Тема дня: Страсти по опере
Глава регионального департамента культуры Елена Ищенко объяснила труппе Театра оперы и балета причины отставки Игоря Непомнящего.
Олеся Шпилева, Софья Успенская, Олег Григоренко, 11 октября 2013, 22:16
Увольнение директора областного Театра оперы и балета Игоря Непомнящего «по решению учредителя» стало главным культурным событием текущей недели. Чтобы объяснить мотивы расставания с руководителем, занимавшим свой пост около четверти века, глава регионального департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко встретилась с коллективом театра и пообещала включить представителей труппы в рабочую группу, которая рассмотрит реформирование и реконструкцию оперного. Она также рассказала, что Игорь Непомнящий не обращался к ней с просьбами о финансовой поддержке театра и артистов, а согласно отчетным документам управление учреждением было крайне неэффективным. Воронежские деятели культуры согласны, что перемены в театре давно назрели.
О чем Елена Ищенко говорила с труппой Театра оперы и балета
На встречу с чиновницей собрались почти все 500 работников театра, включая даже уборщиц. Собравшихся интересовало, каковы были причины увольнения директора, кто и когда займет его место, что будет со зданием театра и с его труппой, будут ли отменяться спектакли, увеличатся ли зарплаты работников и не перестанут ли действовать социальные условия содержания труппы, в частности, съем квартир для иногородних артистов.
– Мне очень грустно, что у вас возник вопрос об отмене спектаклей. Все-таки вы должны понимать, что история Игоря Михайловича и история театра – это две разные вещи, – обратилась к труппе Елена Ищенко. – Никто не будет отменять спектакли. До конца этого сезона театр будет существовать в том же здании, где он находится сейчас.
Участники встречи напомнили Елене Ищенко, что Игорь Непомнящий был первым директором театра оперы и балета, которого выбрали сами члены театрального коллектива.
Елена Ищенко объяснила, что департамент культуры изучил статистику и документы о работе театра, из которых напрямую следует, что работа его руководителя неэффективна. Она напомнила, что театр является государственным учреждением и департамент вправе принимать кадровые решения, необходимые для улучшения его работы.
– Неужели вы абсолютно уверены, что нет иного пути к преобразованию нашего театра? – спросил оперный солист Алексей Иванов.
– Я абсолютно уверена. Если бы я не была в этом уверена, отставки бы не произошло. Вы должны понять, что с этим театр не умирает, а наоборот, получает новый виток развития,
Елена Ищенко, руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области.Она также пообещала включить в рабочую группу, которая займется вопросами реконструкции и реформирования театра, представителей творческого коллектива и предложила собравшимся выдвинуть кандидатов, имеющих авторитет и пользующихся доверием труппы. По ее словам, в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация, и представители творческого коллектива смогут ознакомиться с ней.
– Я изучила все проекты по реконструкции театра, которые существуют, включая даже те, где предлагалось перенести здание театра из центра в другую часть города. Окончательный проект реконструкции еще не утвержден. Безусловно, никто не собирается театр сносить и рушить. Однако здание требует капитального ремонта. Были предложения о расширении театра, о том, чтобы сделать к нему несколько пристроек. Но пока об этом речи нет из-за и без того большого объема работ, а также крупных финансовых затрат, которых потребует новое строительство, – рассказала Елена Ищенко.
Фото: Олеся Шпилева
Она также отметила, что ориентировочно работы по ремонту и реконструкции займут 2,5 года. Она заверила артистов и работников театра, что труппа не будет расформирована, а сам театр будет продолжать творческую деятельность на площадке Воронежского концертного зала. Она признала, что ВКЗ «сильно уступает залу Театра оперы и балета», так как в нем иная акустика, очень маленькая оркестровая яма и сама сцена. Так что переезд станет временной, но необходимой мерой.
Ведущий оперный солист Игорь Горностаев поднял вопрос об увеличении заработной платы членов труппы, а также о социальной составляющей работы в театре.
