Свято место. Как настоятель храма в воронежском селе Орлово поднял церковь из руин

Новый спецпроект РИА «Воронеж» о духовном возрождении людей и современной миссии храмов

Инна Шульгина, 11 апреля 2023, 16:00

Свято место. Как настоятель храма в воронежском селе Орлово поднял церковь из руин
Андрей Архипов, из архива протоиерея Алексия Лисняка

РИА «Воронеж» запускает спецпроект, посвященный храмам региона, которые, пережив второе рождение, стали объединяющим центром для жителей сел, поселков и городов. Когда-то полуразрушенные, оскверненные в годы советского безбожия святыни сегодня снова объединяют верующих под своими сводами. Иногда реконструкция святыни начинается по инициативе и поддержке власти, а порою за эту тяжелую работу берется один человек и сплачивает вокруг себя единомышленников. Это грандиозная, но важная работа по сохранению исторической памяти и связи с будущим.

Село Орлово в Новоусманском районе – большое, здесь живет около 4,5 тыс. человек. Построенный в XIX веке Богоявленский храм возвышается над домами. Перед его оградой – высокие ели, во дворе – трапезная с воскресной школой, фонтан, клумбы. Внутри до самого купола храм украшен фресками. Глядя на все это великолепие, сложно представить, что немногим более 20 лет назад церковь была в глубоком запустении, а еще раньше там хранили зерно, ремонтировали машины. Когда же здание обветшало и его забросили, там стали собираться пьяные компании. После литургии настоятель храма протоиерей Алексий рассказал нам, как возрождалась эта церковь и как собирался приход.

Простреленные фрески

Мы приехали в церковь утром, когда совершалась литургия Преждеосвященных Даров. Для буднего дня довольно много прихожан – 20 человек. По словам настоятеля храма протоиерея Алексия Лисняка, в воскресенье здесь обычно собирается около сотни прихожан.

Никаких приходских документов о храме Богоявления не сохранилось. По воспоминаниям местных жителей, храм закрыли в 1930-е годы, священника репрессировали.

– При этом доподлинно неизвестно, сколько священников тут пострадало. Штат известен – это одно, но представьте, сколько было в то время заштатных, бесприходных батюшек, согнанных со своих мест новой властью. Ситуация в те времена была непростой: с одной стороны, обновленцы, с другой – репрессии со стороны советской власти, с третьей – сложности на местном уровне. Скажем так, наше село – это не село Боево, где храм не закрывался, потому что люди не испугались, вышли и отстояли свой храм, как я слышал. Здесь же сами местные жители, когда власть боролась с религией, растащили эту церковь по досточкам, – сказал настоятель.

Учрежденный в Орлово совхоз приспособил опустевший храм под свои нужды: хранили здесь зерно, ремонтировали машины – чего тут только не было. В годы войны церковь подверглась особенному кощунству. По словам старожилов села, когда шли бои с фашистами за правобережную часть Воронежа, здесь, на левом берегу, концентрировались наши войска. В Орлово квартировали курсанты. Они-то в свободное время и расстреливали в храме фрески. Целились в лики апостолов под куполом.

Расстрелянная фреска, 2008 год

Во время реставрации часть пуль извлекли, и сейчас они, покореженные и ржавые, хранятся в алтарной части церкви как напоминание о безбожных временах.

Сами фрески восстановить было невозможно – их заштукатурили и сделали новую роспись.

Без понятия о Боге

Богоявленский храм в селе Орлово, 1998 год

Отец Алексий Лисняк стал настоятелем Богоявленского храма в 1999 году. На новое место батюшка приехал не один: с женой и маленьким ребенком. За годы запустения церковь превратилась в руины: кровли не было, трава и деревья на кирпичных сводах, дырки в стенах. Недалеко от церкви была общеобразовательная школа: ребята на переменках бегали в бывший храм покурить. Люди, привыкшие жить без действующего храма, смотрели на человека в рясе как на инопланетянина.

– Знаете, много поколений местных выросли с убеждением, что это разбитое здание здесь именно для того, чтобы в нем прятаться, выпивать, курить, играть в войнушку. Очень долго люди привыкали к мысли, что храм – это Дом Божий. Но если кто такой Бог, было неясно, то кто такой поп, «знали» все: это жирный мужик, который деньги собирает. Огороды были распаханы до самых церковных стен, а один мужичок каждое утро приводил бычка на привязи, колышек прибивал под стеной храма. Утром приду на службу, вытащу колышек, перебью на пустыре. Хозяин бычка вечером забирает своего бычка уже с пустыря, а на следующее утро опять под стену прибивает... Люди понятия не имели ни о Боге, ни о храме. Поэтому, когда сейчас я слышу, что кто-то умничает о миссии в Африке, в Латинской Америке или на Аляске, я говорю, что это, конечно, интересная забава, но настоящая миссия совсем не там, – рассказывает отец Алексий.

