Тренер волейбольного «Воронежа»: «Нужно наладить взаимодействие школ и команды»
Левон Джагинян рассказал о проблемах с инфраструктурой.
Павел Горячев, 9 декабря 2016, 17:11
Волейбольный «Воронеж» со временем сможет претендовать на возвращение в Суперлигу, завил главный тренер команды Левон Джагинян в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж». В интервью специалист рассказал о проблемах со спортивной инфраструктурой города и объяснил, как организовать взаимодействие детских спортивных школ и профессиональной команды.
«Пока команда показывает меньше 50% от собственного потенциала»
– Каковы ваши впечатления от возвращения в Высшую лигу А?
– Лига очень непростая. Все команды примерно равны. Едва ли кто-то будет безусловным лидером в этом году.
– Оцените степень готовности вашей команды.
– «Воронеж» пока не показывает и 50% от собственного потенциала. Мы собрались в середине августа, это поздно. По-хорошему нужно работать с начала июля. Провести два сбора, спарринги. А так полтора месяца потеряны, это связано с экономией и оптимизацией.
– Каково девушкам, которые в прошлом сезоне играли против «Динамо-Казани», настраиваться на «Олимп»?
– Я уже говорил, что явных фаворитов нет. «Олимп» - хорошая команда, поигравшая в Вышке А. Нельзя недооценивать соперника. Нужно играть, никто просто так очки не отдаст. Мы сохранили прошлогодний состав на 50%. Конечно, хочется в Суперлигу. Всем хочется. Но нужно понимать текущее положение вещей, финансовую составляющую прежде всего. У нас пока нет соответствующей инфраструктуры. Нужен хороший спорткомплекс с вместительным залом, тренажеркой, медкабинетом и др. Необходимо четко наладить взаимодействие между СДЮСШОР и командой мастеров. Причем такие проблемы, насколько мне известно, есть не только в волейболе.
– Какова задача на сезон?
– Нужно занять место в пятерке. Скромно, но очень непросто. Команда очень молодая. Средний возраст – 18,5 лет. И девушкам еще нужно время, чтобы поверить в собственные силы, сыграться. Возможно, некоторые из игроков прошлогоднего состава как раз поэтому и не ушли. Приняли решение приобретать игровой опыт в Высшей лиге А. Хотя нынешняя команда, играя с «Политехом» и «Спартой», показала, что ей многое по плечу. Но пока это лишь первый шажок. Собственных ошибок еще очень много. А сыгранности пока нет.
– Есть ли сейчас в команде те, кто играл в первенстве дублирующих составов клубов Суперлиги?
– Таких девушек две, это воспитанницы воронежской школы волейбола. Это нормальный показатель. Но хотелось бы, чтобы подготовка молодых волейболисток в регионе была выстроена немного иначе. Команда существует с 2007 года, а подпитка своими воспитанницами не такая, какая должна быть – потеряно несколько возрастов из детско-спортивных школ. Воспитывать нужно так, чтобы ребенок не думал: «Отсюда я уеду». Отправляться в другой город можно только тогда, если в регионе вообще не будет команды. Или если девушка поиграла в нашей команде и стало понятно, что она переросла уровень «Воронежа». Но я признаю – молодым нужны условия, хотя бы минимальные, какое-то стимулирование, стипендия. С идеологической точки зрения, мне кажется, школы тоже не дорабатывают. Нужно не только учить играть, но и воспитывать чувство ответственности и долга перед тем местом, где родился, вырос, сделал первые шаги в спорте, перед спортивной школой, тренером , болельщиками . А еще деталь: на матчах Суперлиги детей из волейбольных ДЮСШ было мало. А это, по сути, та же тренировка, только теоретическая.
«Могу понять детских тренеров»
– Представьте себе, что вы детский тренер. Вы знаете, что вашу талантливую воспитанницу зовут в Краснодар или другой регион с сильным волейбольным клубом. Она может вырасти в мастера, который будет хорошо зарабатывать. Будете ли вы уговаривать ее не уезжать, зная, что здесь она будет получать около 35 тысяч и играть в Высшей лиге А?
– А что, 35 тысяч – не деньги? Да и учтите – в России сейчас мало команд, у которых все хорошо с деньгами, почти везде проблемы. Я считаю, что молодой волейболистке лучше играть в родном городе, быть рядом с родителями, расти и набираться опыта в родной команде. А если спортсмен классно играет и растет – он заслужит приглашение в более сильную команду. В этом сезоне Наталья Фролова и Светлана Суховерхова играют в Суперлиге, в «Метаре». Когда получили предложение, они пришли в клуб посоветоваться. Мы вместе приняли решение: «Если есть шанс, надо играть в Суперлиге». Но девушки сами настояли на том, чтобы их взяли именно на правах аренды. Хотя могли бы сказать: «Мы нашей команде 10 лет отдали. Спасибо, до свидания». А Суховерхова и Фролова произнесли другое: «Мы поедем, чтобы играть на высшем уровне, в элите, но если будем нужны, то вернемся и поможем». Когда слышишь такое, понимаешь, что ради этого стоит жить и работать.
– Возможно ли, что перед «Воронежем» со временем поставят задачу возвращения в элитный дивизион?
– На данный момент мы еще не готовы, но, думаю, да. Все зависит от инфраструктуры , которую мы будем выстраивать, и финансирования. Надеюсь, что тот ФОК в Южном парке все-таки построят, вопрос только в сроках. Мы все, конечно же, понимаем сложную финансовую ситуацию, но верим и надеемся на лучшее.
– С мизерным бюджетом вы стали девятыми в прошлом сезоне Суперлиги, это лучший результат в истории волейбола региона. Вы сами говорили, что играть в Высшей лиге А не дешевле, чем в Суперлиге. Так стоило ли понижать команду в классе?
– Экономия все же есть. И для условий, в которых сейчас находится весь воронежский спорт, это приличная сумма. Помните, какой суммы не хватило баскетболисткам для заявки в Суперлигу? Мы сэкономим больше. И необходимость считать каждую копейку обоснована – сейчас в городе и регионе в спорт и культуру вкладывают деньги одни и те же люди. Им тяжело, и спасибо им за помощь.
– Словом, пока болельщикам можно не ждать серьезных успехов, пока нет денег и инфраструктуры.
– Мы обязаны показывать болельщикам красивый волейбол и завоевывать их сердца в любой ситуации. Команда приложит максимум усилий, чтобы добиться высоких результатов независимо от того, есть ли деньги. По-другому сейчас нельзя – не имеем права. Думаю, все-таки можно добиваться большего за счет хорошего взаимодействия между СДЮСШОР и командой. Про то, что школы недорабатывают, я уже сказал. Но и детских тренеров можно понять. Их нужно стимулировать, чтобы они готовили молодежь. В документах волейбольной федерации России есть строка о вознаграждении тренеров за подготовку игрока, который попал в основную команду мастеров. Но пока все это не очень хорошо работает. Необходимо помогать детям – закупать форму, организовывать мастер-классы и так далее. Отдавать детей в другие города, может быть, и выгоднее. Но я осуждаю тренеров за такие поступки и считаю, что эти действия должны жестко пресекаться, так как игрок воспитывается в ДЮСШ прежде всего на бюджетные деньги, распоряжаться им по своему усмотрению нельзя! Есть команда, которая представляет регион на высоком уровне, и в этой команде воспитанник школы обязан играть и повышать свое спортивное мастерство. Хотя зарплаты детских тренеров нищенские, это все знают. И все-таки всем детским тренерам, всем тем, кто в эти трудные времена что-то делает для воронежского спорта, нужно поклониться в пояс и сказать только «спасибо».