– Моя зарплата составляет 8900 рублей, и это еще не самая маленькая в театре. На эти деньги я не могу позволить себе ни снимать квартиру, ни взять ипотеку, потому что никто мне ее с таким доходом не даст. Я не могу позволить себе прилично одеться: на мне рубашка за 500 рублей и джинсы за 700, а ботинки я и вовсе купил с премии,
Иван Горностаев, ведущий солист оперной труппы Театра оперы и балета.По его словам, квартиру ему снимает театр, но прописаться в Воронеже артист не может, а в прошлом году за отсутствия регистрации его задержали полицейские. Певец неоднократно обращался к Игорю Непомнящему с предложением попросить у департамента квартиры для работников театра, но директор утверждал, что чиновники не рассматривают такие обращения.
Как выяснилось, Игорь Непомнящий «сваливал» на департамент культуры все беды театра. Как рассказали артисты, отсутствие денег на постановки, жилья для актеров, низкие зарплаты Непомнящий объяснял одинаково – «департамент не дает финансирования». В ответ Елена Ищенко рассказала, что за без малого три месяца, в течение которых она возглавляет департамент культуры и архивного дела, Игорь Непомнящий ни разу не обращался к ней с подобными вопросами.
– За те месяцы, что я являюсь главой департамента, Игорь Михайлович ни разу не пришел ко мне ни с одним заявлением или просьбой, кроме просьбы об отпуске. Я понимаю, что департамент – это такой общий враг, который ни в чем не разбирается и ничего хорошего не делает, такое отношение было всегда. Я не знаю, как вам это доказать, но поверьте мне, за все эти вещи, которые вы назвали, отвечает именно директор и никто другой,
Елена Ищенко, руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области.В итоге чиновнице удалось донести до труппы мысль, что давно напрашивавшаяся реформа театра пройдет тем спокойнее, чем более активное участие примут в ней сами артисты.
Кто ждет перемен
В том, что кризис в областном оперном театре продолжается уже длительное время, уверены и воронежские деятели культуры. Искусствовед Бронислав Табачников в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» рассказал, что одной из его причин является использование театра для проведения концертов поп-звезд.
– Воронежский театр оперы и балета, действительно, уже давно в кризисе, и выход из него должен быть намечен или новой дирекцией, или общественностью, или органами управления культуры и искусства. То, что происходит на сцене театра, просто позор: концерты Малинина, Майданова и других. Это беспрецедентно, когда восемь дней в месяц мы видим такие концерты на оперной сцене. Я думаю, что пора найти причины кризиса и пути выхода из него,
Бронислав Табачников, искусствовед, заслуженный работник культуры Воронежской области.По мнению театрального критика, профессора ВГУ Льва Кройчика, Театру оперы и балета нужно «второе дыхание». В частности, театру не хватает собственных сильных постановщиков как для балетной, так и для оперной труппы.
– Есть две абсолютно разные труппы – балетная и оперная. К балетной претензий нет никаких: за счет того, что в Воронеже есть прекрасное хореографическое училище, танцевальный состав постоянно получает сильную подпитку талантливых молодых артистов. Вероятно, балету не хватает сильного собственного хореографа, который способен предложить оригинальные современные постановки, поэтому к нам приезжает Васильев. Однако балетная труппа определенно пытается наладить диалог со зрителем, они развиваются. С другой стороны, оперная часть труппы откровенно слабая. Есть хорошие голоса, но в силу разных причин они покидают Воронеж и перебираются в Петербург или Москву. Это системная проблема. К тому же у оперной труппы нет талантливого руководителя, постановщика, который мог бы внести оживление в спектакли. Конечно, никто не говорит, что надо весь вечер бегать по сцене и делать сальто-мортале, но сейчас оперные постановки отдают нафталином – они скучные и очень классические, – считает профессор Кройчик.
В то же время Бронислав Табачников полагает, что с моральной точки зрения организовать смену руководства в театре можно было по-другому.
– Не могу судить о юридической правомочности этого дела, но что касается моральной стороны, то, я считаю, любая подобная должность должна замещаться по конкурсу, – считает искусствовед. – Игорь Непомнящий был директором театра 25 лет. Это слишком много. Я каждые пять лет прохожу конкурс и считаю, что каждый, кто занимает руководящую должность в любой творческой организации, должен это делать. С моральной точки зрения лучше бы провести конкурс на замещение должности директора театра оперы и балета.
