«Теперь мои родители вместе»
Солистка «Бурановских бабушек» двое суток добиралась до Воронежа, чтобы посетить могилу отца
Наталья Трубчанинова, 11 октября 2012, 17:04
Поездка без песен
От удмуртской деревни Бураново до Воронежа – полторы тысячи километров. Их 76-летняя солистка фольклорного коллектива «Бурановские бабушки» Наталья Пугачева преодолела за двое суток, с пересадкой в Москве. После фееричного выступления на «Евровидении-2012» шустрая бабуля побывала с гастролями во многих городах, даже во Владивосток летала. Но в эту поездку отправилась без подруг по ансамблю. В столицу Черноземья самая старшая «бурановская бабушка» приехала не с концертом, а на могилу отца.
Московский поезд остановился субботним днем на станции «Придача» всего на четыре минуты. Первой из вагона вышла Наталья Яковлевна, следом две ее дочери – Галина и Нина. В простеньком синтепоновом пальто, клетчатой юбке с черным передником и цветастом платке крохотная старушка так бы и слилась с толпой встречающих-провожающих, если бы прямо на перроне ее не окружили многочисленные телекамеры федеральных каналов.
«Как доехали, Наталья Яковлевна? В пути не устали?» - тут же пристали журналисты с расспросами. «Чеч буреч!» - тихонько, по-удмуртски, поздоровалась бабулька, смущенно озираясь по сторонам. «Хорошо доехали. В поезде меня, конечно, узнали, за автографами подходили. Слава Богу, люди очень добрые оказались, сильно меня не волновали», - рассказала гостья. «Она у нас просто молодец! – похвалила маму Галина. – В дороге мы так за нее переживали, все-таки путь не близкий. С утра даже лекарства предложили выпить, а она лишь отмахнулась. Сказала, что с тяжелыми разговорами и дорога тяжелой будет».
На перроне бабушку, конечно, тоже многие узнавали и радостно приветствовали. Но подойти за автографом осмелился только один молодой человек – оказалось, он приехал специально, чтобы поблагодарить Наталью Яковлевну за блистательное представление нашей страны на «Евровидении». Сказал, что хоть к этому конкурсу и относится скептически, но за «Бурановских бабушек» действительно болел. Он передал бабуле коробку конфет «Вечерний Воронеж» и попросил расписаться на фотографии. «Ой, я же неграмотная. Напишу, как смогу – вы уж извиняйте», - посетовала Наталья Яковлевна, старательно вырисовывая на своем портрете закорючки-палочки. А затем в сопровождении дочек знаменитая гостья отправилась отдыхать, ведь на следующий день ее ждало то самое долгожданное свидание, о котором она мечтала многие годы.
Весть о пропавшем без вести
Ей было 6 лет, когда отец ушел на фронт, с тех пор она его не видела. Помнит, что много писем писал, мама их все громко зачитывала и аккуратно хранила. Последнее пришло в 1942-м из госпиталя под Воронежем, отец писал, что страшные бои идут, бомбят сильно. «Домой, наверное, уже не вернусь…» - словно предчувствуя гибель, написал он. А вскоре пришла похоронка, где сообщалось, что Яков Филиппович Бегишев погиб. Но где и при каких обстоятельствах, семья не узнала и после войны. В «Книге памяти» было лишь указано «пропал без вести».
Уже после оглушительного успеха и второго места на «Евровидении» в одном интервью Наталья Яковлевна обмолвилась, что очень хотела бы найти могилу отца. Помочь самой пожилой из «Бурановских бабушек» решили сотрудники управления Федеральной службы судебных приставов в Удмуртии. Через Интернет по военным архивам удалось выяснить, что рядовой Яков Бегишев захоронен в братской могиле в селе Большая Верейка Рамонского района Воронежской области.
Во время войны линия обороны прошла практически через все село, бои здесь шли каждый день. Верейка семь раз переходила из рук в руки, но наши солдаты сумели блокировать фашистов и не пустить их дальше на Москву. После шестимесячной обороны от некогда большой деревни чудом сохранилась лишь церковь да несколько землянок. Поисковики до сих пор находят здесь могилы павших бойцов, их перезахоранивают на этом братском кладбище. Солдатский медальон Якова Бегишева откопали в окрестностях Большой Верейки в 2005 году. Его фамилия, наряду с еще 2027 именами павших бойцов, выгравирована на белых мемориальных плитах.
Горсть земли
Наталья Яковлевна водит крохотным пальчиком по золотым буковкам фамилии отца. Достает из кармана платок и утирает слезы. Кто-то из судебных приставов просит принести бабушке воды, но та отказывается.
- Сейчас у меня такие непонятные чувства: в груди что-то крутится, вертится. Я ведь к папе приехала… - дрожащим голосом произносит бабуля, а глаза вновь блестят от слез. – У меня даже фотографии его не осталось. Но я помню, что ростом он невысоким был, мама моя еще говорила, что я такая маленькая в папу пошла. А как мы без него жили? Когда отец ушел на фронт, нас трое детей осталось - два моих брата умерли еще в начале войны. Холодно, голодно у нас было.
Успокоившись, Наталья Яковлевна достает припасенные пироги и конфеты, раздает местным жителям, просит по традиции помянуть. «Обязательно попробуйте наши перепечи», - помогает разложить на мемориале угощения дочь Галина. Перепечи – национальное удмуртское блюдо, что-то вроде русских пирожков или итальянской пиццы – бездрожжевое тесто с начинкой. Блюдо это готовят по праздникам – например, когда приезжают гости. Начинка кладется любая. Кстати, для перепечи, которые бабушка привезла в Воронеж, грибы она собирала сама. Накануне поездки с утра пораньше отправилась в лес – набрала целое ведро рядков (у нас эти грибы называют рядовками) и начинила ими тесто.
- Мы отговаривали маму от этой прогулки, дома и так много соленых, сушеных, замороженных грибов, - поясняет Галина. – Но мама очень хотела угодить своему отцу, поэтому собрала свежих.
Также «Бурановская бабушка» привезла с собой горсть удмуртской земли с могилы матери и набрала местной землицы, чтобы отвезти домой и соединить разлученных войной родителей. «Ну вот, теперь мои мама и папа вместе», - трогательно прижимая кулечек к груди, снова расплакалась старушка. А потом вспомнила, что вместе с ее отцом на фронт ушел и родной дядя, Егор Бегишев, вроде бы, даже воевали в одном отряде: «У него тоже дети остались, много внуков. Не знаю, доживу ли я до того дня, когда его могила сыщется… Мне ж ведь сперва тоже сказали «пропал без вести», а ведь нашли…»
Местные жители долго не хотели отпускать знаменитую удмуртскую певунью: провели для бабушки экскурсию в музее Большеверейской средней школы, где собраны экспонаты, связанные с жизнью генерала Лизюкова, который, как и ее отец, погиб неподалеку от села. Поили чаем с деревенской выпечкой и, конечно же, расспрашивали о жизни после «Евровидения». «Раньше, бывало, после концерта идешь домой, грязи по колено, темень такая – хоть глаз коли! А теперь нам свет провели, дорогу сделали, клуб отремонтировали – красота, да и только!» - обнимает маму Галина. А вот строительство церквушки, ради которой бабульки и затевали всю эту авантюру с «Евровидением», пока, увы, застопорилось. Гонораров с концертов хватило лишь на фундаменты и стены. Но старушки не унывают – гастроли у них расписаны на месяц вперед, а, значит, «Party For Everybody» продолжается!