Свято место. Воронежский священник стал настоятелем пяти храмов в Новохоперском районе

Спецпроект РИА «Воронеж» о духовном возрождении людей и современной миссии храмов

Инна Шульгина, 6 сентября 2023, 19:00

Виктория Курляндская

В Новохоперском селе Троицкое до революции действовали три церкви и Успенский Лысогорский женский монастырь с двумя храмами – так много там было верующих. Здания монастыря при советской власти разобрали на кирпичи.

На сегодня в Троицком сохранилось три храма. В новом выпуске спецпроекта «Свято место» мы расскажем, как благодаря священнику и прихожанам началась новая эпоха одного из храмов, а вместе с ней – другая жизнь села.

«А после получил еще три церкви»

Восстановлением церквей в Троицком занимается иерей Олег Бабий. Под его началом в Новохоперском районе всего пять приходов. Помимо Троицкого батюшка окормляет еще храмы в Алферовке и Пыховке.

На момент моего рукоположения в новообразованной Борисоглебской епархии, к которой относятся приходы Новохоперского района, было мало священников. В Алферовке как раз начинали строить храм, и меня туда назначили настоятелем. После жизни в мегаполисе резко перебраться в деревню нам оказалось сложно. Первый год я ездил сюда из Воронежа. Потом у нас появился ребенок, и было решено переехать в Алферовку насовсем. Здесь супруга занялась цветами, устроилась на работу. Сейчас у нас уже двое детей. Ощутили плюсы: пробок нет, чистый воздух, речка в 10 минутах ходьбы от храма.
Олег Бабий
Священник Борисоглебской епархии
  • В августе 2014 года батюшка отслужил в только что построенном храме в Алферовке первую литургию, а осенью узнал, что в округе есть много «сложных» церквей, требующих восстановления.

    Сначала я дал свое согласие на окормление Троицкого храма в селе Троицкое, так как прежнему священнику было тяжело управляться с ним из-за личных обстоятельств. А после получил еще три церкви.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии

    Троицкий храм

    Протяженность села Троицкое – 18 км. С давних пор негласно оно было разделено на три района, названия которых до сих пор используются местными: Троицкое Старожилье, Троицкое Заречное и Московская часть, куда одно время выселяли москвичей. В каждой части села была своя инфраструктура – и своя церковь.

    Величественный Троицкий храм расположен в центре села – Троицком Старожилье. Напротив церкви – памятник солдатам Гражданской и Великой Отечественной войн, установленный еще в советское время, а прямо за алтарем – Дворец культуры.

  • До начала XX века в этой части села действовал небольшой деревянный храм, но, так как он уже не вмещал всех верующих, начали строить каменную церковь. В 1914 году Свято-Троицкий храм был освящен, а потом его закрыли большевики.

    Отец Олег был знаком с внучкой последнего настоятеля храма – он причащал ее, совершал ее погребение. Эта пожилая женщина рассказала, что при закрытии церкви с ее дедушкой жестоко расправились.

    Не знаю, насколько это достоверно, но, по словам внучки священника, при закрытии храма его осудили. Красноармейцы избили его, а потом привязали к лошади и протащили по полю, после чего он умер. У супруги настоятеля после этой трагедии произошло помешательство. Спустя время дети священника уехали из села, но как-то так получилось, что внучка жила здесь. Она преставилась лет пять назад.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии

    Склад продуктов в храме

    После закрытия храма по классическому сценарию были попытки устроить в нем клуб, но из этой затеи ничего не вышло. Тогда церковь использовали как зернохранилище, а потом сделали здесь склад сельпо.

    Работы по восстановлению храма начались около 15 лет назад, при покойном ныне настоятеле – иерее Павле.

    Этому храму, если можно так сказать, повезло. Его не растащили на кирпичи, не сделали из него сарай, а хоть как-то сохраняли. На площади перед ним был сельский магазин, и в здании храма сделали склад, в котором хранилось все – продукты питания, алкоголь, краски и прочее.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии

    Троицкий храм – трехпрестольный, то есть, состоит из трех алтарей – главного и двух боковых. Все приделы сохранились. Главный освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, а вот насчет других точно неизвестно – по словам старожилов, левый боковой придел освящен в честь святителя Николая Чудотворца, а правый – в честь Божией Матери, но какой именно иконы и праздника, неясно.

    «И почитаю, и попою, если надо»

    В Троицком храме батюшка совершает богослужение раз в две недели – по субботам. Постоянных прихожан немного – человек 15, и в основном это пожилые люди. Но есть и представители молодого поколения – например, алтарник Павел. Кроме него помощников в алтаре у батюшки пока нет.

    Жду, когда сын подрастет, начнет помогать. Но я и один привык – и почитаю, и попою, если надо. Хотя у меня ни слуха, ни голоса, но куда деваться.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии

    На приходе царит теплая семейная атмосфера. Все прихожане знают друг друга, поют на клиросе и в целом стараются помогать, чем могут.

    На престольный праздник вокруг храма совершается крестный ход, а после – общая трапеза в здании недействующей колхозной столовой. Прихожане сами привели это помещение в порядок.

    Главный помощник батюшки

    Главным помощником отца Олега в трудах по восстановлению храма стал житель села Николай Шеменев. Он пришел в этот храм 15 лет назад, чтобы помочь: нужны были мужские руки. Так и остался, со временем стал посещать все церковные службы, в 60 лет впервые исповедался.