Семейный подряд

На вопрос, как получилось восстановить этот храм, собрать приход, он отвечает, что это однозначно Божий промысел:

– Человеческие силы тут ни на что не годились. В этом месте нечего было делать без надежды на Бога. Когда я сюда приехал, жить было негде, служить – тоже. Отапливали храм «буржуйками». Разгородили церковь: забили досками большую половину и начали служить в маленькой. Поставили столик вместо престола, иконостас – из фанеры. Наш покойный ныне пономарь Алексей Семеныч – столяр, помог быстро все сделать.

Певчих приглашали из семинарии. Бывало, приезжают петь, а церковь пустая. Если в праздник придет десять человек, говорили: «Какое счастье, полный храм». Сейчас-то каждое воскресенье около сотни.

Ситуация с певчими потихоньку выровнялась. Регент Нина Чернышова, мама семерых детей, поет в Богоявленском храме уже 12 лет. С ней две ее дочки – Галя и Аня. Младшая буквально выросла на клиросе и выучила богослужебные песнопения «естественным путем». По выходным дням к семейному подряду присоединяются и другие, приезжают из города и окрестных сел – тогда на клиросе собирается до 12 человек.

Опасные находки и грабежи

Извлечение пуль из фресок

Основную часть храма начали ремонтировать в 2007 году. Работы велись не без приключений: однажды рабочие при устройстве полов нашли снаряд от 76-миллиметровой пушки с донным взрывателем – притом что военных действий в Орлово не было. Отец Алексий сообщил об этом командиру воинской части в Тресвятском, которую на тот момент окормлял. Командир попробовал обследовать храм миноискателем и сказал, что другие снаряды тут искать бесполезно: после совхозной автомастерской здесь сплошной металл кругом, гайки, гвозди, проволока, все звенит.

– Он снаряд вынес, положил за воротами. Объяснил, что находка не опасна, пусть лежит. Позвонили в МЧС, а у тех выходные. Так и прошли суббота и воскресенье – у нас службы, народ ходит, а снаряд лежит. Потом спецслужбы приехали, взорвали его в логу, – рассказал батюшка.

Активные работы по ремонту храма привлекли внимание грабителей.

– Поначалу было «интересно»: средств нет, материалов нет, выпросишь у благодетелей куба два досок, привезешь, сложишь у храма... На следующее утро – одну доску утащили, вторую. Один раз белым днем сняли все золото с образа святой блаженной Матроны Московской. И по ночам храм грабили: раз прорезали в пластиковой двери дырку, влезли, разбили кружку для пожертвований. Мы все быстро восстановили, но прошла неделя – снова влезли, на этот раз подпалили веник и прожгли им дыру в двери. Но что они могли утащить? Ведь не за иконами лезут, а за деньгами. Поэтому весь ущерб в том и заключался, что приходилось двери ремонтировать. После раздвижные решетки сделали. А всех жуликов полиция быстро поймала, судят до сих пор. Три года прошло, а мне на днях звонили: «Вы не могли бы в суд подойти?» За это время стороны сто раз уже примирились, воришки и отсидеть успели бы, если бы их посадили, а все суды идут, – рассказывает отец Алексий.

Возвращенные святыни

Мы посетили храм в день первого и второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи, и на аналое лежала икона в честь праздника. Батюшка рассказал, что ее принесла из дома одна пожилая прихожанка, по ее словам, икона раньше принадлежала церкви.

А вот большая икона Божией Матери «Взыскание погибших» была в этом храме до того, как его разорили.

– Впервые я увидел эту икону в 1999 году, когда зашел в гости к одной бабушке, Евдокии Филипповне Ряскиной. Здесь, в храме, икона кажется не очень большой, но в маленьком домике этой пожилой женщины она занимала всю стену. Евдокия Филипповна хвасталась: «Мой папаня, когда в тридцатые церкву грабили, эту икону домой принес, сберег». Когда бабушка преставилась, ее дети вернули образ храму, – рассказал настоятель.

