Свято место. Семь старушек взялись за восстановление старинного храма в воронежском селе

Спецпроект РИА «Воронеж» о духовном возрождении людей и современной миссии храмов

Инна Шульгина, 4 октября 2023, 15:00

Виктория Курляндская

«Белые платочки» спасли русскую Церковь – так о годах гонения на православие сказал патриарх Алексий I. Во многом именно бабушки тайком от своих партийных детей крестили внуков, хранили ключи от закрытых церквей и, конечно, молились – за страну, за возвращение православия. Сейчас, несмотря на свободное распространение православия в глубинке, христианская вера продолжает держаться на бабушкиных плечах. В новом выпуске спецпроекта «Свято место» расскажем о том, как 14 лет назад семь старушек из села Троицкое не побоялись взять на себя труды по восстановлению старинного храма в честь святителя Николая Чудотворца.

Три церкви и монастырь на одно село

Исторически село Троицкое разделено на три части: Старожильскую, Зареченскую и Московскую. Из одной части в другую пешком добраться сложно. Поэтому до революции здесь действовали три церкви и монастырь с двумя храмами. Все они были закрыты при советской власти, и на сегодня сохранились три храма – Покровский в Зареченской, Свято-Троицкий в Старожильской части села и за километры от него, в Московской части, – Никольский.

Через эту арку аграрии сгружали зерно в храм

По официальным данным, последний храм – в честь святителя Николая Чудотворца – построили к 1864 году. Судьба его схожа с судьбами многих храмов, переживших гонения на Церковь. В 1936 году церковь закрыли, иконы и церковную утварь уничтожили или растащили, а в здании устроили зернохранилище.

Переоборудовав Божий дом в склад, советские активисты разобрали на кирпичи один из трех приделов. В храмовой стене образовалась огромная дыра, к которой подъезжал грузовик с зерном: так колхозникам было удобнее сгружать урожай. А оставшиеся кирпичи пустили на строительство бани.

Что стало со священником, служившим здесь до закрытия, никто не знает. Однако в послевоенные годы в местном колхозе трудился человек в священническом сане – пастухом. Был он тем самым батюшкой или нет, неизвестно.

Иерей Олег Бабий получил Никольский храм вместе с небольшой, но очень деятельной паствой. Еще до его назначения здесь закипели работы по подготовке церкви к восстановлению – занялись этим несколько пожилых сельчанок. Всего батюшка окормляет пять храмов, три из которых дореволюционной постройки и требуют восстановления. В прошлом выпуске спецпроекта мы писали о восстановлении другой церкви в селе Троицкое – Свято-Троицкого храма.

Бабушка-трансформер

По пути в храм заезжаем с отцом Олегом за старостой (помощник настоятеля храма по хозяйственным вопросам. – Прим. РИА «Воронеж») Тамарой Ивановной Голиковой, у которой хранятся ключи от церкви. Эта пожилая женщина стояла у истоков восстановления храма.

Из опрятного, утопающего в цветах домика, хромая и опираясь на палочку, выходит маленькая, сгорбленная старушка. Напротив дома – огород внушительных размеров и туи. Трудно поверить, что все это – дело рук Тамары Ивановны. Живет она с супругом, единственный ее сын умер. Правда, часто приезжает из Воронежа к ней в гости внук.

Когда старушка садится в автомобиль, батюшка справляется о ее здоровье. Тамара Ивановна отмахивается:

– Ногу бы заменить, батюшка! Хотя я уже вся из запчастей собрана – в прошлом году глаз новый вставили. Ухо не слышит, нога не ходит, рука не держит. В 2005 году хорь бешеный кусал, – смеется над собой старушка.

– Она у нас бабушка-транформер, – улыбается отец Олег. – Но энергия у нее космическая.

Следы разрушений

  • Заходим в храм – чувствуется легкий запах сырости и прохлада. Батюшка объяснил: в пяти метрах за алтарем протекает река Савала.

    – До сих пор не понимаю, зачем строили храм так близко к реке? Быть может, русло было другое, – удивляется батюшка.

    Тамара Ивановна сетует, что в церкви «хилые» стены, и сравнивает Никольский храм с Троицким, что находится в Старожилье.

    – Та церковь построена в 1912 году, а наша ненамного раньше – в 1864-м. Там стены вон какие крепкие, а у нас все развалились. Говорят, это потому, что на самом деле наш храм намного раньше построен, чем в документах пишут: в 1711-м, – предполагает староста.

    Но отец Олег эту версию воспринимает скептически: все-таки лучше верить официальным данным.

    – Здесь стены в плачевном состоянии, во-первых, из-за влаги, а во-вторых, стены на месте левого придела практически не было, кровля прохудилась – столько лет церковь дождями заливало. В Троицком хоть какое-то железо ржавое защищало храм. А тут все текло и гнило, – объясняет священник.

    – Батюшка, влага – благо, а фундамент очень крепкий, – мирно возражает старушка.

    – Согласен. Но верхняя внешняя кладка уже разрушается, – отвечает ей священник.

    При входе в храм сразу встречаешься со взглядом святителя Николая Чудотворца на дореволюционной фреске. Вся она изрешечена пулями и местами стерта добела. Тамара Ивановна рассказывает:

    – В него стреляли, когда закрывали храм. И заставляли жителей тяпками соскабливать фреску со стены.

    Другие фрески не в лучшем состоянии, а на некоторых уже сложно угадать лик святого или евангельский сюжет. Однако все эти фрагменты решено было оставить, когда проводились штукатурные работы.

