«Титан андеграунда». Зачем идти на выставку Эрнста Неизвестного в Воронеже
Искусствовед Саша Обухова объяснила значимость скульптора в культуре.
Ксения Аносова, 6 сентября 2016, 15:24
Выставка «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Россию» открылась в Воронеже в пятницу, 2 сентября. В музее Крамского покажут избранные работы из коллекции, друга и представителя скульптора в России Феликса Комарова. Выставка пробудет в Воронеже до 2 октября, а затем отправится в другие города России.
Искусствовед и куратор архива музея современного искусства «Гараж» (Москва) Саша Обухова рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» о значимости Эрнста Неизвестного и объяснила, зачем идти на выставку.
О культурном контексте
– Эрнст Неизвестный – один из титанов андеграунда 50-60-х годов, при этом он носитель прежней, сталинской культуры, человек, прошедший войну. Неизвестный уже во времена оттепели продемонстрировал и власти, и ровесникам, студентам-художникам, насколько свободным может быть человек, который видел смерть.
Его конфликт с Хрущевым во время выставки, посвященной 30-летию Московского союза художников в 1962 году, как нельзя лучше показывает противостояние старой советской модели и обновленного модернистского мышления.
– Эрнст Неизвестный был одним из первых современных художников. Современный художник – это не тот художник, который работает здесь и сейчас, это тот, кто отражает в своем творчестве самый нерв современности. А современность больше не мыслит единичными фразами, отдельными словами или большими романами, она мыслит циклами, сериями, бесконечным производством визуальных образов. И Неизвестный был одним из тех, кто начал работать вот так.
Его скульптуры, рисунки, книжные иллюстрации, его монументальные произведения служат мостом между прежней грандиозной советской, культурой имперской и постмодернистским сознанием. Это был художник, который со всей своей энергией прорывался сквозь те культурные каноны, которые ему были даны вместе с советским художественным образованием. Эрнст Неизвестный был человеком бесконечно свободолюбивым и честным. Личность мастера зачастую дает работам больше обаяния, чем можно себе представить.
Почему стоит сходить на выставку
– Неизвестного стоит знать и смотреть на его вещи именно потому, что чрезвычайно важно представлять себе, насколько военный опыт и опыт смерти, и опыт трагедии меняет человеческое сознание. Во-вторых, надо понимать, что переживший такой опыт не может не быть свободен от любой разновидности страха, в том числе от страха перед власти предержащими. В-третьих, само творчество Эрнста Неизвестного – это весьма редкий вариант нашей истории искусства, такого преломления традиций экспрессионизма внутри нашего художественного опыта дореволюционного и послереволюционного. Экспрессивность в искусстве 60-х годов такого масштаба, как это было у Эрнста Неизвестного, достаточно редкое явление, и этим он ценен. Безусловно, он был одним из самых заметных и активных художественных диссидентов, поэтому и эмигрировал. Не мог позволить себе простаивать, не имея государственных заказов. Его масштаб – это колоссальных размеров скульптуры, грандиозные работы, созданные в разных скульптурных техниках, это и рельефы, и огромные многосоставные композиции.
Эрнст Неизвестный интересен также своими камерными работами. То, что будет показано в выставочном зале, – это работы небольшие, но и они держат в себе масштаб и провокацию, и все художественное дарование Неизвестного. Именно маленькими работами он вывел Хрущева из себя на той выставке в Манеже. Наверняка это случилось, потому что даже в маленьких работах содержатся и новаторство, и острота переживаний первопроходца. Это то, что раздражает консерватизм академиков.
Неважно, это эскизы или серии вроде Орфея. Орфей – серийная работа, она должна существовать как статуэтка, которую вручают победившему. Соответственно она имеет такой человеческий масштаб, она должна помещаться в руках. Но при этом, когда мы представим ее, увеличенную в десять раз, многометровой высоты, мы поймем, что в этой небольшой скульптуре спрятана вся мощь, с которой Неизвестный привык иметь дело. Даже когда он работал над мелкой пластикой и надгробиями, он мыслил чрезвычайно монументально.
Людям, которые предпочитают академические портреты, благостные пейзажи, слащавые натюрморты, на выставку Неизвестного ходить не надо – они испугаются. Образы Неизвестного – это и есть человеческая жизнь, в ней гораздо больше боли и страданий, чем мы позволяем себе думать, художник открывает нам на это глаза.
Справка РИА «Воронеж»
Эрнст Неизвестный – скульптор, художник и философ. В юности не раз его отмечали на Всесоюзных конкурсах детского творчества. В Великую Отечественную войну ушел добровольцем на фронт, а вернувшись, занялся поиском нового выразительного художественного языка. К концу 1950-х он был лауреатом премий Международных фестивалей, победителем Всесоюзных конкурсов. Работал художником-иллюстратором, создавал монументальные скульптуры, барельефы в разных странах. В 1962 году после нашумевшей выставки «30 лет МОСХ» в Центральном Манеже, произведения которой подверг жесткой критике Никита Хрущев, Неизвестный стал одной из самых заметных фигур в художественной жизни страны. Конфликт скульптора с властью закончился его вынужденной эмиграцией в 1976 году.
В мире есть два музея скульптора – Художественный музей Эрнста Неизвестного на его родине в Екатеринбурге и музей «Древо Жизни» в Швеции.