Сейчас для храма пишут две большие иконы святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Святитель Митрофан будет изображен вне времени – на фоне Чернавского моста, водохранилища и Благовещенского собора, а позади угодника Божия Тихона иконописец разместит Задонский монастырь.

Воскресная школа и первые алтарники

C появлением в селе священника открылась и воскресная школа для детей. С ребятами занималась супруга протоиерея Алексия – матушка Наталия. Ученики нашлись сразу. Их родители сами имели отдаленное представление о Боге, но были уверены, что здесь детей научат хорошему. И ребята влились в жизнь прихода. Отец Алексий вспоминает, что раньше роль трапезной при храме выполняла маленькая сторожка, которую построили сами. В постройке участвовали и ученики воскресной школы: мальчишки девяти-десяти лет помогали носить кирпичи, замешивать раствор. Позже в сторожке организовали дежурства: пока одни ребята что-то изучали в «воскреске», два-три человека были «в наряде»: топили печку, занимались приготовлением трапезы. По окончании занятий все шли обедать, нахваливая труд ребят.

«Воскресники» стали и первыми алтарниками. По словам протоиерея Алексия, взрослому человеку в конце 1990-х годов было сложно объяснить, что такое служение в алтаре. С ребятами было намного легче. Детская душа более восприимчива к вере, и посещение воскресной школы, участие в богослужениях дали свои плоды: например, сейчас в школе преподают ее выпускницы.

А один из бывших учеников окончил семинарию, стал священником. Сейчас он служит в одном из приходов Новоусманского района и частенько приходит для участия в богослужениях в родной Богоявленский храм в Орлово.

На сегодня воскресную школу посещают около 20 ребят. К большим праздникам они готовят утренники – с песнями, кукольными спектаклями. Ребята живут общей жизнью с приходом, по мере сил участвуют в церковных делах.

Всегда на связи с батюшкой

Что касается взрослых прихожан, то при храме не устраивают специальных бесед с батюшкой: в этом просто нет необходимости.

– Я провожу беседы, например, в медуниверситете – ликбез на тему духовности и церковности. Студенту это полезно, он, возможно, впервые что-то новое услышит о Боге, о Церкви. А в храме какой смысл со взрослыми беседовать? Что я им нового расскажу – как надо молиться? Они уже воцерковлены, они – здесь, они и так это знают. А те, кому это неинтересно, просто не идут сюда на беседы, доказано опытным путем. Есть проповедь после окончания литургии, а если у кого-то возникают вопросы, он задает их сразу, не дожидаясь воскресенья, я в храме ежедневно: это нормально, когда ты живешь одной семьей с приходом. Мы все всегда на связи. Приход таким и должен быть, как же иначе? – говорит батюшка.

У входа в церковь есть тетрадка «Вопросы священнику» с пояснением: «Каждую субботу, по окончании Всенощного бдения, батюшка отвечает на вопросы, которые вы запишете в эту тетрадь». Последние два года вопросов здесь нет: люди знают, что к батюшке можно просто подойти и поговорить.

Есть у прихода и свои традиции. Так, два раза в год, на престольный праздник Крещения Господня (19 января) и на Преполовение Пятидесятницы (отмечается через 25 дней после Пасхи), священник, церковный причт и прихожане совершают крестные ходы на святой источник, который находится в полутора км от храма. Раньше ходили еще и на Никольский колодец, который располагался в 9 км от храма, но, по словам отца Алексия, этот колодец несколько лет назад умышленно безвозвратно уничтожен.

В Орлово активная казачья община. Двое из четверых алтарников Богоявленского храма – казаки. В архиве прихода есть фотографии, как казаки принимают присягу в церкви.

Возрастное ограничение "Навстречу солнцу" и "Земляничные луга" - 12+. 

Стоит отметить, что сам протоиерей Алексий проповедует православную веру не только в храме, но и в своих художественных произведениях. Батюшка пишет «деревенскую прозу» – о вере, людях, жизни в русском селе. Он автор нескольких сборников рассказов, член Союза писателей и Союза журналистов России. Публиковался в «Зеленой серии надежды» (12+) издательства Сретенского монастыря, в журналах «Фома» (12+), «Наш современник» (16+), «Москва» (12+), «Молодая гвардия» (12+), «Дон» (12+), «Сибирские огни» (12+) и не только. При расставании отец Алексий подарил нам на память аудиодиск со сборником своих рассказов «Кровная родня» (12+) в исполнении народного артиста России Александра Панкратова-Черного.