Тренер хоккейной «Россоши»: «Растет плеяда интересных воронежских игроков»
Сергей Карый подвел итоги сезона-2019/2020.
Павел Горячев, 2 апреля 2020, 09:00
«Россошь» расположилась на 10-м месте в итоговой таблице НМХЛ. Лига официально отменила проведение матчей на вылет и распределила места по показателям регулярного чемпионата. «Россошь» впервые с 2014 года не смогла занять строчку в зоне плей-офф. Наставник фарм-клуба «Бурана» объяснил корреспонденту РИА «Воронеж», что случилось с командой, которая годом ранее выиграла Кубок регионов.
«В большинстве игр мы владели инициативой»
– Летом 2019 года «Россошь» покинули из-за возрастного лимита все игроки 1998 года рождения. В вашей карьере раньше бывали ситуации, когда в межсезонье уходит половина команды?
– Нет, такого не случалось. И тут даже не половина ушла. Нас покинули 15 человек – это большая часть состава. Причем это были основные хоккеисты, лидеры. Это было бы чувствительно для любого клуба. Сейчас такое нередко случается и во взрослом хоккее, но там одних профессионалов меняют другие, они получают неплохие зарплаты. Хотя я и это считаю неправильным. За год хорошие команды не строятся. Ты только привыкаешь к команде, люди едва подстраиваются под твои требования – и все, сезон закончен, в новом ты начинаешь все с нуля. Это очень тяжело.
– Вы заменили 20-летних парней вчерашними школьниками. Сколько времени ушло на их адаптацию к молодежному хоккею?
– Так эта адаптация еще не завершена! Кому-то достаточно одного сезона для этого, а некоторым понадобится немного больше времени. И главное, что за один сезон на молодежном уровне непросто создать цельную команду. Да, вроде бы все умеют клюшку в руках держать, все давно на коньках, но тренер должен добиться того, чтобы все мыслили одинаково. У всех могут быть разные качества: один хорошо бросает, у второго отличная техника скольжения, у третьего хорошее видение площадки. Но разные люди должны одинаково думать на льду, только тогда может прийти успех.
– То есть шансы на высокий результат в этом году были невелики изначально?
– Они были, ведь у нас оставались 10 человек из прошлогоднего, чемпионского состава. Плюс вернулся из Новосибирска нападающий Тимофей Бухтояров, из Белгорода приехал защитник Илья Островский. То есть ребята, поигравшие на уровне НМХЛ, у нас были. Но в середине регулярного чемпионата пришлось расстаться с этими двумя парнями. Им стало интересно не в хоккей играть, а ходить по заведениям, где игрокам появляться нельзя. Люди, которые были ключевыми хоккеистами, стали тащить команду не в ту сторону – в их компанию затесались и совсем юные ребята. У нас не было выбора, хотя расставаться с опытными обученными игроками очень тяжело. Мы понимали, что это скажется. Но терпеть это дальше было нельзя. Мы несколько раз разговаривали с ними, они обещали исправиться. Не сдержали слово ребята, пришлось увольнять их.
– Юные воронежские игроки не смогли заменить отчисленных?– В полной мере нет. И вроде бы играли временами здорово, часто вели в счете, но пропускали глупейшие голы. Вот вам пример: ведем в одном из матчей со счетом 2:0. Самый талантливый воронежский парень, Святослав Дорохов, в ситуации, когда можно было забивать, затормозил, чтобы дождаться защитника и обыграть его еще раз. Потерял шайбу, контратака – 2:1. И таких эпизодов было очень много. В молодежном хоккее ни у кого нет запаса мастерства, никто особо не выделяется. И пока игроки выполняют тренерскую установку, пока они сконцентрированы, все идет хорошо. Как только начинается самодеятельность, следует провал. В Твери вели 2:1, на последней минуте молодой защитник после выигранного вбрасывания полез обводить соперника на собственном «пятачке», мы пропустили. В большинстве игр мы владели инициативой, но упускали победы по глупости. И в личных беседах тренеры наших соперников часто это признавали. Еще заметил, что на домашнем льду наши парни бились, а на чужом – терялись. Это тоже из-за отсутствия опыта.
– Все ли из игроков, оставшихся от чемпионского состава, выдержали испытание медными трубами?
– Нет, некоторые ребята стали работать с меньшим усердием, чем год назад. Тогда они видели Яна Хоменко, Дениса Черепуху, которые подавали пример. Парни работали в тренажерном зале за час до тренировки, а потом приходили туда после занятия. В этом году такой пахоты я не увидел. Надо понимать, что в 18-19 лет ребята подвержены чужому влиянию. Будет рядом трудяга – будут пахать вместе с ним. А если заразительным окажется пример завсегдатая баров, все пойдут пить пиво. Мы по ходу сезона сменили четырех капитанов, и никто не справился с ролью лидера.
«Команда была слишком неопытна»
– Когда вы поняли, что за зону плей-офф уже не зацепиться?
– В Новомосковске, когда играли с «Академией Михайлова». Вели со счетом 4:2, за четыре минуты до сирены парень идет обыгрывать соперника в собственной зоне – 4:3. Потом пропустили еще раз и проиграли в овертайме. Упустили преимущество и в ответной игре, получая ненужные удаления. Причем мы были там без четверых ведущих хоккеистов, но все равно здорово играли, уступая только из-за собственных ошибок. В тот момент стало ясно, что команда слишком молода и неопытна. Она действовала несобранно в важнейшие моменты.
– Будете ли иначе вести селекцию в нынешнее межсезонье?
– Это сложно делать, когда школа не дает подпитку. Все разъезжаются. Воронежские ребята в Новомосковске, Рязани, Ступино. Да где угодно, только не дома. На совещании региональной федерации хоккея все сошлись на том, что надо менять условия, в которых тренируются воронежцы. Чтобы они чувствовали, что в них вкладываются, что их готовят как основных игроков «Бурана», а не как тех, кто будет затыкать дырки в составе.– Сможет ли появление городской юниорской команды замедлить отток молодежи?
– Для этого она и создается. Но нужно, чтобы родители юных хоккеистов были осмотрительнее. Они легко отправляют детей в другие города, говоря: «Раз приглашают, значит, видят перспективу». Но им стоит понять, что как легко их пригласили, столь же легко им покажут на дверь. А главное – не каждый парень готов к тому, чтобы оказаться без родителей в чужом городе. Если зовут в «Динамо», ЦСКА, «Локомотив» – ладно, еще могу это понять. Но уезжать в Балашиху? У меня это в голове не укладывается.
– В конце сезона в «Буране» регулярно играли местные воспитанники Егор Баланов и Дмитрий Попов. Кто из воронежцев может последовать в главную команду за ними?
– Дорохов, если будет пахать, станет будущим клуба. Ему по силам стать любимцем публики. Но он до сих пор играет в детский хоккей. На том уровне он был звездой, мог по 10 шайб забивать. На молодежном уровне другая игра, надо учиться добывать результат. И Илья Болдырев точно такой же нестабильный. Через два года из нынешнего состава «Россоши» в «Буране» могут оказаться семь человек. Но только при условии, что они будут правильно подходить к делу. У нас растет плеяда интересных игроков, надо дать им время, чтобы раскрыться.