«Таланты уедут». Как уход профессиональных клубов повлиял на гандбол и баскетбол Воронежа

Эксперты рассказали о проблемах своих видов спорта.

Павел Горячев, 15 февраля 2018, 08:15

Роман Демьяненко (из архива)

Воронежские гандболисты финишировали в чемпионате зоны «Юг» молодежного первенства России на последнем месте в среду, 14 февраля, одержав одну победу за сезон и потерпев 19 поражений. Сезон-17/18 стал первым, в котором на профессиональном уровне не играет команда «Энергия». Помимо гандболистов после ухода властей от бюджетного финансирования профессиональных команд регион лишился женского баскетбольного клуба «Воронеж-СКИФ» и мужского «Согдиана-СКИФ».

Как расформирование команд сказалось на развитии в городе гандбола и баскетбола – в материале РИА «Воронеж».

Игорь Грицких, старший тренер сборной Воронежской области по гандболу:

– Когда существовал профессиональный клуб «Энергия», интереса к нашему виду спорта было больше. В начале нулевых мы гремели в Суперлиге. После матчей люди сразу подбегали и спрашивали, как отдать ребенка в гандбольную секцию. По игре же видно, что вид спорта интересный, контактный, всесторонне развивает ребенка. И детей талантливых немало и в Воронеже, и в районах. Гандбол в Воронеже возродится, если будет развиваться инфраструктура, будут условия для этих ребят. Их нужно удерживать в спорте, мотивировать. Раньше мы могли заинтересовать их поступлением в институт физкультуры, но сейчас большинство юношей рассматривает другие вузы – те, где можно освоить профессию, приносящую стабильный доход. Все эти проблемы – следствие непростой экономической ситуации в стране. Думаю, со временем проблемы решатся. Ту «Энергию», которая прославила воронежский гандбол, мы тоже создавали не один год.

Сергей Макин, главный тренер гандбольной «Энергии», бывший вратарь сборной России:

– С потерей клуба мы потеряли талантливых ребят, которые уехали в другие города. А некоторые молодые игроки, не найдя достойных вариантов продолжения карьеры, закончили с гандболом. Обидно – еще бы год-два работы, и они стали бы серьезными мастерами, я уверен. Думаю, после расформирования «Энергии» родители гораздо реже будут отдавать своих детей в гандбольные секции. Зачем, если перспектив нет? Да и детям не на кого равняться – большой гандбол они теперь разве что по телевизору увидят. В спорт часто отдают ребят из бедных семей, ведь он считается хорошим, если не лучшим социальным лифтом. Теперь Воронеж этого лишился. Если и появится в регионе одаренный парень, он быстро уедет в другой город. И мы за бюджетные деньги подготовим спортсмена для другого региона. Как по мне, расформировать клуб и оставить секцию – это то же самое, что уничтожить вузы и оставить лишь школы.

Вадим Бураков, старший тренер сборной Воронежской области среди девушек, главный тренер «Воронежа-СКИФ», чемпиона Суперлиги-15/16:

– Наши воспитанники уезжают в другие клубы. Как правило, это происходит в 15-16 лет, когда перспективную молодежь начинают подтягивать к профессиональной взрослой команде. Но теперь команды нет, и ребята уезжают, понимая, что развиваться здесь не получится. Четыре ведущих девчонки-баскетболистки за последние полтора года покинули регион – уехали в Курск, Москву и Московскую область. Вижу еще двух очень способных девушек, уверен, что в этом году и их заберут. Мотивации заниматься баскетболом у тех, кто остается здесь, при отсутствии профессиональной команды все меньше. Я это вижу отчетливо. Выступать в низшей профессиональной лиге можно с бюджетом в 5 млн рублей. Мне кажется, это не очень большие деньги. А без команды такого уровня баскетбол в Воронеже будет оздоровительным досугом, хобби для детей, но никак не спортом высших достижений.

