Точка невозврата

В 90-е годы они уходили с заводов в киоски, куда идти сейчас, предприниматели даже не представляют.

Александр Саубанов, 4 июня 2013, 18:18

Михаил Кирьянов
Вы заметили парадокс: Президент РФ Владимир Путин отметил в Воронеже День предпринимательства, а сами воронежские бизнесмены будто и не заметили праздника? Прошло 26 мая, и ни тебе торжеств, ни поздравлений. Малому бизнесу сейчас не до этого. Сначала нужно выжить.

«Гвоздь в крышку гроба»

Профессиональному празднику предпринимателей предшествовал съезд «киоскеров» в Москве. Коалиция мелкооптовых торговцев сформировалась больше года назад и успешно провела уже три съезда. Первой из своих программных целей она назвала «достижение равных прав малого торгового бизнеса по отношению к крупным торговым сетям как в части размещения объектов, так и в части ассортиментного перечня, допустимого к продаже». Воронежских киоскеров в Москве представлял заместитель председателя Правления региональной ОПОРы Илья Ерихонов, который выступал с разбором муниципального «Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов Воронеже»:" У нас сейчас принята не аренда земли, а плата за право установки торгового объекта. Уровень и сущность этой платы вызывают возражения у бизнесменов. С прежней арендой земли все было более-менее понятно. Земля материальна. А как определить справедливую плату за некое право? Этого торговый люд не понимает. Тем более что среди киоскеров есть тоже социальное расслоение. Возможности тех, у кого 5-10 киосков (их так и называют – «сетевики») несравненно выше, чем у «частника» - владельца одного-двух киосков". - На половину предлагаемых на аукционах объектов просто не находится сегодня желающих, поскольку на этих точках сложно окупить затраты, - рассказал Илья Ерихонов. - На третью часть объектов приходится по одному-два претендента – и это единственный сектор, в котором «частники» могут успешно конкурировать с «сетевиками». А 20 процентов – лакомые куски, которые доступны только «малым монополиям». Съезд завершил кампанию сбора подписей под петицией, требующей от высшего руководства страны вмешаться в процесс «триумфального шествия» антитабачного законопроекта. Но пока собирали эти самые подписи, законопроект стал законом. А воззвание стало констатацией грустных для авторов фактов и необратимых событий: «Принятие законопроекта станет последним гвоздем в крышку гроба малого бизнеса». Надо сказать, слова о «гробе малого бизнеса» звучали в Воронеже после каждого этапа кампании по ужесточению оборота алкоголя - с 2006 года. Однако киоскеры и «павильонеры» смогли это пережить. Но на этот раз приходится говорить о том, что количество предложенных государством трудностей перешло в качество. В любое другое время ИПэшники переварили бы плановую прибавку страховых платежей в 18 тысяч рублей. Всего-то полторы тысячи в месяц! И следующую по плану 14-тысячную прибавку – с ворчанием приняли бы. Но когда финансовые стратеги планировали эти прибавки, они не учли других факторов – «пивного», «табачного» и «муниципального». Когда все это случилось разом, малый бизнес посыпался.

Исход

Глава регионального управления налоговой службы Сергей Дуканов – один из тех руководителей, кого процесс исхода ИП действительно озаботил. Вместо роста налоговых доходов от микробизнеса началось их снижение. В феврале, когда в Воронежской области сдали свои свидетельства четыре тысячи индивидуальных предпринимателей, Дуканов предположил, что процесс отсева к лету затормозится. Но пока что данные, обнародованные ведомством Сергея Дуканова, оптимизма не внушают. За четыре месяца 2013 года приняли решение о прекращении деятельности 6453 индивидуальных предпринимателя, вновь зарегистрировались 2090. Причем темп отсева к маю не уменьшился, и отряд «индивидуалов» потерял каждого девятого бойца. Может, правы те, кто утверждает, что происходящий отсев – лишь очищение малого бизнеса от «мертвых душ», которые держали свидетельство ради разовых подработок или просто про запас.

В отпуске за свой счет

- Есть такие, - соглашается руководитель Воронежского объединения предпринимателей Татьяна Гончарова. - Но на самом деле, многие просто взяли тайм-аут. Кто-то, чтобы осмотреться- кто-то, чтобы заняться своим здоровьем. Многие просто на грани нервного истощения после всех последних событий. - Я с 1997 года держал закусочную во встроенном помещении на первом этаже жилого дома, - рассказал Анатолий Иванович, один из «бизнес-отпускников». - Но с 1 января прикрыл: чтобы алкоголь продавать, площади не хватает.

На обочине

По данным Татьяны Гончаровой, в ее организации свидетельства сдали только четыре человека. Это люди, которых перемалывали жернова всех обозримых эпох, но которые ухитрились выжить. Но нынче поколеблены и эти ряды. Чтобы осознать весь драматизм происходящего, стоит вспомнить историю вопроса. Малый бизнес стал массовой профессией в Воронеже, когда после обвального закрытия предприятий ВПК тысячи людей оказались на улице. Мир киосков и палаток принял всех и  оказался способом выжить. - Почти никто не собирался оставаться в этой сфере навсегда, - утверждает Гончарова. - Все надеялись, что через год-другой можно будет вернуться в свою профессию. Однако лучших времен пришлось ждать долго, а дисквалификация наступила быстро. Сейчас они снова уходят из бизнеса и надеются на возвращение. Но их никто не ждет. Одна из сдавших свидетельство предпринимательниц обратилась на биржу труда. Ей 50 лет, высшее образование, 20-летний предпринимательский опыт. Но единственное, что ей предложили, место разнорабочей на кондитерской фабрике. Государство и бизнес-сообщество берут курс на создание 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест. Но ни одно не достанется им, предпринимателям первого созыва. Они не станут программистами и операторами промышленных роботов. Им предлагают только новые реформы – когда во всей остальной стране давно наступила стабилизация. Социологическая служба «Ваше мнение» провела по просьбе РИА «Воронеж» телефонный опрос населения Воронежа. Вопрос был один: «Как вы относитесь к сокращению сети киосков в городе?» Ответ «отрицательно» или «скорее отрицательно» дали соответственно 12 и 12,5 процента граждан. «Скорее положительно» и «положительно» - 14,5 и 18 процентов. «Затруднились ответить» - 15,5 процентов воронежцев. Но больше всего тех, кому «все равно» - 27, 5 процентов. То есть, проблемы малого бизнеса, кроме него самого, никого не волнуют.
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.