Труженица тыла Ольга Кретинина из Воронежской области отметила 100 лет
Юбиляршу поздравил губернатор Александр Гусев
Ирина Аверьянова, 15 июля, 12:00
В четверг, 11 июля, столетний юбилей отпраздновала Ольга Кретинина. Поздравить Ольгу Васильевну с праздником пришли глава городского поселения Алексей Беляев и председатель районного Совета ветеранов Александр Распопов.
Алексей Беляев передал имениннице поздравительные письма от президента Владимира Путина, губернатора Воронежской области Александра Гусева, наилучшие пожелания от главы района Василия Авдеева, и конечно, подарки.
Немцы заставляли рыть окопы
Героиня публикации рассказала корреспонденту РИА «Воронеж», что родилась в селе Киселевка Белгородской области.
– Война началась, когда мне было 17 лет. К нам пришли немцы, согнали в одно место всех девушек и парней, а после вывезли нас за Острогожск – копать окопы. Где именно мы тогда были, в каком поселении – я сейчас, спустя столько лет, и не помню. Нас поселили в старом здании школы, где было очень холодно – приходилось самим искать, чем отопить помещение, чтобы хоть немного отогреться. Как нас кормили – отдельный разговор. Давали овощи, да и то только такие, которые для еды непригодны были. А мы все равно ели, потому что жить очень хотелось, – говорит Ольга Кретинина.
Однажды в оккупированное немцами село пришли освободители.
– К нам зашел мужчина, спросил, русские ли мы. Мы ответили, что да. Тогда он сказал, что поселение освободили. От него же узнали, что наша родная Киселевка теперь тоже свободна. Нам мужчина посоветовал пока не выходить из здания, но мы все же решили не терять времени и пошли домой, в Белгородскую область, пешком, – продолжает героиня публикации.
«Мама, я жива»
Дорога была трудной – где-то встречались попавшие под обстрел обозы, где-то юноши и девушки и сами рисковали получить пулю. Порой приходилось останавливаться на постой у незнакомых людей.
– Когда я пришла домой, то увидела маму, которая топила печку соломой – больше топлива не осталось. Она расплакалась, так как не думала, что увидит меня еще в этой жизни, думала, что я погибла. Оказалось, что в нашем доме жили немцы, а мама и два младших брата в это время жили у соседей, – вспоминает Ольга Васильевна.
После окончания войны Ольга Кретинина устроилась на работу в ЦСУ – Центральное статистическое управление Уколовского района (в 1954 году перешел в состав Белгородской области. – Прим. ред.):
– Мне дали четыре участка, до которых приходилось добираться пешком. До одного, самого дальнего, 30 км было. Хлеба выдавали всего по 500 граммов. Возьму и думаю, что нужно братишкам отнести домой. Пока дойду, по краям сгрызу немного – так сильно есть хотелось.
Здравствуй, Анна
В Аннинский район Ольга Кретинина приехала, когда ей было около 30.
– Я в 26 лет вышла замуж, и супруга моего направили в этот район. Он у меня работал приемщиком скота. Я, признаться, сначала отказывалась с ним ехать – не хотела, да и ребенок первый уже на руках был тогда. Но муж сказал – куда иголка, туда и нитка. Пришлось ехать. Сначала мы в одном из поселений жили, потом мужа в саму Анну перевели, на мясокомбинат. Я в райгаз устроилась. Сначала кассиром, потом мастером – принимала заявки от жителей. Работу свою делала хорошо – мою фотографию поместили на доску почета в Воронеже, – отмечает героиня публикации.
У Ольги Кретининой двое детей, четверо внуков и шесть правнуков. Несмотря на почтенный возраст, она сохранила бодрость духа и ясную память. Алексей Беляев и Александр Распопов выразили надежду повидаться с Ольгой Васильевной в следующем году, когда она будет отмечать 101-й день рождения.