Тема дня: Школа под обстрелом
Журналисты РИА «Воронеж» выяснили, отразится ли захват заложников в московской школе на учебных заведениях региона.
Людмила Минаева, Татьяна Омельченко, Оксана Грибкова, Олег Григоренко, 4 февраля 2014, 00:03
Днем 3 февраля ученик 10 класса средней школы №263 в московском районе Отрадное, угрожая отцовским охотничьим ружьем, взял в заложники более 25 одноклассников и убил учителя географии и прибывшего на место происшествия полицейского. Корреспонденты РИА «Воронеж выяснили, как работает охрана в воронежских школах и что может подтолкнуть их учеников к агрессии.
Как пройти в школу?
Система безопасности воронежских школ состоит, как правило, из двух основных компонентов: средств видеонаблюдения и «тревожных кнопок», позволяющих быстро вызвать на место потенциально опасной ситуации спасателей или полицейских. Как рассказали корреспонденту РИА «Воронеж» в управлении образования горадминистрации, камеры установлены по периметру всех воронежских школ. Связаться со спасательными службами сотрудники образовательных учреждений также могут через пейджеры.
– Для обеспечения охраны и безопасности учащихся руководители всех образовательных учреждений перед началом нового учебного года заключили договоры с отделом вневедомственной охраны полиции. Кроме того, во всех школах установлены тревожные кнопки. Охрана самих образовательных учреждений входит в функции непосредственно работников школ (дежурных администраторов и учителей), штатных вахтеров и сторожей, а также сотрудников частных охранных предприятий, – пояснили в управлении образования.
По данным управления, услугами ЧОПов пользуются около 95 образовательных учреждений Воронежа. Кстати, всего в регионе действуют порядка 450 организаций, специализирующихся на охране порядка.
По словам исполнительного директора воронежского ЧОПа «Патруль» Максима Голяндрина, в школах и детских садах охранники дежурят без оружия. Его нахождение и использование рядом с детьми не допускается. Услуги частных предприятий оплачивают родители, переводя на счет школы благотворительные взносы. Как правило, охранник, столкнувшись с нештатной ситуацией, в первую очередь обязан вызвать с помощью «тревожной кнопки» полицейских.
– Норматив по времени, за которое должна приехать группа быстрого реагирования, определяется в зависимости от географического расположения школы. Это время оговорено в документах, – рассказал он.
Два года назад сотруднику «Патруля» пришлось использовать «тревожную кнопку», однако повод для вызова полиции был все же не таким кровавым, как в Москве. Инцидент произошел в одной из школ Новой Усмани. Отец пытался похитить ребенка, которого суд после развода оставил с матерью. Тогда охраннику удалось остановить автомобиль, на котором родитель увозил школьника. Почти сразу ему на помощь пришли директор, учитель физкультуры и прибывший наряд полиции.
Еще одна функция людей, отвечающих за безопасность в школе, – учет посетителей учебного заведения. Посторонние могут войти в школу, предъявив удостоверение личности и сообщив о цели посещения. Сотрудник охраны регистрирует данные о посетителе в журнале, рассказали корреспонденту РИА «Воронеж» в городском управлении образования.
Также, согласно правилам, воспитанники не могут покинуть школу во время занятий без письменного разрешения классного руководителя или дежурного администратора.
В управлении образования добавили, что в настоящее время в десятке образовательных учреждений установлены специальные турникеты – войти в школу ученик может только по электронному пропуску. В пилотном проекте уже приняли участие СОШ №№ 1, 87, 95, 98, 99, а также лицей №8, гимназия №2 и УВК №1. В дальнейшем турникеты планируется установить и в других школах – № 4, 55, 81, 15, 34, 43, 52, 71, гимназии имени Никитина.
– Школы и детские сады должны охранять не ЧОПовцы, а штатные сотрудники полиции, квалифицированные кадры, у которых есть полномочия носить и применять оружие. ЧОП – чисто формальность, считается, что мы обеспечиваем безопасность. У нас на вахте две женщины, что они могут сделать в случае возникшей угрозы? – недоумевает директор воронежской школы №73 Сергей Воробьев.
Однако руководитель охранного предприятия Максим Голяндрин предположил, что усиленные меры безопасности вряд ли смогут предотвратить трагедию, подобную той, что произошла в Москве.
По мнению эксперта, вооружать всех поголовно – не выход. Подобная трагедия могла произойти, где угодно. Перестраховаться здесь практически невозможно.
Воронежская полиция пока не планирует проводить дополнительные проверки воронежских школ на предмет антитеррористической безопасности после захвата заложников в московской школе, сообщили РИА «Воронеж» в пресс-службе регионального управления МВД.
– Специальных распоряжений по этому поводу от руководства ГУ МВД по Воронежской области пока не поступало. Однако работа по обеспечению безопасности и противодействию терроризму в регионе ведется постоянно, – подчеркнули в полиции.
Почему ученики проявляют агрессию?
По версии следствия, озвученной в СМИ, десятиклассник Сергей Горелов (его имя назвал журналистам официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин), пришел в школу №263 в Отрадном и, угрожая охраннику ружьем, взял в заложники более 25 учеников своего класса. Молодой человек убил учителя географии - Андрея Кириллова - и прибывшего по вызову "тревожной кнопки" сотрудника вневедомственной охраны полиции - Сергея Бушуева - и ранил другого полицейского - Владимира Крохина. После разговора с отцом стрелок отпустил всех заложников и сдался. По предварительной информации, у стрелявшего юноши не было серьезных конфликтов с одноклассниками и учителями.
