Свято место. Как восстановили воронежский храм, в котором Сергей Бондарчук снимал «Судьбу человека»
Спецпроект РИА «Воронеж» о духовном возрождении людей и современной миссии храмов
Наталья Стародубцева, 18 мая, 10:00
Свято-Богоявленскую церковь в селе Терновое построили 255 лет назад. Прекрасный образец сочетания барокко и средневекового русского зодчества изумительно вписался в холмистый семилукский пейзаж. Неслучайно даже в богоборческое время – с 1918 по 1924 год – храм стоял на учете в Отделе по делам музеев Главнауки Народного комиссариата просвещения РСФСР как наиболее ценный памятник архитектуры Воронежской губернии. И именно эту церковь выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемки своего шедевра «Судьба человека» (12+). Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в Терновом и узнали, кто уже в XXI веке восстановил полуразрушенную святыню и как сейчас живет приход.
Белокаменное чудо
Еще в 1611 году на правом берегу реки Ведуги возвели деревянную церковь. Но ее сожгли крымские татары. И на этом месте в 1769 году построили каменный храм, его освятили в честь Богоявления Господня, с левым приделом во имя Николая Чудотворца и правым – во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Он стал украшением усадьбы Лосевых – крупных воронежских землевладельцев.
В архитектуре храма гармонично соединились древнерусская монументальность и пышность барокко. Двухъярусная колокольня увенчана высоким шатром с маленькой луковичной главкой под крестом. Все оконные проемы оформлены в прямоугольные рамки с фигурными сандриками (небольшими карнизами над наличниками оконного проема. – Прим. РИА «Воронеж»). Внутри стены украшала богатая роспись, но, к сожалению, она не пережила богоборческие годы.
С середины XVIII века обширными землями в окрестностях владела дворянская семья Лосевых. Сохранились четыре их усадьбы – в селах Губарево, Терновое, Раздолье и Приволье. Господский дом в Терновом с земельными угодьями в конце XIX века перешел во владение почетного потомственного гражданина Якова Нечаева. Дома в Терновом и Губарево расположены друг против друга. Вместе с храмами они образовывали своеобразный ландшафтно-архитектурный комплекс. По преданию, их соединяли подземные ходы. Сейчас дома Лосевых находятся в плачевном состоянии.
Эхо закрытого храма
После революции даже охранный статус не защитил храм от строгого режима новой власти. Все иконы и церковную утварь растащили. Под сводами святыни устроили хранилище для удобрений. Но не для всех храм умер.
– Местные жители рассказывали, что видели, как будто в храме свеча горела, слышали пение и звон колоколов, хотя людей там не было, – рассказывает нам настоятель Свято-Богоявленского храма иерей Сергий Пирцхелия.
По его словам, во время войны церковь существенно не пострадала, купол был немного поврежден. Когда в окрестностях шли бои, люди бежали прятаться в храм. Снаряды летели на него, но в него не попадали, а ложились рядом на землю.
Кино с подтекстом реальности
Большой чести храм удостоился в августе 1958 года. В нем снимали один из ключевых эпизодов военной драмы «Судьба человека» – режиссерского дебюта Сергея Бондарчука. Фильм вышел на экраны 65 лет назад и сразу завоевал любовь зрителей. Он получил Большой приз на Первом Московском международном кинофестивале и множество других наград. Ну а главное – впервые в отечественном кино под другим углом показана тема военного плена. Ведь прежде приказ Ставки Верховного Главнокомандования Красной армии №270 автоматически, без выяснения обстоятельств, относил советских военнопленных в разряд предателей. А Бондарчук – вслед за Шолоховым – показал Андрея Соколова человеком, не сломавшимся от самых страшных испытаний, а наоборот, вышедшим из них героем.
В окрестностях села Терновое главного героя берут в плен и вместе с другими воинами ведут к полуразрушенному храму.
«Жители села Терновое были на днях очевидцами потрясающих сцен. По селу немецко-фашистские солдаты гнали группу советских военнопленных. Измученных воинов били прикладами, на них натравливали овчарок. Затем у стен полуразрушенной церкви фашисты учинили зверскую расправу над мирными гражданами», – читаем мы в заметке семилукской районной газеты «Знамя коммунизма» в номере от 17 августа 1958 года (сейчас газета называется «Семилукская жизнь». – Прим. РИА «Воронеж»).
