Тема дня: Культурная контрреволюция
Противостояние между консерваторами и модернизаторами воронежской культуры вступило в новую фазу.
Олег Григоренко, Татьяна Омельченко, 20 сентября 2013, 22:54
В пятницу, 20 сентября, получил продолжение конфликт между директором областного Театра оперы и балета Игорем Непомнящим и ректором Воронежской государственной академии искусств (ВГАИ) Эдуардом Бояковым, развернувшийся в ходе обсуждения культурологического доклада «Воронежский пульс» местной общественностью 17 сентября. На собственной пресс-конференции Игорь Непомнящий вновь обвинил составителей доклада в подтасовке фактов и предложил ректору ВГАИ, курировавшему подготовку документа, добровольно отправиться в отставку. Сам Эдуард Бояков дал понять, что не намерен оставлять свой пост.
В частности, директор оперного театра заявил, что доклад «Воронежский пульс: культурная среда и политика региона» фактически направлен на уничтожение возглавляемого им учреждения, а Эдуарду Боякову предложил уйти в добровольную отставку с поста ректора ВГАИ.
Эдуард Бояков не стал отвечать на выпады оппонента. В беседе с журналистом РИА «Воронеж» он сообщил, что в настоящий момент работает над расширениями возможностей вуза.
- Весь сегодняшний день я был в пути, а сейчас нахожусь во Франции, где веду переговоры с Михаилом Михайловичем Шемякиным (известный российский художник и скульптор, имеющий американское гражданство, представитель андеграунда и один из лидеров русского «неофициального» авангарда – РИА «Воронеж») о нашем сотрудничестве в рамках Академии искусств, - пояснил Эдуард Бояков.
Между тем, к спору вокруг того, каким должен быть областной Театр оперы и балета, на этой неделе подключились местные СМИ и деятели культуры. Так еще в рамках обсуждения доклада «Воронежский пульс» 17 сентября литератор и публицист Марк Берколайко назвал «катастрофическим» состояние духовых оркестров оперного театра и филармонии. А актер Камерного театра, режиссер «Театра одного» Борис Алексеев заметил, что несмотря на наличие в Воронеже оперного театра и филармонии, многие местные талантливые музыканты не имеют возможности реализовать себя в исполнении академической музыки:
- Моя жена - пианист. Работает концертмейстером на театральной кафедре ВГАИ. Она не понаслышке знает об этой проблеме. В городе культурными объектами считаются лишь госучреждения. Огромное количество музыкантов могли бы играть хорошую академическую музыку, но у них нет площадок. Необходимо помогать им реализовать свой потенциал, - призвал Алексеев.
С наиболее последовательной критикой деятельности Игоря Непомнящего выступил главный редактор газеты «Время культуры» Олег Котин. 18 сентября он опубликовал на сайте издания статью «Мрак в опере», в которой, рассуждая о ситуации в Театре оперы и балета, доказывал, что «перспективное планирование работы учреждения опиралось, в первую очередь, на обеспечение дат сдачи в аренду сцены для эстрадных гастролей, не предусматривающих участие творческого коллектива театра». Также, по данным журналиста, среднемесячные зарплаты артистического состава театра составляют около 10 тысяч рублей, а для начинающих артистов – около 8 тысяч рублей. Кроме того, по мнению Олега Котина, негативное влияние на экономическое положение театра в целом и артистов в частности оказывает то, что труппа проводит гастроли на крайне невыгодных условиях.
- На фоне частых простоев и низких премий за личное участие в оперных и балетных спектаклях многие артисты театра имеют дополнительные заработки вне стен театра (в том числе, не по основной специальности : автомастерские, ремонт компьютеров, таксомоторные перевозки и так далее, - утверждает автор статьи. Кроме того, по его словам, чрезмерная зависимость от приглашенного балетмейстера Большого театра и педагога Владимира Васильева также не идет на пользу воронежскому учреждению культуры. Олег Котин утверждает, что «ничто и никто не поможет этому театру спастись от окончательного конца, если нынешнее руководство и менеджмент останется на своих постах».
Театральный критик, профессор ВГУ Лев Кройчик тоже считает, что Театру оперы и балета нужно «второе дыхание». В частности, он отмечает нехватку собственных сильных постановщиков как для балетной, так и для оперной труппы.
- Есть две абсолютно разные труппы – балетная и оперная. К балетной претензий нет никаких: за счет того, что в Воронеже есть прекрасное хореографическое училище, танцевальный состав постоянно получает сильную подпитку талантливых молодых артистов. Вероятно, балету не хватает сильного собственного хореографа, который способен предложить оригинальные современные постановки, поэтому к нам приезжает Васильев. Однако балетная труппа определенно пытается наладить диалог со зрителем, они развиваются. С другой стороны, оперная часть труппы откровенно слабая. Есть хорошие голоса, но в силу разных причин они покидают Воронеж и перебираются в Петербург или Москву. Это системная проблема. К тому же у оперной труппы нет талантливого руководителя, постановщика, который мог бы внести оживление в спектакли. Конечно, никто не говорит, что надо весь вечер бегать по сцене и делать сальто-мортале, но сейчас оперные постановки отдают нафталином – они скучные и очень классические, - считает профессор Кройчик.
Однако он предостерегает от резких оценок Эдуарда Боякова, «доверившегося экспертам, которые оценивали каждый раздел, а они тоже люди и могут совершить ошибку».