Тренер воронежского «Бурана» Сергей Карый: «Команде нужна свежая кровь»
Специалист прокомментировал победы подопечных, обещания руководства и действия «отказников».
Павел Горячев, 26 октября 2016, 21:27
«Буран» отправится на выезд в Казань в хорошем настроении, отметил главный тренер команды Сергей Карый в среду, 26 октября. В беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» специалист рассказал о потенциале команды и объяснил, почему клуб отправил на драфт отказов четырех доморощенных хоккеистов.
По словам Карого, две победы подряд – над «Кристаллом» и «Дизелем» – раскрепостили игроков.
– Команда преобразилась: другая осанка даже у ребят, другое поведение, – подчеркнул главный тренер. – Заглядывают в турнирную таблицу, обсуждают друг с другом, как бы обыграть того или иного соперника. Нынешний «Буран» становится совсем другой командой даже от заброшенной шайбы – о победах вообще молчу. Забьет гол – и совсем иначе начинает действовать. Словно крылья у всех вырастают. Пропускают – наоборот, сникают парни. Ведь молодежь особенно чувствительна, ранима. И для меня эти победы – тоже определенное облегчение. Несколько раз мы играли с более опытными командами на равных, но уступали. А теперь не просто один выигрыш, а две победы подряд – это доказывает, что у парней есть потенциал. Дело лишь в том, что они из МХЛ попали в ВХЛ не постепенно, а прыжком через две ступеньки.
«Самое сложное – настроить команду»
– Иногда бросается в глаза, насколько игроки других команд физически превосходят молодых хоккеистов «Бурана».
– Да, мальчишкам нужно обрастать мясом, это один из важнейших аспектов в хоккее. А еще ВХЛ предполагает другие скорости, быстроту мышления, иную организацию игры и уровень исполнительского мастерства. Мы играли с «Рубином», а там против нас вышли шесть-семь человек, у которых есть опыт выступлений в КХЛ. Иногда бывает, что наши болельщики кричат игрокам: «Направо отдай!». И действительно – именно это и нужно сделать, а молодой хоккеист либо ошибается, либо делает передачу на пару секунд позже. А когда я смотрю КХЛ, то вижу, что мои мысли совпадают с действиями мастеров – хотя хоккеист на площадке, а я у экрана. Это и есть быстрота мышления. Перед началом сезона нас критиковали за приобретение Дениса Коротеева. Мол, зачем возрастной игрок в такую молодую команду? И руководство сомневалось. Но тренерский штаб настоял на подписании Дениса, и теперь он является нашим лидером. Тут ведь важно не только мастерство – это пример отношения к делу. Коротеев ложится под шайбу. Сможет ли после этого молодой парень пожалеть себя и не лечь? После тренировки он идет в тренажерный зал. Он может спросить мальчишку: «А ты почему не идешь?».
Фото – Андрей Архипов
– Вам не показалось, что в отдельных эпизодах на игроков «Бурана» действует некая «магия имен» их соперников? Иногда молодой хоккеист будто не верит, что сможет победить того, кого раньше видел по телевизору.
– Это существует. И самое сложное в такой ситуации – настроить команду. Чтобы ребята верили, что могут победить. Ты говоришь, что можно выиграть, если четко выполнить установку. А они смотрят на тебя и словно думают: «Что он несет?». В матче с «Рубином» я достучался до ребят, попросил не играть на скоростях тюменцев, дал задание постоянно стараться взвинтить темп. И мы заработали очко.
«Сегодня денег нет – но завтра-то будут»
– На сколько процентов от собственного потенциала сейчас играет команда?
Сейчас ребята играют, по сути, за те же деньги, которые они получали в «Россоши». Суммы разве что чуть-чуть больше. И то – они этих денег пока не видели. Знаете, лучшие в любом случае всегда будут уезжать. Клубы омолаживают составы, нашими ребятами будут интересоваться. А нам нужно будет находить незадействованных ветеранов и добавлять их в молодую команду.
Сергей Карый
– Сложно сказать, но внутренние резервы еще есть, потенциал чувствуется. Хотя нас покинул основной вратарь, ушли Князев с Акиньшиным. Еще двое отказываются играть. Но команда бьется и прибавляет. А после Нового года ее будет вообще не узнать. Недавно встретился с болельщиками, они мне стали рассказывать, как все плохо. А я им отвечаю: «Нормально все будет, просто потерпите еще немного». Да, у других есть стабильность. Но и потолок виден, опытным игрокам уже очень сложно прибавлять. Мне тренер «Динамо» из Балашихи, Толя Антипов, сказал: «Ты почему на последнем месте? Мы от вас еле ноги унесли, приличная команда». В следующем году «Буран» совсем иначе будет выглядеть. Точно говорю, можно будет за плей-офф биться.
– Это если суметь удержать игроков. А если хоккеистам не платить месяцами, то их можно лишиться.
– Да, надо удерживать их. Сейчас ребята играют, по сути, за те же деньги, которые они получали в «Россоши». Суммы разве что чуть-чуть больше. И то – они этих денег пока не видели. Знаете, лучшие в любом случае всегда будут уезжать. Кого-то в КХЛ заметят, кого-то более богатые клубы ВХЛ. Но костяк должен оставаться, нужно просто точечно его усиливать. Клубы омолаживают составы, нашими ребятами будут интересоваться. А нам нужно будет находить незадействованных ветеранов и добавлять их в молодую команду.
