Свято место. В воронежском селе почти век спустя возродили из руин храм Михаила Архангела
Спецпроект РИА «Воронеж» о духовном возрождении людей и современной миссии храмов
Анастасия Колпачева, 26 января, 10:05
Храм Архангела Михаила – главное украшение села Рыкань Новоусманского района. Высокое красное здание хорошо видно издалека, и взор автомобилистов при въезде в населенный пункт сразу обращается на него. При взгляде на святыню и не подумаешь, что всего 15 лет назад на ее месте буквально стояли развалины. Старинный храм был закрыт в 1920-х годах и к началу нового столетия находился в полуразрушенном состоянии: крыша обвалилась, фасад порос мхом, часть стен снесена. Подробнее о том, как Архангельский храм восстал из руин, – в материале РИА «Воронеж».
По преданию первый камень был заложен святителем Митрофаном
Первое упоминание о деревянной церкви в селе Рыкань датируется 1690 годом. В 1782 году на ее месте была построена кирпичная церковь Архангела Михаила. Подробности строительства в архивных справках не сохранились.
– Есть благочестивое предание, что первый камень для возведения деревянного храма был заложен святителем Митрофаном, который в конце XVII века был назначен епископом Воронежским, в миру носившего имя Михаил. Когда он принял архиерейский сан и прибыл в новообразованную Воронежскую епархию, то приказал пристроить к храму Благовещения Пресвятой Богородицы (утраченный храм, стоявший на месте главного корпуса Воронежского госуниверситета. – Прим. ред.) придел в честь Архангела Михаила. Владыка считал своей благочестивой деятельностью сопутствовать памяти своего небесного покровителя, а наш храм расположен недалеко от Воронежа, поэтому мы верим, что это предание было реальностью. Каменный храм в XVII веке был построен уже при архиепископе Антонии. Он наверняка также участвовал в его освящении и бывал здесь, – рассказывает настоятель прихода иерей Иоанн Королев.
Новый каменный храм был построен в стиле барокко. Из исторических сведений следует, что в то время в Рыкани работало шесть заводов, сотрудники которых всячески помогали благоустраивать храм. Жители близлежащих сел Парусное и Архангельское (последнее ныне не существует) построили два придела – правый в честь иконы Божией Матери и левый в честь Святой Троицы. Храм процветал до событий 1920-х годов.
– К сожалению, тогда местные жители сняли кровлю с крыши, разобрали купол. Без металла стены оголяются, и строение начинает разрушаться. Храм много лет стоял бесхозно, ближе к 80-м годам в нем оборудовали ремонтную мастерскую для гусеничных тракторов, которые заезжали в алтарную часть и все там посносили. В 1990-х в северном приделе был загон для скота, а в части трапезной – склад для стройматериалов, – продолжает священник.
Возрождение прихода
В постсоветский период храм вернули епархии. В начале 2000-х годов благодаря усилиям местных жителей удалось отремонтировать северный придел. Службы многие годы приходилось вести в неотапливаемом помещении на фоне руин.
– Мне посоветовали обратиться к местному жителю и предпринимателю Николаю Торохову для помощи в начале восстановительных работ. В храме отслужили божественную литургию, наверное, первую за 90 лет, и все, кто был в тот момент в храме, дружно пошли к нему. Он с большой радостью и любовью нас принял и с тех пор всегда помогает, – рассказывает батюшка.
Николай Торохов проживает в Рыкани с конца 1980-х годов. В 2007 году он был награжден почетным знаком «Заслуженный строитель РФ», а в 2017-м получил звание «Заслуженный строитель РФ». Кроме Архангельского храма, предприниматель помогал делать ремонт в храме Георгия Победоносца в Воронеже.
– Архангельский храм я восстанавливал 15 лет. Много лет назад ко мне подошла староста прихода Клавдия Дмитриевна и попросила профинансировать работы по реконструкции, я помог и втянулся в это, – вспоминает Николай Торохов. – У меня строительная фирма и хватает своих «дырок», куда направить деньги, но здесь все-таки благое дело. Много лет этот храм служил людям, а потом настали тяжелые времена, когда его разрушили. Было больно смотреть, когда проезжаешь мимо и видишь, как разрушается трапезная, алтарь, обваливается крыша. Слава Богу, что нам дали батюшку. Отец Иоанн молился и проводил службы в ужасных условиях, на что не каждый способен. Большие затраты на восстановление начались с 2012 года, и тогда встал вопрос, где взять деньги? Видимо Господь слышал и все время помогал: искали какие-то проекты, вследствие чего средства всегда были. Мне говорили, что проще было бы построить новый храм, но это же все-таки наша история. Жизнь не такая длинная, и нужно думать, что ты оставишь после себя. Люди будут еще годами ходить в него, ведь православная вера – стержень нашего государства.
На данный момент все восстановительные работы в храме завершены. В ближайшее время его освятит Великим чином глава митрополии, митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий.
Святыни храма
По словам отца Иоанна, большим доказательством божественного благословения является появлением старых святынь. В 1920-х годах, когда по всей стране массово закрывались храмы, верующие граждане тайком забирали иконы и многие годы хранили их у себя. Три года назад местная жительница Валентина Минакова принесла икону Трех Святителей, которую ее бабушка забрала к себе. Старинный образ XIX века был восстановлен в иконописной мастерской и теперь украшает родные для него стены. Кроме этой святыни, в ближайшее время в храм вернется Иверская икона Божией Матери и икона Николая Чудотворца, которые в настоящий момент реставрируются.