Дмитрий Извеков, главный тренер сборной Воронежской области по баскетболу:

– Мы пытаемся перейти на новый уровень экономических отношений, в том числе и в индустрии спорта. То, что происходит, – закономерный процесс, который, правда, переживается очень остро. Государство не будет поддерживать профессиональные клубы бюджетными деньгами. Потому что у государства четкие интересы: поддержание массового спорта, оздоровление работоспособных людей с целью увеличения экономического потенциала страны, поддержание спорта высших достижений ради престижа России на международном уровне и развитие инфраструктуры. То, что произошло в нашей области, – процесс, который рано или поздно пойдет по всей стране.

Профессиональный спорт должен становиться на рельсы самоокупаемости. Для этого нужны грамотные спортивные менеджеры, маркетологи. У нас их не хватает, и спорт является бизнесом только в одном-единственном направлении – я говорю про фитнес-клубы.

В текущей экономической ситуации уровень Воронежской области – готовить баскетболистов межрегионального уровня. Можем развивать ребят до хорошего молодежного уровня. Дальше они должны будут получать образование, чтобы занять достойное место в обществе. А если уж наш баскетболист сверходаренный, то ему придется искать профессиональный клуб в другом городе. Да, таланты уедут. Но меньше ли будет от этого детей в секциях? Точных статистических данных нет, но корреляция между исчезновением профессиональных команд и уровнем востребованности спортшкол незначительна. Да, через высший спортивный уровень, то есть профессиональный, проходит популяризация конкретного вида. Но по ребенку семи лет не скажешь, есть ли у него шанс стать профи. Его возможности конкретизируются в процессе обучения. Очень мало людей отдают мальчика на баскетбол, потому что в Воронеже есть «Согдиана-СКИФ», грубо говоря. Это зависимость, которой можно пренебречь.

Убежден, что на популяризацию баскетбола фильм «Движение вверх» повлиял больше, чем выступления наших клубов. И еще: я знаю области, где есть команды мастеров, но не развивается детский спорт. Поверьте, это хуже, чем то, с чем столкнулись мы. Жаль, что мы лишились клубов. Но лучше потерять самую высокую ступень этой лестницы, чем нижнюю. И правильнее всегда строить с фундамента, а не с крыши.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Контекст

В начале 2015 года губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил, что сезон станет переходным для спортивных клубов региона. Гордеев предупредил, что в 2016 году бюджеты разных уровней не смогут финансировать клубы, и руководство области поможет командам с поиском спонсоров, которыми могут стать крупные коммерческие предприятия региона.

В последний год, когда клубы получали деньги от регионального и городских бюджетов, женский клуб «Воронеж-СКИФ» выиграл Суперлигу – подэлитный дивизион отечественного баскетбола, мужская команда «Согдиана-СКИФ» заняла седьмое место в Высшей лиге, а гандбольная «Энергия» с трудом сохранила место в Суперлиге.

После ухода от системы бюджетного финансирования «Энергия» вылетела из Суперлиги, а потом не смогла доиграть сезон в Высшей лиге – клуб был расформирован. «Согдиана-СКИФ» осенью 2015 года перешла в низший профессиональный дивизион, а в 2016 году лишилась профессионального статуса. «Воронеж-СКИФ» без бюджетного финансирования вышел в четвертьфинал Суперлиги, а в 2016 году команды не стало – для заявки в подэлитный дивизион клубу не хватило 2,8 млн рублей. 

В Воронежской области баскетболом занимаются 4,5 тыс. человек, гандболом – 1355.

Воронежские гандболисты, выступающие на уровне Суперлиги:

Дмитрий Киселев, «Университет-Нева» (Санкт-Петербург);

Иван Некрасов, «Динамо-Виктор» (Ставрополь);

Максим Зяблов, Артем Пономарев, Ян Ковалев, СГАУ (Саратов).

Воронежский баскетболист, выступающий на уровне Единой лиги ВТБ, один. Это Егор Вяльцев, «Химки» (Московская область).

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.