Тема дня: Культурный QR-код
Воронежская мэрия определила места для размещения первых табличек «быстрого отклика» на достопримечательностях Воронежа.
Олег Григоренко, Татьяна Омельченко, 15 октября 2013, 00:26
Руководитель управления культуры Воронежа Иван Чухнов сообщил РИА «Воронеж», что первые таблички с QR-кодом, позволяющие с помощью смартфона получить интересующую туристов и горожан информацию, появятся на зданиях и других достопримечательностях по проспекту Революции, улицам Фридриха Энгельса и Никитинской. Первый стенд будет установлен в ближайшее время рядом с оградой Благовещенского собора. Всего до конца 2013 года планируется смонтировать 11 QR-табличек. Воронежские краеведы назвали совместный проект мэрии и крупного сотового оператора «абсолютно необходимым», но отметили, что он должен касаться не только «домов, которые могут сами о себе рассказать».
Культура мобильной доступности
В сегодняшней беседе с корреспондентом РИА "Воронеж" Иван Чухнов сообщил подробности программы оборудования городских памятников табличками с QR-кодами (от англ. quick response - быстрый отклик, технология, позволяющая, в частности, открывать Интернет-ресурсы, считывая двумерный графический код с помощью мобильного устройства), анонсированной муниципалитетом в начале сентября.
Совместно с департаментом культуры и архивного дела Воронежской области мэрия определила 11 объектов, с которых начнется реализация программы. В частности, речь идет о зданиях на проспекте Революции, а также на улицах Фридриха Энгельса и Никитинская. По словам Ивана Чухнова, две-три таблички планируется установить уже до конца октября. А стартует проект, скорее всего, с ограды Первомайского сада, где появится одна из первых табличек. По словам главы городского управления культуры, это место выбрано неслучайно.
- У Первомайского сада всегда много горожан и туристов, а на его территории расположен кафедральный собор. Все объекты, на которых мы пока планируем разместить QR-таблички в ближайшее время, расположены в видовых и привлекательных для туристов местах в центральной части города, Иван Чухнов, руководитель управления культуры Воронежа.Как уточнили в воронежском офисе телекоммуникационной компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), выступившей партнером мэрии в реализации этого проекта, в ближайшее время QR-коды получат памятники и сооружения, находящиеся на пути от Первомайского сквера до площади Ленина, так как этот маршрут максимально насыщен объектами культурного наследия. В QR-коде будет зашифрована ссылка на сайт с полной информацией об объекте.
За наполнение ресурса отвечало управление культуры и Центр военно-патриотического воспитания «Музей-диорама». В настоящее время на сайте музея размещена информация о трех зданиях по проспекту Революции (Зимний театр, губернская почтовая контора – Главпочтамт, Дом губернатора – Областной молодежный центр). Кроме того, здесь можно найти сведения об усадьбе Плотникова на пересечении улиц Никитинской и Комиссаржевской, кирхе Святой Марии, доме врача Мартынова (региональное управление ФАС) и доме Белоусовых (все – улица Карла Маркса) и Покровской церкви. Отдельный раздел сайта посвящен памятникам Петру I, А.С. Пушкину, И.С. Никитину, А.П. Платонову, В.С. Высоцкому, бюсту А.В. Кольцова, а также Котенку с улицы Лизюкова и Белому Биму. Сайт также рассказывает о мемориальных и информационных досках на улицах Воронежа и братских могилах и захоронениях в городе.
Всего в Воронеже находится почти 900 объектов историко-культурного наследия, из них более пятисот находятся в ведении муниципалитета, однако QR-коды вряд ли в ближайшее время появятся на каждом их них.
- Мы ориентируемся, в первую очередь, на то, насколько тот или иной памятник известен и потенциально интересен воронежцам и гостям города. Конечно, можно сделать эти таблички и на зданиях в глубине дворов, но знать о том, что здесь расположены памятники, будут только местные жители – так что смысла в этом нет, Иван Чухнов, руководитель управления культуры Воронежа.Он также добавил, что установка справочных табличек будет производиться исключительно за счет внебюджетных источников финансирования.
При реализации проекта его инициаторы столкнулись с рядом трудностей, в том числе технического характера. Например, не для всех объектов утверждены окончательные варианты размещения информационных табличек.
– В Воронеже есть прекрасный памятник – Белый Бим у Кукольного театра. Было бы здорово установить на него QR-распознаватель, чтобы горожане и туристы могли в любое время узнать что-нибудь новое об этом памятнике. Однако пока непонятно, как эту табличку смонтировать – не повесить же на шею собаке! Как вариант – установить рядом столбик с доской, где будет QR-код. К тому же конструкция должна быть антивандальной, ее не должно заносить снегом – а это дополнительные трудности, – пояснил Иван Чухнов.
Целевой аудиторией проекта должны стать не только туристы, но и сами воронежцы.
– Вряд ли кто- то возьмет с собой книжку по истории родного края, выходя прогуляться по Большой Дворянской, а скорость мобильного интернета сейчас позволяет этой книжке – с помощью QR-кодов - всегда быть под рукой, причем применимо к каждому заинтересовавшего пользователя объекту, что минимизирует временные затраты по поиску нужной информации, - считает старший специалист по внешним коммуникациям Воронежского филиала ОАО «ВымпелКом» Роман Вдовченко.
