Трижды в одну воронку. Как журналист РИА «Воронеж» стала серийной мишенью мошенников
Два раза выйти сухой из воды помогло чудо
Светлана Тарасова, 30 ноября 2020, 19:00
Журналисты РИА «Воронеж» пишут о мошенниках регулярно и подробно, дают инструкции, как не попасться на ухищрения злоумышленников, которые придумывают все новые и новые схемы. Общие принципы одни и те же: не говорить кодов, не давать денег, пока не выполнена работа, не откликаться на сомнительные сообщения на почте...
Все это очевидно, но стоит оказаться внутри ситуации, и взгляд на нее меняется. Корреспондент РИА «Воронеж» рассказала, как, несмотря на многолетний опыт работы с криминальными темами, трижды чуть не стала жертвой мошенничества.
История первая: лоджия
Я задумала остеклить лоджию. Время для этого подходящее – сезон скидок, сплошные «черные пятницы», масса объявлений. Стала читать и утонула в потоке отзывов. Идеальных фирм не оказалось: у одних хромала цена, у других – качество. И тут из почтового ящика, как по заказу, вынырнуло объявление на интересующую тему. В интернете отзывы на фирму, указанную в листовке, были вполне приличными. Устав от выбора, я позвонила.
– Если вы оформите договор и оплатите часть суммы в день замера – 10% скидка, – ворковала барышня на том конце трубки.
Сумма и так выходила гуманной, а со скидкой – и вовсе подарок судьбы. Я не стала отвечать себе на вопрос, с чего предприниматели так расщедрились.
Скорость, с которой ко мне прислали замерщика, тоже должна была насторожить. Но вместо этого я обрадовалась.
В дверях стоял парень в маске и смотрел на меня в растерянности. Я направляла его в сторону лоджии, что-то приветственное щебетала, а он упорно не заходил.
– Тут такое дело, – выдавил он из себя наконец, – я, наверное, пойду.
Такой поворот меня сильно озадачил.
Парень потоптался еще какое-то время и неохотно стянул с себя маску. Я его узнала. Сын моего приятеля выглядел сконфуженно.
– Теть Свет, я не буду с вами заключать договор, – промямлил он и попятился на лестничную клетку. – Я своим знакомым не враг. Короче, вы нарвались. Наша фирма закрывается. Набирает заказов, и, даже если вам повезет и ваш заказ будет выполнен, вам не понравится.
Он потупился и закрыл за собой дверь.
История вторая: кровать
Выкидывать кровать рука не поднималась, при этом места ей в квартире не было. Сфотографировав ее, я выложила объявление о продаже на «Авито» за символические полторы тысячи. Не прошло и трех минут, как зазвонил телефон.
Резковатый женский голос с едва заметным акцентом стал быстро задавать вопросы.
– Она выглядит так же, как на фотографии? Сколько ей лет? Кто на ней спал? Где вы находитесь?
Я добросовестно ответила на все вопросы, и дама вынесла вердикт:
– Беру! Только прямо сейчас снимите объявление. Через полчаса к вам приедут грузчики.
На часах было восемь вечера, но я размышляла не о том, не поздновато ли для грузчиков и не слишком ли быстро сработало объявление, а не продешевила ли я, продавая такую прекрасную кровать за такие смешные деньги.
Меж тем дама продолжила атаковать:
– У вас есть не «сберовская» карта? А то у меня с «Миром» не коннект. Я вам сейчас переведу деньги.
Карта другого банка, оказавшаяся под рукой, была как нельзя кстати.
– Отлично! Диктуйте номер! – командовала дама.
Я подчинилась и зачитала набор цифр. После этого покупательница попросила меня посмотреть, пришла ли SMS о переводе денег. В ответ на мое «нет» отключилась. Через мгновение перезвонила:
– Сейчас вам на телефон придет код моей карты. Я рассчитываю на вашу порядочность и на то, что вы им не воспользуетесь. Тут произошел маленький сбой – я к вам подключилась, и код придет не мне, а вам. Продиктуйте его, пожалуйста. Мне нужно разобраться, ушли ли деньги.
Почему я поверила в эту белиберду – вопрос к моей реакции.
Когда я стала читать код, на котором было написано «никому не сообщайте», мои домочадцы переполошились. Я только замахала руками: «Это не то, что вы подумали».
Меня спасло плохое зрение и разгильдяйство – я перепутала цифры. Когда мне пришел новый код, и дама вновь потребовала его зачитать, я вдруг «протрезвела», сбросила номер и позвонила на горячую линию банка. В службе безопасности мне сообщили: «С вашей карты была попытка снять всю наличность, но ее заблокировали».
Как оказалось, телефон, с которого мне звонили, был зарегистрирован в другом регионе и за последние четыре дня проявил невероятную активность – с него были совершены сотни звонков.
История третья: «больной ребенок»
На мою электронную почту пришло письмо от знакомого адвоката – бывшего священника и сына священника, человека почтенного и уважаемого: «Друзья, привет. Мне нужно рассказать о пятилетней девочке Алине. Это моя племянница и у нее рак.
