – рассказал Александр.

Мужчине открыли счет, и два месяца он наблюдал за движением средств:

– Там все было «в шоколаде». В моем договоре значилось, что ежемесячно, помимо увеличения моего счета, я буду выводить тысячу долларов. Но однажды утром я зашел в свой личный кабинет, а там – пусто. Позвонил трейдеру, тот объяснил, что ночью произошел какой-то сбой. Он пообещал связаться с руководителем воронежской фирмы Любовью К. и решить мой вопрос. Мне начислили якобы какие-то бонусы. Трейдер заявил, что с них он «отторгует мой счет». Через месяц мне срочно понадобились деньги – заболела мама, и я снова стал ему звонить. Не знаю как, но с нулевого счета мне перевели 188 тыс. рублей. На время я успокоился. До лета 2019 года я еще верил, что можно ситуацию отыграть. Но вместо погашения одного кредита у меня их теперь два. ЦАФТ сожрал мои 300 тыс. рублей. Теперь работаю в нескольких местах и едва свожу концы с концами – с зарплатой 35 тыс. рублей ежемесячно плачу 20 тыс. кредита. Обратился в полицию в надежде законно вернуть свои деньги.

Никита

Никита, военный инженер по образованию, искал работу:

– Знакомая через сайт вакансий устроилась в ЦАФТ и позвала меня: «Компания перспективная, с хорошим заработком». Пришел, мне понравилось. Задача состояла в том, чтобы приглашать людей и проводить для них обучающие мастер-классы. Постепенно у меня появились клиенты, более того – я сам стал клиентом компании и втянул в эту аферу лучшего друга. На словах все выглядело логично и убедительно – западные компании работают по тем же схемам. Мы и подумать не могли, что все, начиная с работы в этой компании и заканчивая «торгами», – фикция.

Он вложил 400 тыс. рублей, половину из которых взял в кредит. Его друг оформил заем на 700 тыс. рублей.

– Поначалу все шло красиво, цифры на счетах росли – мы имели возможность за ними следить. Но к концу лета 2019 у моих клиентов вдруг массово начали «гореть» счета. Я насторожился и (хоть и запоздало) стал вникать в дела компании, – рассказал Никита.

Воспользовавшись открытыми данными в Сети, он заметил, что фирма позиционировала себя крупной, но уставной капитал составлял всего 10 тыс. рублей. К тому же, проводя обучение, компания не имела лицензии на образовательную деятельность.

– Каждые год-полтора компания меняла юридическое название. Изначально в Смоленске они были Tele Trade, потом превратились в «Парк капитал финанс», дальше – ЦАФТ. Шлейф махинаций тянулся за каждой из вывесок, по некоторым – возбуждались уголовные дела. Огромная текучка кадров, при этом официально многих работников не трудоустраивали. Генеральным директором числилась Любовь К., но по факту она была всего лишь линейным руководителем. Сначала счета моих клиентов пошли ко дну, а потом и мой собственный, – вздыхает Никита.

В начале 2020 года компания перестала набирать клиентов, а с началом режима всеобщей самоизоляции офис в Воронеже закрыли. Сам молодой человек проработал там до ноября 2019 года.

– У этой компании есть свой сервер и хороший программист, который имитировал движение на наших счетах. А то, что счета постепенно «сгорали», они объясняли просто: из-за неумелых действий их владельцев или форс-мажорных обстоятельств. На самом деле деньги не участвовали ни в каких финансовых операциях, и все это было блефом, – считает Никита.

Еще один читатель РИА «Воронеж» поделился скриншотом переписки со своим знакомым, который призывал его прийти в офис на Кирова, 4, и вложить деньги в ЦАФТ, а позднее признался, что получает 20 тыс. рублей на собственный счет за каждого нового привлеченного «инвестора» с вкладом от 700 тыс. рублей.

В попытках вернуть деньги

В сентябре 2019 года пятеро пострадавших от деятельности ЦАФТ в Воронеже написали заявления в полицию. Они предоставили копии договоров с менеджерами и трейдерами компании, просили сделать запросы в Центральный банк РФ и узнать, есть ли у трейдеров лицензии, а у ООО «ЦАФТ» – разрешение на торговлю на бирже и обучающую деятельность. Также обманутые инвесторы хотели, чтобы полиция запросила в банках информацию, на какие счета переводились деньги.

– Проверку сообщений о преступлении всех потерпевших доверили участковому уполномоченному отдела полиции №8. То есть разобраться в наличии или отсутствии состава преступления в экономической сфере, к тому же в работе фондового рынка, поручили сотруднику, не имеющему соответствующего опыта, – не доволен адвокат потерпевших Сергей Федотов. – Участковый ограничился истребованием устава ЦАФТ и сведениями о его регистрации, опросил руководителя компании Любовь К., которая заявила: «Мы занимались только обучением, никакого отношения к движению денег не имели. У нас не было доступа к личным счетам и паспортным данным этих людей. Все, что они делали, – их добрая воля. А за чужие глупости мы не отвечаем».

Полицейский вынес постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по всем заявлениям о преступлении, установив при этом гражданско-правовые отношения.

– Он оставил без внимания, что способ хищения денег и круг лиц, причастных к совершению преступлений в других городах, идентичны. В практике расследования аналогичных преступлений имеет значение размер «критической массы» потерпевших, – отметил Сергей Федотов.

По его данным, от деятельности этой компании пострадали люди по всей России. Так, полиция Екатеринбурга возбудила уголовное дело и признала пострадавшими по делу 20 человек, которые вносили от 180 тыс. до 1,5 млн рублей. Также полиция просила всех, кто пострадал от действий ЦАФТ, сообщить об этом в дежурную часть. В Перми потерпевшие написали открытое письмо президенту, в котором попросили «решить проблему государственного масштаба», так как Следственный комитет, прокуратура и полиция Пермского края не увидели в действиях сотрудников ЦАФТ признаков мошенничества. Несколько жителей Тюмени обратились в полицию, чтобы те проверили законность действий сотрудников местного ЦАФТ. Уголовное дело возбуждено и в Белгороде.

Любовь К.

Руководитель воронежского ЦАФТ Любовь К. удивилась, узнав от журналиста РИА «Воронеж», что двое бывших сотрудников ее компании намерены с ней судиться:

– Впервые такое слышу. У меня со всеми сотрудниками прекрасные отношения, никаких претензий с их стороны ко мне никогда не было. Мировой кризис, пандемия – сейчас многие закрылись, мы – не исключение. Что в этом криминального? А то, что к вам кто-то пришел и пожаловался на меня — это удивительно.

По поводу претензий со стороны клиентов женщина ответила уклончиво:

– Среди тысячи человек, вероятно, может найтись тот, кто чем-то недоволен. Но это нормально для крупной компании. Во всяком случае, ни один полицейский ко мне не обращался – не приходил, не опрашивал, тем более не было возбуждено никакого уголовного дела.

Когда я сообщила, что лично читала протокол опроса, который делал участковый, с ее подписью, собеседница вспомнила:

– Это тот, что делали полтора года назад? Но там ведь все закончилось отказом в возбуждении уголовного дела, так о чем говорить? 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.