В компании также намерены провести несколько лекций по мобильной грамотности для потенциальных читателей проекта.
Что еще могло бы войти в QR-проект
Воронежские краеведы оценили инициативу мэрии достаточно благосклонно. По мнению организатора экскурсий по Воронежу Ольги Рудевой, подобный проект «абсолютно необходим» городу.
– Если во время экскурсии я сама могу рассказать об истории того или иного здания, то людям, которые просто гуляют по Воронежу, эта информация недоступна. Бывает, что турист гуляет по Воронежу в ожидании вечернего поезда, и он с удовольствием узнал бы больше о наших достопримечательностях, – пояснила она.
По ее словам, прошлое города сейчас волнует не только гостей Воронежа, но и его жителей, и если программа установки стендов с QR-кодом будет воплощена в жизнь, то заинтересованные люди сами будут искать их взглядом на стенах домов и других достопримечательностях. По ее мнению, и приезжим, и воронежцам была бы интересна история здания Воронежского музыкального училища – этот дом был подарен Воронежу известным меценатом начала XX века, председателем местного отделения Русского музыкального общества А.М. Сомовым; Воронежской филармонии, магазина «Утюжок» (его здание построено в стиле конструктивизма, вновь набирающего популярность), Зимнего театра, Михайловского магазина (рядом с гостиницей «Бристоль») и многие другие. Кроме того, по словам Ольги Рудевой, реализация программы помогла бы исправить ошибку, допущенную на информационной доске на кинотеатре «Пролетарий» - фамилия воронежского архитектора-модерниста Михаила Замятнина здесь приведена, как «Замятин».
Ольга Рудева также предложила размещать QR-коды на объектах, которые «не смогут сами рассказать о себе».
– По ограде Первомайского сада и так видно, что она сделана в сталинскую эпоху в характерном для того времени стиле, –привела пример краевед.
А многие другие воронежские здания, не так явно бросающиеся в глаза, также имеют свои особенности и историю, которая мало известна жителям города и его гостям.
Руководитель Воронежской региональной общественной организации «ЭКОС» Владимир Мальцев в свое время был инициатором размещения на памятниках истории и архитектуры более 20 упрощенных охранных досок, вывешенных на средства участников организации. По его мнению, проект управления культуры свидетельствует, что муниципальная власть наконец-то начала обращать внимание на проблемы сохранения исторического облика Воронежа. По его мнению, установка информационных табличек могла бы послужить также предотвращению сноса или незаконной реконструкции исторических зданий. В частности, он привел пример того, как инициатива «ЭКОС» позволила спасти усадьбу Быстржинских на улице Платонова, в которой в конце XIX века останавливался Лев Толстой. Однако сегодня ее судьба вновь под вопросом.
– В принципе, появление табличек с QR-кодом – это неплохая идея. Это современно и было бы интересно для туристов и воронежцев. Однако для начала необходимо провести эксперимент и посмотреть, насколько первые информационные таблички будут популярны, – считает Владимир Мальцев.
Имиджевая составляющая
По словам Ивана Чухнова, городская казна не потратит на установку QR-табличек ни рубля. Реализацию технической стороны проекта взял на себя «Вымпелком». Это не первый пример партнерства местных властей и сотовых операторов. Так, в декабре 2011 года воронежская мэрия заключила с «Мегафоном» соглашение, согласно которому в 45 муниципальных троллейбусах появились бесплатный точки Wi-Fi-доступа в Интернет.
По словам менеджера по связям с общественностью Воронежского регионального отделения «Мегафона» Марины Гришиной, реализация этого проекта стала возможна потому, что муниципальные власти, наконец, поняли важность информационных технологий для жителей города.
– Людей вдохновляет пример градоначальника, который использует современные технологии, – подчеркнула она.
По ее словам, для «Мегафона» троллейбусный проект имел не только социальную составляющую (воронежцы быстро привыкли к бесплатному доступу в Интернет и, по данным компании, скачивали ежемесячно около 5 Гб трафика на каждой мобильной Wi-Fi точке), но и имиджевую.
– Нельзя сказать, что после его запуска продажи компании в Воронеже значительно выросли. Однако образ «Мегафона» в глазах воронежцев стал более позитивным, – пояснила она.
Примечательно, что проект троллейбусного Wi-Fi помог оператору найти партнера и на коммерческой основе. Один из городских такси-перевозчиков обратился к телекоммуникационной компании с предложением: установить аналогичное оборудование на свои машины.
Вероятно, похожие цели преследует в рамках сотрудничества с воронежской мэрией и «Вымпелком», опробовавший технологию размещения QR-кодов на достопримечательностях Барнаула, Ростова-на-Дону и некоторых других городов.
Коммерческие фирмы часто становятся участниками просветительских начинаний. Например, российский оператор МТС реализует в Киеве проект «Мобильная библиотека» - здесь с помощью QR-кодов, нанесенных на специальные афиши с изображением корешков книг, можно загрузить через бесплатное Wi-Fi соединение электронные версии художественных произведений.
Еще один проект с использованием QR-кодов действует в Русском музее Санкт-Петербурга. Его спонсором также выступил оператор МТС. С декабря 2011 года посетители музея могут воспользоваться специальным приложением на смартфонах и планшетах, чтобы получить с помощью табличек «быстрого отклика» дополнительную информацию о выставленных произведениях искусства. Доступ к Интернету и скачивание приложения в музее бесплатны.