Кстати, по мнению администратора оперного театра Максима Непомнящего, сына уволенного директора, его отец прислушался бы к мнению руководства департамента, если бы ему предъявили претензии. По словам Максима Непомнящего, Игорь Непомнящий был готов покинуть руководящий пост «без нареканий», «если бы на то имелись веские основания».
В настоящее время Игорь Непомнящий из-за перенесенного стресса лег в больницу.
Как в России увольняют оперных руководителей
В декабре 2010 года с поста директора Башкирского театра оперы и балета уволился гендиректор Владимир Рихтер. По наиболее распространенной версии причиной его ухода из театра стали претензии актерского состава: артисты жаловались на низкую зарплату, отсутствие жилья, непомерно раздутый и чрезмерно финансируемый административный аппарат. Сам Владимир Рихтер, впрочем, объяснил свое расставание с оперным договоренностью с республиканским Министерством культуры и назвал требования труппы справедливыми. В декабре 2011 года Владимир Рихтер возглавил Национальный симфонический оркестр республики Башкортостан.
20 декабря 2011 года на сайте Министерства культуры Саратовской области появилось сообщение об увольнении директора Саратовского академического театра оперы и балета Ильи Кияненко. Местные СМИ предположили, что поводом для расставания с руководителем оперы могла стать дискуссия, развернувшаяся в местной прессе вокруг информации о завышенных зарплатах топ-менеджмента культурного учреждения. Сам Кияненко утверждал, что финансовая сторона деятельности театра полностью соответствуют трудовым договорам и законодательству. Сразу после появления известия об увольнении директора театра местные деятели культуры обратились к губернатору Саратовской области Павлу Ипатову с открытым письмом, в котором назвали обвинения в адрес Кияненко «сфабрикованными» и «надуманными». С таким же посланием выступили и жители Самойловского района, включая главу района и главу администрации. Они назвали Илью Кияненко «настоящим другом и наставником селян» и просили о «справедливом» разрешении вопроса о его отставке. В итоге чиновники объяснили появление сообщения о замене руководителя театра тем, что Кияненко был временно нетрудоспособен. Директор Саратовской оперы покинул свой пост по собственному желанию в июле 2012 года, мотивировав свое решение тем, что ему необходим отдых. Спустя год Кияненко стал исполнительным директором саратовского хорового общества.
В мае 2012 года Министерство культуры Бурятии расторгло контракт с худруком и дирижером республиканского Театра оперы и балета Азатом Максутовым. Чиновники сослались на пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса, позволяющую учредителю освобождать руководителя от должности в любой момент. На посвященной увольнению пресс-конференции Максутов предположил, что причиной расторжения договора с ним стало то, что он подавал в культурное ведомство служебные записки о многочисленных нарушениях финансовой дисциплины в театре. В ответ ему предложили уйти из оперного по собственному желанию, а после его отказа появился приказ о его увольнении. На следующий день после появления документа Максутов попытался пройти на репетицию концерта, которым он должен был дирижировать. Охрана попыталась вывести строптивого дирижера, но его сторонникам удалось провести его в кабинет. В итоге худруку все же пришлось покинуть театра. Сторонники Максутова утверждали, что за его увольнением стояло желание региональных властей контролировать проведение «арендных мероприятий», противники ссылались на отсутствие взаимопонимания между худруком и частью труппы и дисциплинарные нарушения, допущенные дирижером. В июне 2012 года Максутов восстановился в Бурятской опере по суду, но спустя месяц уволился сам. В настоящее время Максутов возглавляет Театр оперы и Балета республики Коми.
9 июля 2013 года, выступая перед коллективом Большого театра, министр культуры РФ Владимир Мединский объявил об увольнении гендиректора Анатолия Иксанова и назначении на его должность генерального директора Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Урина. Отставка произошла накануне важнейшей премьеры балета «Онегин» и перед принципиальными гастролями балетной труппы в Лондоне. Федеральные СМИ связали досрочную отставку Иксанова с рядом конфликтов в театральной труппе, в частности, скандальным уходом из Большого премьера Николая Цискаридзе, отказа прима-балерины Светланы Захаровой танцевать в премьере «Онегина» и некоторыми другими. В Министерстве культуры увольнение Анатолия Иксанова объяснили необходимостью перемен в театре.