Три шага в Европейский суд. Как жертва мужа-милиционера искала справедливости в Воронеже
Мировой суд три года затягивал рассмотрение дела о домашнем насилии.
Оксана Грибкова , 5 октября 2015, 16:59
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобу жительницы Воронежа Дарьи Изотовой (имя и фамилия изменены) на отсутствие в России правовой защиты от насилия в семье. Избивший женщину муж-милиционер остался безнаказанным из-за затягивания рассмотрения дела о побоях в мировом суде.
Воронежские судьи прекратили дело по истечении срока давности после 2,5 лет постоянных переносов заседаний. По словам юриста воронежского Дома прав человека Ильи Сиволдаева, жалоба Изотовой отражает важную проблему – отсутствие в России специального законодательства о предотвращении домашнего насилия.
Шаг первый. От побоев до милиции
Дарья Изотова терпела побои от своего мужа-милиционера много лет, потому что полностью от него зависела. Их ребенок часто болел, и с 1998 года Дарья по несколько раз в год лежала с ним в больницах. Сама она смогла выйти работать только на неполный день. По словам женщины, выпивавший супруг часто бил ее на глазах у ребенка, выворачивал руки, заставлял извиняться. Изотова постоянно жила в страхе, испытывая физическое и психологическое давление.
Терпение Дарьи закончилось в августе 2006 года, когда супруг сильно избил ее. Сначала поймал женщину, когда та забралась на чердак во время ремонта, – избивал ее кулаками по шее и голове. Она вырвалась и убежала, попыталась вызвать милицию, но это лишь еще сильнее разозлило супруга. Домашний тиран вырвал телефонную трубку, заломил женщине руки, душил ее. Изотова вырвалась и убежала на улицу, где из автомата дозвонилась в отдел милиции. Она несколько часов мерзла в темноте и ждала милиционеров. Когда стражи порядка приехали, они забрали мужа в отдел. Узнав, что он подполковник, опросили его и отпустили. Дома супруг стал требовать от Дарьи забрать заявление. Но та отказалась подчиняться.
Шаг второй. От милиции до суда
Проверку в отношении милиционера проводили прокуроры, которые отнесли случившееся к побоям – делу частного обвинения. Они оставили за Дарьей Изотовой право обратиться в мировой суд для возбуждения уголовного дела. Получив медсправку после лечения, женщина в сентябре 2006 года подала в суд заявление о привлечении супруга к уголовной ответственности.
Супруги отказались примиряться в суде, и заявительница получила статус потерпевшей и частного обвинителя в одном лице. Первое заседание назначили на 17 октября 2006 года. Однако на судебном участке тогда не оказалось судьи. Никакого движения дела пять месяцев не было. А когда она началось, в марте 2007 года, подсудимый Изотов оказался в служебной командировке. В июне судья назначила судмедэкспертизу о тяжести вреда здоровью, который получила Дарья. Осенью 2007 году Изотов также был в командировке по контракту. Суд мог ограничить его в отъезде для рассмотрения дела, но не счел нужным этого сделать.
В январе 2008 года на заседании был адвокат Изотова с согласием подзащитного рассмотреть дело в его отсутствии. Но судья его снова отложила. Дарья не раз жаловалась в прокуратуру и на службу мужа, заявляя, что он уклоняется от наказания. Однако никто не прислушался к женщине. То супруг просил приостановить рассмотрения дела, то заболела судья.
К концу апреля 2008 года по делу частного обвинения, которые обычно рассматриваются за один-два раза, было назначено 15 заседаний. Судья заявила о болезни, а потом за месяц до истечения срока давности приостановила производство по делу. В итоге 17 августа 2008 года истек срок давности. В мае 2009 года суд по просьбе Изотова дело прекратил, он остался безнаказанным. Районный и областной суды утвердили решение мирового суда, впрочем, признав нарушение права заявительницы на рассмотрение дела в разумные сроки.
Шаг третий. От российского суда до Европейского
После трехлетних безрезультатных судебных разбирательств Дарья Изотова в 2010 году направила жалобу в ЕСПЧ на российское правосудие. Через пять лет Европейский суд принял ее к рассмотрению.
– В своей жалобе жительница Воронежа затронула важную проблему – отсутствие в России специального законодательства о предотвращении домашнего насилия. При этом Европейская конвенция по правам человека содержит запрет жестокого бесчеловечного отношения и требует создания от государства эффективных средств защиты. Поэтому мы попросили признать ее жертвой нарушения со стороны России прав, гарантируемых Европейской Конвенцией о защите прав человека, – пояснил журналисту РИА «Воронеж» юрист Дома прав человека Илья Сиводаев, которые представляет интересы Изотовой в ЕСПЧ.
В ЕСПЧ находятся десятки жалоб от воронежцев. Как правило, на их коммуницирование (принятие к рассмотрению) и вынесения решения требуется 5-7 лет. Так, гражданин Узбекистана Рашид Раззаков получил свое решение по своей жалобе через шесть лет. Страсбургский суд взыскал в его пользу в России 20 тыс. евро компенсации за пытки в воронежском отделе милиции.