    Молились перед дверьми храма

  • До восстановления церковь много лет стояла закрытой. Сначала в ней хранил зерно колхоз, потом местные фермеры, а когда здание стало ненужным, про него просто забыли. Все, кроме верующих старушек.

    Уже в старости, в конце нулевых, Тамара Ивановна и ее подруга Шура стали ходить к храму на большие праздники – молиться. Приходили со свечками, вставали на месте разрушенного придела и читали акафисты, Псалтырь.

    – Летом, перед днем памяти Николая Чудотворца, мне соседка сказала: «В праздники даже в закрытом храме ангелы поют». Мне так захотелось услышать их пение! Я у отца Павла из Троицкого храма спросила, можно ли пойти помолиться у храма на улице. Он сказал: «Не можно, а нужно». Тогда позвала соседку Шуру, и мы с ней пошли, – вспоминает Тамара Ивановна.

    Женщины молились на улице с левой стороны от алтаря. Начали и на другие праздники ходить: на «зимнего» Николу, на Рождество Христово.

    Мастера на все руки

    – Однажды летом решили забраться внутрь. Спилили замок на воротах, зашли в храм – а он весь гнилым зерном засыпан. Купол худой – небушко видно... Собрались с женщинами, начали вычищать все, тележки с гнилью вывозить. Вот мы, четыре бабки, за два часа вывезли отсюда две огромные железные тележки – так нам хотелось молиться в своем храме, – говорит бабушка.

    – Вы расскажите, как вы лазили на купол! – улыбается отец Олег.

    – Лазила, а то как же! Пожертвовали нам три мешка цемента, батюшка нашел рабочих, они заделали дырку в кровле. Пришло время штукатурить, и вдруг рабочие запили. Местные мужчины помогли нам наверх песок насыпать, лестницу поставили, воды натаскали. Полезли мы с Леной сами, навели раствору, стали штукатурить, – рассказала Тамара Ивановна.

    Постепенно к ней и ее подругам присоединились еще старушки. Отец Олег, прибыв сюда настоятелем в 2014 году, застал общину из семи бабушек. Сейчас из них в селе остались только три – кто-то умер, кого-то разбил инсульт, кого-то забрали к себе дети.

    Изначально, когда в храме не было алтарей, священник совершал здесь только молебны и панихиды. Сейчас в церкви два престола и есть возможность служить литургию. Но делать это каждую неделю не получается – основной приход отца Олега находится в селе Алферовка, да и другие сельские приходы требуют внимания батюшки. Однако местные старушки очень рады, что здесь, хоть и нечасто, но проводится главное богослужение.

    Все для Бога

    Крупных благотворителей у храма нет, в основном помогают жители села, к которым обращается Тамара Ивановна. Значительную поддержку приходу оказали коллеги покойного сына старушки.

    – Когда начался ремонт в храме, они прислали 40 тыс. рублей. Я собрала деньги, думала, хватит на все. И тут строители заканчивают работы, а мне и платить нечем, и материал не на что покупать. Звоню Жене, коллеге сына, плачу, говорю, что затеяли штукатурить, а платить нечем. Он сразу: «Теть Тамар, пришлем». И в этот же вечер присылает еще 50 тыс. рублей, – рассказывает со слезами благодарности женщина.

    Иногда средства для ремонта удавалось добыть необычным путем. Так, «подлатать» храм помог тир при заброшенной школе недалеко от церкви. Тамара Ивановна попросила в местной администрации разрешения сдать весь металл из тира, а на вырученные деньги купить материалы для восстановления храма. Власти пошли навстречу благому делу, и вскоре удалось заложить гигантскую дыру на месте разрушенного придела.

    На собранные всем миром средства в храме восстановили купол. Но выполненная работа оказалась некачественной – крыша продолжала протекать. В 2014–2015 годах купол пришлось переделать, а через год покрыли железом кровлю правого придела.

    – Помню, полезли мы с рабочими на купол замеры делать. Смотрим, и Тамара Ивановна за нами со своей палкой полезла! Говорю: «Куда ж вы-то лезете на крышу?!» Но без нее здесь ни одно важное дело не обходится. Так что затащили ее наверх, потом спустили, – смеется отец Олег.

    Около трех лет назад в храме привели в порядок зимний придел. Пол здесь щедро устлан коврами, а в углу стоит добротная печь. Зимой «девчонки», как ласково называет отец Олег местных бабушек, придут с утра в храм, натопят печь дровами – сразу становится тепло и уютно.

    При отце Олеге здесь заменили окна, наладили электричество и подключили воду, установили алтари в обоих приделах – летнем и зимнем.

    – Думаю, когда же все это до конца сделается? Да никогда, наверное... – вздыхает старушка.

    – Тамара Ивановна, когда вы тут 14 лет назад стояли на куче мусора, думали ли когда-нибудь, что все будет так, как сейчас?

    – Никогда!

    – С Божией помощью все получится. Спаси вас, Господи!

    – Вот только ключи некому передать, батюшка, вот что обидно!

    – Вы же не для кого-то трудитесь, Тамара Ивановна, а для Бога. Поэтому все не напрасно. Есть надежда, что когда-нибудь что-то изменится, – утешает старушку отец Олег.

    Несмотря на все труды батюшки и прихожан, церкви еще требуется серьезный ремонт – надо укрепить стены, сделать качественную внутреннюю отделку. Если вы хотите помочь храму, можно связаться с его настоятелем по телефону 8 (980) 340 44 44.

    На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.