Театральный гамбит
Назначение директора Воронежской филармонии Николая Попова на аналогичную должность в Театр оперы и балета не только завершает историю увольнения Игоря Непомнящего, но и ставит новые вопросы. И главный из них заключается в том, является ли это кадровое решение первым свидетельством больших изменений в воронежской культурной сфере или же это оперативное управленческое решение, призванное решить конкретные проблемы конкретного учреждения.
РИА «Воронеж», 23 октября 2013, 22:27
Ситуацию вокруг Театра оперы и балета невозможно рассматривать вне контекста дискуссии развернувшейся вокруг доклада группы Эдуарда Боякова «Воронежский пульс». Его авторы не могли не затронуть работу одного из крупнейших культурных учреждений региона. В частности, они отметили эстетически устаревший поход к постановкам и общую нестабильность творчества труппы оперного театра и дали ряд рекомендаций по модернизации его менеджмента и репертуара (впрочем, в число возможных обновлений они включили и возвращение к некоторым классическим произведениям). Игорь Непомнящий очень болезненно отреагировал на критику и сам публично раскритиковал и содержательную, и идейную составляющие исследования. Фактически, его отставка стала первым крупным изменением в воронежском культурном раскладе после публикации черновой версии доклада. К слову, именно так рассматривают отставку Непомнящего и критики доклада. Хотя сами авторы, скорее всего, имели в виду совсем другие перемены.
Однако post hoc non est propter hoc – «после» не значит «по причине», как говорили древние римляне. Недовольство контрольными показателями оперного копилось у областных властей довольно давно, и доклад отчасти подтвердил, что в какой-то момент театр пошел не по тому пути. Руководитель регионального департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко назвала главной причиной увольнения Непомнящего его неэффективный стиль управления.Ситуацию вокруг Театра оперы и балета невозможно рассматривать вне контекста дискуссии развернувшейся вокруг доклада группы Эдуарда Боякова «Воронежский пульс». А губернатор Алексей Гордеев поставил перед новым руководством театра задачу повышения заработной платы артистов, выплаты компенсации за съемное жилье для иногородних специалистов и другие, главным образом, социальные задачи.
С такой точки зрения, приход в Театр оперы и балета Николая Попова выглядит логичным. С одной стороны, он устраивает региональные власти – филармония не испытывала при нем серьезных проблем. К тому же ее руководство сумело избежать довольно очевидного способа пополнения своей кассы за счет гастролей звезд массовой поп-культуры. Кстати, подобные перекосы в репертуарной политике оперного Елена Ищенко также ставила в вину Игорю Непомнящему. С другой стороны, директор филармонии вряд ли станет раздражающей фигурой для тех, кто ставит себя в оппозицию переменам в региональной культурной среде. В конце концов, сам Николай Попов также выступил с критикой доклада.
Вероятнее всего, новому директору Театра оперы и балета удастся – с помощью областных властей - решить поставленные перед ним экономические и социальные задачи, а также сохранить коллектив и традиции театра во время вынужденного переезда в Воронежский концертный зал. Ведь, по словам Елены Ищенко, запланированная реконструкция здания театра продлится два с половиной года.
Но перед Николаем Поповым (а также перед тем, кто займет его место в филармонии) стоят и другие проблемы. Именно их, а вовсе не вопросы, связанные с именами и личностями руководителей, сформулировали авторы доклада «Воронежский пульс». Можно соглашаться или не соглашаться с их рекомендациями, но никуда не деться от того, что воронежская аудитория классических постановок стареет, «упаковка» значительной части культурных мероприятий отнюдь не привлекает молодежь, а культурные учреждения фактически существует сама по себе. Если не будут так или иначе решаться эти проблемы, в спорах, которые ведутся вокруг «Воронежского пульса» не будет никакого смысла. А перемены, им вызванные, так и останутся только кадровыми.