– Иверская икона очень большая. У нее был позолочен оклад с золотым нимбом у Спасителя и драгоценными камнями. Все это золото сняли и, видимо, икону затем выкинули за ненадобностью, – дополнил настоятель.
Историю другой святыни – металлической иконы Николая Чудотворца, которая когда-то тоже принадлежала храму, – отцу Иоанну рассказал местный житель. Металлические иконы обычно делают для храмов, расположенных в пещерах, чтобы влажность не повредила их. Судьба этого образа оказалась несчастной.
– Этот дедушка рассказывал, что, когда он был мальчишкой, у него дома висело корыто, в котором стирали белье, а на его дне был образ Николая Чудотворца. Люди просто сняли икону и переправили ее в таз. Другой мужчина рассказывал, что у них в сарае была дверь, ее краска со временем начала отшелушиваться, и стали видны святые. Когда я пришел в этот храм, здесь на стенах были старинные росписи. Мы достали из них пули, выпущенные прямо в Спасителя. Обращались к мастерам, но они сказали, что их, к сожалению, не удастся восстановить, – вспоминает батюшка.
Постоянное население Рыкани насчитывает чуть больше 2 тыс. человек. Летом из города приезжает много дачников. Тем не менее Архангельский храм живет: ходят люди, совершаются службы.
– Дети, которых я здесь крестил много лет назад, сейчас уже приходят на венчание. Приход небольшой, но мы трудимся ради того, чтобы православная вера утверждалась и приходило больше людей. Сейчас еще тяжелое время, когда идет спецоперация и многие из нашего села уходят на СВО. Благословляю их, в храме собираются пожертвования на помощь бойцам. Некоторые прихожане приезжают из села Тимирязево, где нет своего собственного храма. Особенно тяжело было, когда я только пришел и тут все было в запустении. Те, кто верил, на автобусе ездили на службы в Новую Усмань, некоторые до сих пор так делают, но это личный выбор каждого, – поясняет батюшка.
Помощники настоятеля
Помощников у настоятеля немного. В основном это те, кто был с ним с самого начала его службы в Архангельском храме. На большие праздники иногда присоединяются местные жители, иной раз можно попросить помощи у старшеклассников из местной школы. При храме действует воскресная школа, но так как состав ее немногочисленный, ее скорее можно назвать «воскресной группой». Ведет ее сам отец Иоанн и матушка Анна.
– Территория храма позволяет построить при нем большую воскресную школу, отдельную трапезную. Храм тяжелый в том плане, что, пока в одном месте что-то отремонтируешь, в другом что-то сломается, так постоянно приходится что-то строить. Очень много лет он стоял без крыши, его стены наполнены влажностью, с которой мы боремся. У нас в разное время были одни люди, которые отвечали за что-то, потом их сменяли другие. Прошлый звонарь Светлана заболела ковидом, после чего не могла продолжить работу. Мы тогда думали, как будем без звонаря, но тут в наше село из Мурманска переехала супружеская пара Татьяна и Олег. Она стала петь в хоре, а ее супруг – звонить в колокола. Такие помощники – наш костяк, – подчеркивает отец Иоанн.
Чудом уцелевшая колокольня
Колокольня Архангельского храма – самое высокое строение в Рыкани. Колокольный звон здесь звучит как с помощью звонаря, так и с помощью специального устройства – электронного звонаря. Корреспондент РИА «Воронеж» вместе с отцом Иоанном забралась по винтовой лестнице на самый верх храма, откуда открывается вид на все село.
Поднимаясь по крутым ступенькам, уже где-то на полпути начинают дрожать колени. Потом вспоминаешь про звонаря, которому приходится чуть ли не каждую неделю подниматься сюда и чистить снег на ступеньках перед службой, и удивляешься, как ему не страшно.
По пути батюшка обратил внимание на одно из перил колокольни – оригинальное, установленное здесь еще до революции и сохранившееся до наших времен. Его хорошо видно на старых фотографиях. Другие перила, по всей видимости, были сняты.
Вообще, удивительно, что колокольня сохранилась. В Великую Отечественную войну колокольни взрывали. Поскольку у немцев не было карт местности, подобные высотки указывали на наличие населенных пунктов. Архангельскому храму повезло – его колокольня полностью уцелела. Однако к моменту восстановления лестница была полностью разрушена.
– Наш храм полностью проектировал архитектор Николай Куленев. Мы все думали, как восстановить лестницу, а он поехал в Успенский Адмиралтейский храм, где, как оказалось, колокольня идентична и подходит по размеру, и взял ее проект на вооружение, – рассказывает настоятель.
Всего в Архангельском храме девять колоколов, самый большой весит 500 кг. Два колокола было куплено на пожертвования прихожан, на одном из них даже написано «пожертвование рыканцев», остальные оплатил Николай Торохов.
Сейчас, когда храм восстановили, ничего не напоминает о безбожных временах. Люди приходят на службы, молятся. Некоторые стыдливо вспоминают, как будучи детьми, бегали по руинам и рисовали на стенах, думая, что это всего лишь заброшенное строение. А что теперь с душами тех, кто пришел и уничтожил все это, желая стереть веру для потомков?
– Господь прощает, если человек кается, и по нашим молитвам. Почему у нас так трепетно относятся к таким службам, как родительские субботы? Многие дети тех, кто когда-то разрушал храмы, молятся за своих родителей. Некоторые люди со временем понимают, что они творили, но изменить ничего нельзя. Но Господь милостивый, и Он прощает благодаря нашим молитвам, – подчеркивает батюшка.
В предыдущем выпуске спецпроекта «Свято место» РИА «Воронеж» рассказывало об истории храма пророка Илии, расположенном в историческом центре столицы Черноземья.