Фашисты заперли на ночь военнопленных в церкви и не выпускали до утра. Здесь, под сводами храма, как раз происходят важные события, которые показывают внутренний поединок героев с совестью. Один солдат бросается к дверям храма, просит немцев выпустить его по нужде, но его расстреливают, а заодно и еще четверых пленных. Роль верующего солдата, которому совесть не позволила осквернить святое место, сыграл воронежский актер из Театра драмы имени Кольцова Александр Новиков. А главный герой – Андрей Соколов (в его роли сам Бондарчук) – задушит здесь предателя. Впервые в жизни убьет человека и при этом своего. За то, что тот хотел выдать командира коммуниста.
Утром фашисты выстраивают пленных перед храмом и расстреливают четверых из них – еврея и тех, кто просто внешне на них похож.
По сюжету рассказа Шолохова Андрей Соколов – уроженец Воронежской губернии. Логично, что значительная часть фильма снималась в нашей области: в Воронеже, Губарево и Терновом. Можно сказать, что режиссер погружает нас в подобные реальные события, которые творились в этих местах в страшном 1942-м.
– В годы войны в Свято-Богоявленском храме действительно содержали военнопленных. Позже, во время восстановительных работ, там находили человеческие останки, кисти рук, связанные проволокой. Останки мы перезахоронили на кладбище, отслужили панихиду по усопшим, – рассказал отец Сергий.
Благодетель из Москвы
Храм продолжал стоять в забвении и разрушаться до конца века. Старожилы рассказывали, что, будучи детьми, лазили по его руинам и находили там оклады старинных икон. В 1995 году Свято-Богоявленский храм признали объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Но, к сожалению, в материальную заботу о памятнике архитектуры это не вылилось.
А в конце 1990-х годов судьбой храма заинтересовался предприниматель из Москвы – Спартак Гогия (крещенный как Георгий). Он и стал тем самым благодетелем, который вернул к жизни святыню.
– Георгий мне рассказывал, что он приехал сюда в гости к другу. Сидел пил чай у него дома и смотрел в окно на руины этой церкви. И так она запала ему в сердце, что загорелся он желанием восстановить ее. А через месяц Георгию приснился сон, как он из этого храма мусор выносит. И он понял, что это Промысел Божий и надо приниматься за работу, – рассказывает настоятель храма.
Сложнее всего было получить разрешение на реконструкцию храма – на это ушло около двух лет. Ведь храм имел охранный статус и реставрация должна была проводиться с соблюдением определенных правил.
К 2000 году Спартак получил документы, и работа закипела. Купола покрыли медью, сделали полы. Для росписи стен позвали художников из Москвы и Ельца. Руководитель группы иконописцев – Андрей – окончил Московскую академию художеств. Поскольку роспись и иконостас не сохранились, мастера выбирали сюжеты на свое усмотрение.
Когда они только начали расписывать храм, настоятелем был назначен иерей Сергий Пирцхелия. Служить он начал 12 июля 2004 года, до него полгода был отец Вячеслав.
– Когда я сюда приехал, храм был почти восстановлен, а внутри стояли строительные леса. Мастера работали исключительно по ночам – днем храм слишком светлый, в нем очень много окон. Ночью они включали прожекторы, и храм весь торжественно светился. Мы как раз с детьми купались в речке – Ведуга внизу протекает – и любовались: такая красота была! А еще каждую ночь в 11 часов, когда мастера принимались за работу, сюда прилетали совы из леса, кружили вокруг храма и улетали. Что интересно, когда художники завершили работу и мы отмечали это событие, прилетела утром сова и кричала, как ребенок. Как будто прощалась с мастерами, – вспоминает батюшка.
Одиннадцатого июля 2007 года Свято-Богоявленский храм освятил глава Воронежской митрополии, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.
Мироточивые иконы
Храм славится мироточивыми иконами – все они были подарены прихожанами.
– Первой появилась здесь Казанская икона Божией Матери, и это символично, потому что раньше на этом месте был как раз деревянный Казанский храм, – отметил настоятель.
