«Тема супергеройства опять востребована». Тренды в анимации обсудили профессионалы индустрии на «МультПрактике» в Воронеже
Дискуссия также была посвящена подростковому контенту
Екатерина Бутцева, 2 июня, 12:00
В рамках Международного анимационного фестиваля «МультПрактика» (6+) в субботу, 1 июня, в конференц-зале ВГУ состоялась дискуссия «Анимация сегодня: тренды, смыслы, перспективы». За одним столом встретились продюсеры ведущих анимационных студий и профессионалы креативных индустрий, чтобы обсудить основные российские и общемировые тренды в анимации, какие смыслы нужны сегодня, можно ли заранее предугадать тренд и каким должен быть контент для подростков.
Мультфильмы для подростков
В процессе обсуждения стало ясно, что сложнее всего создавать контент для подростков. Генеральный продюсер «Анимационной студии Воронеж» Владимир Николаев поделился своим опытом, ведь они в прошлом году как раз выпустили подростковый сериал.
– До целевой аудитории в возрасте от 8 до 15 лет легче всего достучаться через интернет и в формате сериала, потому что за 200−240 минут времени можно заложить много смыслов и сделать это спокойно и не торопясь. А смыслы в наших фильмах почти все одинаковые, например, как в мультфильме «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» (6+), где брат ради счастья сестры жертвует собой. И здесь совершенно понятный смысл для всех, его считывают во всем мире. Мы это знаем, потому что к нам приходили отзывы из Австралии, из Южной Америки. То есть у нас смыслы все простые, про добро, про правильные вещи, – объяснил Владимир Николаев.
Руководитель студии рассказал, что многие вещи были тщательно продуманы, чтобы зацепить более широкую аудиторию, например, для этого были использованы разновозрастные герои.
Генеральный директор анимационной студии «Паровоз» Антон Сметанкин, создавший такие известные мультфильмы, как «Ми-ми-мишки» (0+), «Кошечки-собачки» (0+), «Сказочный патруль» (0+) и многое другое, рассказал о том, как тренды соединяются со смыслами, и о сложности производства подросткового контента.
– Проблема вся в том, что не понятно, как монетизировать подростковый контент. Родители готовы тратить деньги на образование подростка, но не на его развлечения, как это происходит с детьми помладше. Когда лет пять назад мы поняли, что ниша дошкольной анимации переполнена, мы пошли в семейный контент, который захватывает и дошкольников, и подростков, но уже в контексте семьи. Так у нас родился проект «Чик-Чирикино» (6+), – разъяснил продюсер.
Антон Сметанкин отметил, что в сериале очень много пасхалок, юмора, сатиры, используется музыка – и детская, и подростковая, и семейная. Таким образом, студия стала развиваться в семейном ключе, не участвуя в борьбе с аниме за внимание подростковой аудитории. И оставляя те смыслы, что у них были в детском контенте. На взгляд продюсера, с аниме сложно конкурировать, потому что они часто поднимают смыслы на грани добра и зла, а иногда и за гранью. Такие смыслы его студии не симпатичны, и ему не хотелось бы набирать аудиторию подобным способом.
Общемировые тенденции
Креативный директор киностудии «Союзмультфильм» Мария Савиных выступила с презентацией, посвященной мировым трендам в мультипликации.
– Во все времена продюсеры делали ставку на более проверенный контент. В 2024 году нас ждет 15 сиквелов, приквелов, ребутов. Это связано с кассовыми провалами Disney и других американских анимационных студий. Все решили пойти по понятному пути. Это обусловлено тем, что сейчас настолько много контента, и для того, чтобы тебя заметили, необходимо серьезно вложиться, – пояснила Мария Савиных.
Креативный директор отметила, что если сейчас выходит новый сериал, то следом за ним появляются книга, комикс, игра, полнометражный фильм, аудиокнига – все это делается, чтобы продукт стал более заметным, узнаваемым. По словам Марии Савиных, «Союзмультфильм» тоже отзывается на все эти тренды. Например, сейчас есть сериал «Простоквашино» (0+), скоро выйдет полный фильм, а также готовится фильм про детство Матроскина. Кроме того, «Союзмультфильм» вслед за общемировым трендом развивает мультивселенные. А также команда «Союзмультфильма» работает и над сериалами для подростковой аудитории, потому что хочется нашим подросткам закладывать очень важные смыслы, отвечать подрастающему поколению на вечные вопросы: «А кто я такой?», «А есть ли ложь во спасение?», «Что такое предательство?». Сейчас в разработке несколько таких проектов.
Генеральный директор телеканала «Супергерои» Игорь Шибанов объяснил, почему они выбрали именно такое название, это тоже связано с определенными тенденциями.
– Американские супергерои из Marvel и Disney ушли с нашего рынка, и теперь требуются новые, наши, персонажи, которые будут спасать мир. Тема супергеройства сегодня опять в тренде, – рассказал гендиректор.
А продюсер кинофестивалей, фильмов и телепрограмм Лариса Преториус отметила, что сейчас популярно объединение игрового и анимационного кино.
Секрет популярного контента
Продюсер нашумевшего мультсериала «Синий трактор» (6+) Артур Днепровский рассказал, как создавать узнаваемый бренд.
– Как этого достичь? Да очень просто. Нужно делать очень много лет хороший контент, который реально интересен целевой аудитории. Произведения должны быть интернациональными, понятными для всех. Я при создании контента руководствуюсь тремя принципами: внутренним цензором, нормами законодательства и нормами площадок. Эта схема, безусловно, классно работает, – отметил Артур Днепровский.
Продюсер честно признался, что не знает, как подойти к созданию подросткового контента, потому что в этом возрасте дети очень переменчивы. С одной стороны, те, кто смотрел «Синий трактор» восемь лет назад, уже выросли, и как раз самое время создать что-то другое для них. С другой стороны, продюсер остерегается, что данный контент будут смотреть малыши, которым не нужно этого видеть. Вот такая дилемма стоит перед создателями популярного мультфильма.
Руководитель кинокомпании «СТВ» и соучредитель студии анимационного кино «Мельница» Сергей Сельянов рассказал, что не верит в стратегии, считает, что нельзя предугадать, станет популярным контент или нет.
– Кто-то находит что-то, и все: «О! Мы тоже так хотим». И это становится трендом, направлением. Не верю, что это заранее можно вычислить. Я привык ориентироваться на ощупь, – ответил Сергей Сельянов.
Мужчина признался, что уже долгое время мечтает снять полнометражное кино для взрослых, но идей у него нет, поэтому пока придется нам наслаждаться детскими мультфильмами от компании «Мельница» и ждать нового продолжения про трех богатырей.
Под конец встречи аудитория живо задавала вопросы спикерам. В процессе беседы выяснилось, что в анимационной индустрии есть серьезная проблема с кадрами, в частности со сценаристами.