– Андрей Геращенко и Дмитрий Кузнецов имеют шансы вернуться на площадку, пока вы тренируете «Буран»?
– Они в команде, ребята тренируются. Но от участия в выездных матчах опять отказались. Ну ладно, Железняков сыграет. Сегодня он ошибается, а завтра делать это почти перестанет. Сейчас нам предстоит сложный выезд, Кузнецов отказался играть. Мы не можем их выгнать – при нашем бюджете это роскошь, важен каждый игрок.
Фото – Михаил Кирьянов
– Зачем тогда выставляли их на драфт отказов? Чтобы наказать рублем?
– Конечно. У Кузнецова хорошая зарплата, контракт у него с прежних времен. Но он не едет. Разве нельзя это назвать прогулом?
– Так и условия контракта не выполняются – зарплату же Кузнецов уже восьмой месяц не видит.
– Да, сегодня денег нет. Но завтра-то будут.
«Ребята сошли на какой-то станции – но поезд идет вперед»
– Игроки прошлогоднего состава до сих пор в ожиданиях этого «завтра». И Кузнецов с Геращенко сидят без денег не два месяца, а семь. Алексей Князев говорил мне, что изначально вы поддержали его решение отказаться от выхода на лед.
– Вице-губернатор (зампредседателя правительства региона, президент областной федерации хоккея Артем Верховцев – РИА «Воронеж») говорит, что деньги будут. Я верю ему, а они, значит, нет. Я понимаю, что вы постоянно общаетесь с хоккеистами, чувствую, что вы на стороне игроков. Но нам-то что делать как тренерам? На них рассчитывали как на лидеров. Я говорил с Кузнецовым во вторник, я сказал ему: «Давай все забудем, давай работать». Причем это неправильно, что я сам пошел на попятную, это непедагогично. Будет думать: «Наш тренер – пустомеля и брехун». А Кузнецов после моего предложения отвечает: «Не поеду». Вот вы что посоветуете сделать?
Фото – Андрей Архипов
– Найти взаимопонимание с человеком, открыто поговорить по душам. Игрок больше полугода слушает про то, что зарплата вот-вот упадет ему на карточку. Я могу понять, почему он больше никому не верит.
Если я сейчас выпущу Кузнецова в стартовой пятерке, другие ребята подумают: «Ага, значит, можно так делать. Хочу – играю, не хочу – остаюсь дома». Акиньшин с первого дня просил: «Отпустите меня, пожалуйста». Я говорил руководству, что нужно разрешить парню уйти. Мне ответили: «Местных отпускать нельзя». Но если человек хочет играть за другую команду – как его удерживать и зачем?
Сергей Карый
– Но отказываться ехать – это все-таки перебор! Если я сейчас выпущу Кузнецова в стартовой пятерке, другие ребята подумают: «Ага, значит, можно так делать. Хочу – играю, не хочу – остаюсь дома». Это профессиональный спорт, в нем дисциплина – самое главное. Ребята сошли на какой-то станции, но поезд идет вперед. И если мы прибавляем, добиваемся пусть и небольших, но успехов, значит, так и надо было поступить. Акиньшин с первого дня просил: «Отпустите меня, пожалуйста». Я говорил руководству, что нужно разрешить парню уйти. Мне ответили: «Местных отпускать нельзя». Но если человек хочет играть за другую команду – как его удерживать и зачем?
– Однако Акиньшин точно отдавался в каждой игре.
– Поверьте, он мог играть лучше, я его хорошо знаю. А Геращенко на «отказников» посмотрел, подумал: «Я тоже с пацанами до конца». Только Акиньшин с Князевым нашли себе команды, а он – нет. Значит, не востребован. Вот придут деньги – ребята решат, что пора возвращаться к играм. В какой форме они вернутся к полноценным выступлениям?
– Какую линию в команде вы бы усилили в первую очередь, будь такая возможность?
– Вратарскую. Ребята совсем молодые. Жаль, что не сохранили Андрея Литвинова. Думаю, на вратарях мы потеряли примерно 12 очков. И то, что вам рассказал Михаил Михайлов – реваншизм, у таких людей всегда виноват кто-то другой. У него был не один, а даже два комплекта хорошей формы, от Литвинова и от Пасечника остались. Вы знаете, я не сомневаюсь, что Михайлов – хороший вратарь. Но в этом клубе у него не получилось, такое бывает. С «Химиком» и «Ижсталью» нормально боролись, а он такие шайбы пропустил, какие просто не имел права не взять. И в Челябинске в первом периоде мы отлично играли, мы слышали, как тренеры соперников переговаривались: «Давай 30 секунд брать, а то нам сейчас насуют». Они из зоны выйти не могли. А потом какой-то непонятный бросок – и 1:0. Потом еще два таких же, и мальчишки психологически просто рухнули. Вратарь сейчас – не половина команды, а больше. У Муллина и Пантыкина хорошее будущее, но нужно потерпеть. Есть возможность пригласить третьих вратарей из двух команд, «Ак Барса» и «Металлурга». Но нам пока не разрешают, хотя «Магнитка» сама была готова отдать ради игровой практики. Но то, что нужна свежая кровь – точно.