Единственная икона, которая находилась в этом храме до его закрытия и была недавно возвращена местными жителями, – это Иверская икона Божией Матери. Привлекает внимание необычное распятие.
– Его подарил наш прихожанин Алексей, с Урала привез. Крест из дуба сделали, а фигуру Христа – из липы. Зимой к нему подходишь – крест холодный, а Господь теплый. Икону святого Пантелеимона подарили родители девочки, которую я крестил. Оказалось, что они из Москвы. Увидели, что у нас мало икон, и решили сделать такой подарок. Икона написана в Москве, сусальным золотом покрыта. И она тоже чудо явила – в мой праздник, на Духов день, вся она была в капельках мира, как будто после дождя, и мы почувствовали такой дивный запах! Владимирская икона Божией Матери мироточила во время летних пожаров 2010 года, то есть о беде нас предупреждала, – вспоминает настоятель.
Сбывшийся сон
Сам отец Сергий служил раньше во вспомогательном флоте. Но через некоторое время сильно заболел, начались проблемы с дыханием – пришлось менять профессию.
– Это Промысел Божий – чтобы я стал священником. Сначала я поступил в политех, но не окончил его. У меня всегда была тяга к вере, и поэтому я начал служить дьяконом и одновременно заочно учился в семинарии. Еще раньше, в 29 лет, мне сон приснился о том, как мне женщина Библию вручила, я за нее расписался, а она сказала мне: «Срок твой 21 марта». И верите или нет, 21 марта 2004 года я как раз стал священником. Сначала служил в Покровском храме Каширского района, а потом меня перевели в Терновое. Когда я впервые увидел этот Богоявленский храм – я так был очарован! Он весь солнцем светился. Господи, думаю, да это просто какая-то божественная жемчужина, – восхищается отец Сергий.
Батюшка служил в храме, а матушка Евдокия вместе с прихожанами наводила красоту вокруг – разбила клумбы, газоны, посадила хвойные растения.
– Она вставала рано утром и сразу шла к храму, поливала, полола цветы, могла до вечера без передышки этим заниматься. Даже иногда обедать не приходила. Вот уже три года прошло, как матушка Евдокия отошла ко Господу. Конечно, сейчас ее дело продолжают. А она как бы в шутку говорила: «Когда уйду отсюда, и, если не будете ухаживать за цветами, я оттуда это увижу», – вспоминает настоятель.
Сейчас главная по хозяйству – староста Валентина Золотарева. Активную прихожанку пять лет назад выбрали старостой. Вместе с отцом Сергием она организует субботники, прихожане наводят порядок.
– Хотя основные реставрационные работы давно завершены, храму периодически требуется ремонт, сейчас, например, пора менять окна, – говорит она.
В Терновом прописаны только 179 человек. Рядом еще села Губарево, Семилуки, поселок совхоза «Раздолье», коттеджный поселок Лесково, в которых нет своих церквей. Поэтому по воскресеньям и праздникам на литургию собирается немало народу. Некоторые приезжают из Воронежа. Но, по словам отца Сергия, добраться до храма без машины нелегко, просили местную администрацию пустить сюда автобус и сделать остановку возле храма.
Богоявленская троица
С самого начала служения отцу Сергию помогает алтарник и пономарь Сергей Гриднев. Он же звонит в колокола – сам этому научился.
– Приход у нас дружный, и место намоленное. Здесь целый треугольник храмов, – говорит Сергей и показывает вдаль, где за рекой и полями виднеются еще две церкви – в селах Губарево и Богоявленка. Так совпало, что все три храма освящены в честь Богоявления Господня. Блестят на солнце купола Свято-Богоявленского храма в Терновом и Николо-Богоявленского в селе Богоявленка, а храм в Губарево, построенный в 1800 году, с интересной историей и архитектурой, некогда богато украшенный, продолжает разрушаться. Входить в него запрещено: стены недавно начали обваливаться, а в кровле зияют большие дыры.
В Губарево есть источник во имя святого евангелиста и апостола Луки. В народе его назвали «Трехзвонным», потому что раньше возле него можно было услышать звон колоколов сразу трех церквей, расположенных от него на одинаковом расстоянии. К сожалению, одна из них сегодня молчит.