– Ситуация, которая случилась в московской школе, – это уже даже не звоночек, а «последнее китайское предупреждение». Это результат низвержения авторитетов, в частности, авторитета учителя. Это результат того, что школы не воспитывают, а всего лишь оказывают населению услугу по образованию, – считает директор школы №73 Сергей Воробьев.
На ухудшение ситуации с воспитательной работой в школе указала и воронежский детский психолог Мария Сукманова, более семи лет работавшая с учениками нескольких воронежских школ.
– Школьный специалист, возможно, пропустил, что у ребенка проблемы из-за нагрузки. Если раньше психолог работал с 500 детьми, то теперь по нормативу должен работать с 1300-1400. Чтобы проанализировать полностью результаты тестирования одного ребенка, нужно 15-30 минут. Когда я работала в школе (ушла из-за низкой зарплаты больше четырех лет назад), я всегда боялась, что что-то не увижу, пропущу. В каждой школе должно быть хотя бы два психолога: для детей младшего возраста и средне- и старшеклассников. А в российских школах увеличивают нагрузку при тех же зарплатах на психолога и социального педагога, убирают совсем должность логопеда.
По мнению Марии Сукмановой, в последние годы дети и подростки все чаще испытывают нехватку эмоциональной близости не только в школе, но и в семье. Об этом говорят результаты проективных тестов, в которых испытуемых просят нарисовать определенные изображения. Они лучше показывают уровень тревожности и склонность к депрессии, чем обычные опросники.
– Если школьников младшего возраста проще разговорить, они легче идут на контакт с психологом, то старшеклассников, которые сейчас гораздо взрослее, чем были мы в их возрасте, очень сложно «вытянуть». Более того, они могут обманывать о своих чувствах, подгоняя ответы в стандартных тестах под итог, который «удовлетворит» психолога, – пояснила специалист.
По ее словам, в рисунках ученики, напротив, демонстрируют свой внутренний мир, поэтому подделать результат таких тестов практически невозможно. Чтобы их прочесть, недостаточно просто интересоваться психологией, этому нужно долго учиться. О состоянии человека говорят сила нажима, штрихи, количество углов, выбор цветов – очень много характеристик, по которым можно понять, все ли в порядке. А вкупе с другими тестами проективная методика может дать очень полную картину. Дефицит времени у школьных специалистов, как правило, не позволяет должным образом проверять результаты именно таких исследований.
В качестве примера дефицита участия Мария Сукманова привела результаты тестирования учеников средних классов одной из воронежских школ:
– В пятом классе у моей подруги-учительницы половина детей нарисовали свою семью так: мама на кухне, папа на диване или за компьютером, а ребенок где-то в третьей комнате сам по себе.
Психолог подчеркнула, что, не зная точно ситуации, сложившейся в конкретной столичной школе, определить причину трагедии нельзя.
– Но мне не верится, что это могло быть только из-за плохой оценки или плохих отношений с учителем. Скорее всего, это совокупность конфликтов, невнимание окружающих. Возможно, подростка загнали в такие рамки, из которых он не нашел другого выхода, – предположила Мария Сукманова.
Как стреляют в российских школах?
Стрельба на территории российских школ – отнюдь не редкость. Однако, как правило, эти случаи являются следствием необдуманного поведения или скоротечных конфликтов, а не заранее подготовленного плана. Впрочем, нередко даже детские шалости, не говоря о глупости взрослых, могут привести к травмам.
Например, в декабре прошлого года 14-летний ученик одной из школ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга принес в школу игрушечный пистолет. Когда одноклассники рассматривали его, школьник случайно нажал на курок. Пластиковая пуля попала в шею его приятелю, в итоге тот получил легкие телесные повреждения.
Похожий случай, но уже с травматическим оружием, произошел двумя месяцами раньше в Новгороде. Здесь 15-летний подросток на перемене выстрелил из пистолета в сторону классной доски. Пуля отрикошетила в одноклассника незадачливого стрелка. Помощь раненному мальчику оказывали уже в детской больнице.
Также в октябре 2013 года шестиклассник школы №6 в городе Выкса Нижегородской области решил продемонстрировать друзьям свою «крутость и силу» с помощью пневматического пистолета. Оружие в руках подростка учителя заметили лишь тогда, когда он начал стрелять в школьном коридоре во время перемены. По свидетельству очевидцев, без жертв обошлось лишь по счастливому стечению обстоятельств.
Еще более опасный случай произошел во дворе московской школы №982. Житель столицы Александр Трегубенко, возвращавшийся после новогоднего корпоратива, проходил мимо учебного заведения в изрядном подпитии. Решив продемонстрировать друзьям, что «есть еще порох в пороховницах», мужчина достал из кобуры 9-мм травматический пистолет «Байкал» и дважды выстрелил в воздух. В школе в это время еще шли занятия. Пьяного стрелка увидел в окно охранник, тут же вызвавший полицейских.
Две перестрелки на школьных выпускных торжествах - в Москве и Усолье-Сибирском Иркутской области - вызвали широкий резонанс в 2012 году. Обе развивались примерно по сходным сценариям. Конфликты, вызвавшие стрельбу, произошли уже после окончания основной части последних школьных праздников. В подмосковной Черноголовке в кафе «Комарики» ссора между родителями и друзьями одной из выпускниц, прибывшими в кафе по ее приглашению, завершилась тем, что один из посетителей кафе достал травматический пистолет и произвел несколько выстрелов. В ходе беспорядочной стрельбы пострадали шесть человек.
Выстрелами в воздух из охотничьего карабина попытался прекратить драку между выпускниками и пришедшими молодыми людьми отец одного из выпускников в кафе «Молодежное» Усолья-Сибирского. Однако нападавшие парни избили мужчину, отняли у него оружие и выстрелом поранили его руку.