    Помню, как-то сказал знакомому священнику отцу Василию: «Как ты можешь так уставать? Как будто таскаешь что-то!» Он мне рассказал, что встает в пять утра, молится, потом служит литургию. Я рукой махнул – да разве это работа? Тогда отец Василий предложил мне постоять службу с ним в алтаре – попробовать, мол. Я решил, что должен отстоять по стойке смирно – любой ценой. Так и простоял всю службу, не шелохнувшись, а после ее окончания с места не мог сдвинуться – ноги ватными стали. Больше я священников бездельниками не называл.
    Николай Шеменев
    Житель села Троицкое

    «Выходишь с Чашей, рука мерзнет»

    Прибыв сюда девять лет назад в качестве настоятеля, Олег Бабий застал дыры в полу главного придела и облупленные стены. Богослужения совершались в так называемом «зимнем» правом приделе, а остальная часть храма была недействующей. Отопления изначально не было предусмотрено. По мнению настоятеля, скорее всего, эта церковь задумывалась как «летняя» – рядом с ней находился «зимний» храм, но он был разрушен еще до революции.

  • По словам отца Олега, бывший настоятель позаботился о том, чтобы привести «зимний» придел в порядок: сделал пол, устроил временный иконостас. Отапливался придел газовыми конвекторами, и его отгородили от остального храма стеной, чтобы сохранить тепло. Пол здесь до сих пор щедро устлан коврами.

    У нас тут, как в Турции. Бабушки любят ковры – им кажется, что так теплее. Раньше Николай Шеменев в день богослужения приезжал сюда в пять утра, чтобы «нагнать тепло» до 25 градусов: включал газовую «пушку», везде стояли радиаторы. Эту «гуделку» выключали только в середине богослужения, в конце литургии выходишь с Чашей – рука мерзнет.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии

    Около четырех лет назад храму пожертвовали восемь электрических конвекторов. Заменили проводку, подключили обогреватели – и богослужения сразу стали проходить намного комфортнее, чем прежде.

    Нужны крупные благотворители

    На новом месте священник в первую очередь взялся за устройство пола в главном, «летнем», приделе. Со временем в храме не только починили пол, но и полностью привели в порядок алтарь центрального придела, сделали иконостас, побелили храм изнутри – там, где смогли достать, ведь, чтобы добраться под купол, нужны очень высокие леса, на сооружение которых нет средств.

  • В 2019 году епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий освятил главный придел Троицкого храма. Богослужения здесь проходят только летом – зимой батюшка и прихожане перемещаются в «зимний» придел.

    Может быть, восстановительные работы шли бы более динамично, но нет крупных благотворителей.

    Прежде был человек, который внес большой вклад в восстановление церкви – покрыл крышу, купола. Но он тяжело болел и преставился. Я обращаюсь к разным людям, понемногу помогают. Где можем справиться сами, помощи не просим: например, пол красили с Николаем Ивановичем. Иногда приходится делать работы в долг – так, за иконостас я рассчитывался около года.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии

    Колокольня без колоколов

    Николай Шеменев показал нам колокольню. На ее стенах высечены разные надписи: это место было излюбленным у местной молодежи. Сейчас те парни, что курили и развлекались на верхотуре, уже давно дедушки. Окурки нередко попадали в голубиные гнезда, которых на колокольне множество. Однажды здесь даже произошел небольшой пожар, в результате которого крест с колокольни упал перед храмом. В этот день в селе хоронили мальчика, и родственники установили упавшую святыню на его могиле.

    Года три назад я нашел этот крест, но никак не могу узнать, на чьей могиле он установлен, чтобы взять разрешение у родственников – забрать этот крест и поставить на его место другой.
    Николай Шеменев
    Житель села Троицкое

    По словам Николая Шеменева, было бы справедливо вернуть крест на колокольню.

    Колоколов в храме пока нет – их роль выполняют обрезанные газовые баллоны.

    Святыни храма

    Основную часть икон и киотов храму пожертвовали из других церквей. Здесь есть и несколько икон с частицами святых мощей. Среди них – образы Петра и Февронии Муромских, прп. Феодора Киево-Зверинецкого, прп. Феодора Печерского и прп. Феодора Санаксарского.

    Икона Божией Матери «Озарянская», предположительно, находилась в этом храме до его закрытия. Несколько лет назад образ принес в церковь мужчина, который рассказал, что его почившая бабушка наказала вернуть эту икону в храм.

    Его бабушка в детстве видела, как местные жители грабили церковь, в том числе – иконостас. Тогда она забрала эту икону к себе, а повзрослев, увезла ее с собой в другой регион. Перед смертью она решила вернуть образ на его изначальное место. Однако я сомневаюсь в истинности этой истории: все-таки икона больше домашнего формата, а тогда образа и киоты в храмах имели масштабные размеры.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии
  • Интересная история связана с паникадилом (самая большая люстра в храме) в центральном приделе. Его прислал из города Чехов протоиерей, который 30 лет назад начинал свое служение в Покровском храме села Троицкое.

    Мы к нему обратились: «Батюшка, ну хоть чем-то помоги!» Хотелось, чтобы к освящению церкви здесь было максимально красиво. У него в храме как раз поменяли паникадило и аналои (подставка для книг в форме столика. – Прим. ред.), и старые он отдал нам. Но предупредил: паникадило в разобранном виде. Мы разложили посылку, а там сплошные кусочки, вообще ничего непонятно – как конструктор «Лего». Две недели собирали, крутили, методом проб и ошибок, и в итоге собрали, хорошее, интересное. Николай Иванович чистил его, красил. Подвесили на оригинальную кованую цепь.
    Олег Бабий
    Священник Борисоглебской епархии

    Первоочередные планы настоятеля – привести в порядок крыльцо храма, входную группу, восстановить купол на колокольне и установить там крест, отсутствие которого, по словам батюшки, создает ощущение какой-то незавершенности. Средства на это найти пока не получается.

    Если вы хотите помочь храму, можно связаться с его настоятелем по телефону 8 (980) 340 44 44.

    На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.