Театр «Около дома Станиславского» показал в Воронеже «Чевенгур» глазами Хемингуэя
Зрители увидели экспериментальную постановку романа Андрея Платонова.
Анна Беляева, фото — Андрей Архипов, 11 июня 2016, 12:04
Спектакль «Чевенгур» показал в Воронеже на сцене Театра драмы им. Кольцова московский театр «Около дома Станиславского» в пятницу, 10 июня. Режиссер и педагог Юрий Погребничко, неоднократно становившийся лауреатом премии «Золотая Маска», создал свою режиссерскую систему, в основе которой – живое экспериментирование со множеством элементов. В своих спектаклях он совмещает разные произведения, заставляя зрителя увидеть в знакомом тексте новую философскую логику.
«Чевенгур» воронежские зрители могли видеть в прошлом году, правда, в записи. Тогда в Воронеж привозили одноименный телеспектакль режиссера Льва Додина в исполнении артистов Малого драматического театра – Театра Европы. Совсем другую интерпретацию знаменитого романа Платонова показал воронежцам театр «Около дома Станиславского». Зрители, ожидавшие увидеть на сцене платоновский «Чевенгур», были несколько разочарованы – режиссер Юрий Погребничко вовсе не следовал сюжету произведения, а создал своего рода микс из «Чевенгура» и рассказа Эрнеста Хемингуэя «Убийцы». Туда же он добавил диалоги Счастливцева и Несчастливцева из «Леса» Островского, которые странным образом смешиваются с диалогами платоновских красноармейцев.
Действие «Чевенгура» происходит на вокзале с разбитыми окнами, среди рельсов и шпал. На сцене сами собой открываются решетчатые двери и ездят колеса. Соня (Элен Касьяник) бродит по рельсам, держа огромные, в человеческий рост, тряпичные куклы, вызывающие ассоциацию с мертвыми телами. В спектакле именно Соня, а не Роза Люксембург - символ Мадонны революции и проводника в мир мертвых. (Кстати, имя Розы, которым в тексте Платонова так превозносил Копенкин, ни разу не упоминается.) Соня говорит с Сашей Двановым неестественными рублеными интонациями, под стать «корявому» языку Андрея Платонова: «Если б ты умер, я бы долго плакала. Пускай бы ты уехал далеко, но я думала бы зато, что ты живешь целый».
Хронологически эпизоды в спектакле смешаны. Нет в нем и четкой сюжетной линии. Спектакль начинается вовсе не с повествования о жизни Захара Павловича, не со смерти бобыля, съевшего от голода ящерицу, и не с «отъезда» отца Саши Дванова в «другую губернию», а с прощания уже повзрослевших сирот – красноармейца Саши (Сергей Каплунов) и будущей учительницы Сони. Проговаривая реплики, персонажи спектакля Погребничко сажают между рельсов цветы – то ли каллы, то ли платоновские лопухи.
Персонажи-красноармейцы ходят строем и возникают на сцене всегда неожиданно. Их появление на сцене сопровождает упоминающееся в тексте Платонова пение сверчков. Буденовки с бубенчиками и развевающиеся полы пальто только добавляют им потустороннего акцента. На одной и той же станции красноармейцы пересекаются с поедающими яичницу персонажами другой эпохи – хемингуэевскими убийцами. Один из киллеров, съев заказанные блюда, признается официанту, что они с напарником хотят убить Оле Андерсона – завсегдатая кафе. Будущую жертву предупреждают об опасности, но, как выясняется, для него это не новость: Оле Андерсону надоело скрываться от смерти. В середине спектакля на сцену выходит актриса, играющая роль Нино Катамадзе, а в конце актеры, взяв в руки саксафон, балалайку, барабан и аккомпанируя на пианино, дружно играют песню Фрэнка Синатры. Весь спектакль укладывается в час с небольшим.
«Чевенгур» Юрия Погребничко – сомнамбулический спектакль. На сцене нет ни накала страстей, ни экшена. Спектакль напоминает замедленную съемку абсурдного фильма. Персонажи говорят тихо и монотонно, иногда даже неразборчиво, отчего и без того сложный язык Платонова с трудом доходит до зрителя.
Справка РИА Воронеж
Юрий Погребничко – театральный режиссёр и педагог, народный артист России. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска», лауреат приза «Fringe First» Международного театрального фестиваля в Эдинбурге и многих других наград.
Театр «Около дома Станиславского» возник в 1970 году как Студия под руководством Вячеслава Спесивцева, позже переименованная в Московский Молодежный Театр «На Красной Пресне». В 1987 году художественным руководителем стал Юрий Погребничко, а театр получил имя более точное в географическом смысле – «ОКОЛО дома Станиславского». Хотя, здесь имеется в виду не только реальное местоположение – рядом с Леонтьевским переулком, – но и отношение к театру переживания, не напрямую наследующее идеям Станиславского, а существующее рядом с ними, «около».