Первые симптомы появились у Алины около года назад. У девочки без причины поднималась высокая температура. Мама малышки (моя двоюродная сестра) вызвала на дом педиатра, который вынес вердикт – ОРВИ. Ребенку назначили антибиотики и жаропонижающее. Врач пообещал, что при должном лечении девочка быстро встанет на ноги. Но материнское чутье не обмануть и она решила все-таки сходить с дочерью на УЗИ. Снимок показал ужасное – на надпочечнике малышки было обнаружено уплотнение размером 5-6 сантиметров. Среагировали мгновенно: ребенка госпитализировали, обследовали. Был поставлен диагноз «опухоль надпочечника (нейробластома)» 5-6 см. Была проведена адреналэктомия. Надпочечник с опухолью был удален.
Врачи были полностью уверены, что болезнь побеждена: клетки новообразования были не активны и девочка в последующем лечении не нуждалась. Но во время планового обследования у малышки обнаружили метастазы в большеберцовой кости и костях свода черепа. На этом этапе (рак четвертой стадии) согласились помочь лишь в Тель-Авиве. Понятно, что ценник огромен.
Но раз уж у Алины есть шанс, будем цепляться. Из 5 млн сумели набрать 4,2 (семья продала квартиру и семейным кругом скинулись накоплениями). Дальше – ступор. Решили попробовать небольшой сбор среди друзей и знакомых. Вдруг что-то выйдет. А пока спасибо за внимание всем!» Дальше – номер карты.
Я смахнула слезу и перевела на счет посильную сумму. «Нужно съездить к этой девочке и написать про нее, чтобы потом бросить клич среди читателей», – подумала, засыпая.
Наутро от адвоката пришло письмо: «Не вздумайте переводить деньги – это мошенники! Меня взломали».
Подготовленные люди
Каждый день в Воронежской области регистрируются около десяти преступлений в IT-сфере. Особенно актуально надувательство среди пользователей мобильного банкинга. Всплеск подобных правонарушений, по словам полицейских, в Воронеже произошел еще в 2017 году. С того времени со счетов горожан были списаны миллионы рублей. В 2018 году в городском управлении полиции даже создали специальное отделение по раскрытию дистанционных мошенничеств.
По словам заместителя начальника отдела уголовного розыска – начальника отделения по раскрытию дистанционных мошенничеств УМВД России по Воронежу майора полиции Андрея Жилина, подобные мошенничества совершают в отношении не только древних бабулек, но и вполне молодых людей – 50 на 50.
– Две недели назад у парня 1997 года рождения были сняты 400 тыс. рублей со счета. А 20 ноября – у бабушки 1943 года рождения – полтора миллиона рублей, – поделился полицейский.
По словам Жилина, мои схемы обмана оказались еще изобретательными, типичная же – когда звонят и сообщают: «На ваш счет произошло покушение, сейчас придет код, а вы продиктуете данные карты». Дальше просят зайти в личный кабинет и продиктовать номер пришедшего пароля, якобы для того, чтобы заблокировать перевод денежных средств. Именно в этот момент деньги и улетучиваются.
– Те, кто занимается подобного рода мошенничеством, – люди подготовленные. Они владеют спецификой банковской деятельности, терминологией. У некоторых потерпевших стоят в телефоне программы, которые записывают голос. Мы их изымаем, и часто угадывается один и тот же, я бы сказал, южный акцент. Это объединяет такого рода преступления. Еще одно общее – знание психологии. Они торопят людей, чтобы не было возможности подумать, – объяснил майор полиции.
Часто фигурирует Сбербанк: его услугами пользуются многие. В прошлом году было зарегистрировано около 450 подобных преступлений. С ними тяжело работать, поскольку такие мошенники чаще всего живут в других странах – российских среди них процентов 10–15. Звонят с IP-телефонии, то есть с номеров 495, 8800. Иногда аферистам удается добиться того, что у потерпевшего высвечивается номер его банка, при помощи интернет-программы подмены номера.
В ответ на просьбу напомнить главные правила, которые нужно выполнять, чтобы не попасться на удочку мошенников, Андрей Жилин лишь вздохнул: «По-моему, кроме нас, никто этих правил не читает».
И все же напомнил.
Правило №1. Игнорировать звонки с номеров 495, 8800
Если вы все же сняли трубку и вам представляются сотрудником службы безопасности банка, отключитесь и наберите номер реальной службы безопасности, который можно найти на своей банковской карте или в интернете.
Правило №2. Прерывать разговор, если спрашивают пароли или данные карт
Сотрудники банка никогда не выманивают такие сведения – они и так у них есть. Нельзя никому сообщать код, который приходит в SMS для входа в личный кабинет или подтверждения операции по переводу денежных средств, а также не сообщать CVC-код карты.
Получив доступ к личному кабинету клиента, мошенники могут оформить кредит – сейчас легко это сделать онлайн. Если кредитная история хорошая, заявка легко одобряется и деньги приходят быстро. Пользуясь личным кабинетом, мошенники переводят эти деньги на любой счет.
Андрей Жилин подчеркнул, что всплеска мошенничеств в последние дни не произошло: «В среднем семь-восемь преступлений в день, как и раньше». Стало быть, всплеск произошел лишь в моей личной биографии. Наверное, он должен меня чему-то научить.