Своя клубника слаще, а сливки жирнее. Главное о гастропатриотизме воронежцев
Чтобы быть в тренде, торговые сети расширяют ассортимент местных продуктов
Лариса Карташова, 11 марта 2021, 09:51
Россияне стараются выбирать продукты, произведенные в своем регионе, — такой вывод можно сделать из опроса, проведенного в 2020 году Центром социального планирования «Платформа» при поддержке X5 Retail Group. Более половины опрошенных респондентов заявили, что предпочитают местную продукцию, и воронежцы здесь не исключение. Почему гастропатриотизм набирает обороты и какие дивиденды это может принести региону — об этом эксперты в материале РИА «Воронеж».
Что такое гастропатриотизм и с чем его «едят»
Гастропатриотизм — это гастрономические предпочтения жителей региона, которые покупают продукты местного производства. Термин для россиян достаточно новый, еще не получивший широкого распространения, но явление существовало и ранее, уверен председатель комитета по предпринимательству в сфере общественного питания и торговли ТПП Воронежской области Дмитрий Тарасевич.
— Всегда было так, что местная клубника слаще, а в яблоках больше витаминов. Воронежцы предпочитают воронежское — и это стоит оценивать со знаком плюс. Но здесь мы не уникальны: локализация продуктов питания — тренд во всем мире, — сказал Дмитрий Тарасевич.
Гастропатриотизм — это очень хорошо. Воронежским покупателям хорошо известна продукция таких региональных марок и брендов, как «Вкуснотеево», «ЭкоНива», «ЭкоХлеб», «Хэлла», «Тортьяна», «Сажинские пряники» и многих других. Эти наши бренды знают, любят и в других регионах тоже. Приятно, приехав в отпуск в Крым, увидеть там наши молочные продукты — как будто привет из дома. И, конечно, испытываешь гордость «за своих».Надежда Ваделова
гендиректор Выставочного центра «Вета» ТПП Воронежской области
Сделано в Воронеже
Эксперты называют несколько причин того, почему гастропатриотизм завоевывает регионы. Практически все они так или иначе связаны с географической близостью производителя.
Запрос на аутентичность и региональную идентичность
В глобальном мире, когда в любом торговом центре любого города присутствует «джентльменский набор» мировых брендов, а интернет выступает как «великий уравнитель», существует четкий запрос на индивидуальность, аутентичность и локальную идентичность. К этому стремятся как отдельные люди, так и целые агломерации, регионы и города. Отсюда — привязанность к своему местному, желание придать ему уникальность.
Своим больше доверия
Свое здесь стоит рассматривать в значении «свойское». По мнению Евгения Кузьмина, владельца сети кондитерских «Варина мама», тот факт, что его торты «котируются» у воронежцев, отчасти связан с «местной пропиской» производителя.
— Наверняка многие ассоциируют продукцию непосредственно с личностью
производителя,
Акцент на свежесть
По свежести у местных продуктов — практически безусловный приоритет: «здесь и сейчас» можно купить хлеб, выпеченный ночью, и собранную еще утром клубнику.
— Что касается тортов, то это продукт «ультрафреш», поэтому хотя у нас и продают раскрученные бренды из других регионов, но это все-таки исключение. Большинство тортов — местного производства, и воронежцы их любят, — пояснил Евгений Кузьмин.
Сегодня рацион из свежих натуральных продуктов в сознании людей — это непременная составляющая здорового образа жизни, у которого среди воронежцев много приверженцев.
— Дает о себе знать мода на правильное и здоровое питание. Я провожу опрос среди студентов, и они говорят, что стараются выбирать натуральные молоко, сметану, несмотря на короткий срок хранения. А свежие натуральные продукты — это произведенные где-то недалеко, — пояснила доцент кафедры биохимии и биотехнологии Воронежского технологического госуниверситета Ольга Ожерельева.
«Акцент на свежесть» есть во всем мире, но в российских регионах, как мне кажется, несколько иная особенность. У нас речь идет не столько о коротком технологическом плече — выловили рыбу в океане и тут же приготовили, — сколько о локальном информационном поле: знание об этом конкретном предприятии, о продукте, который на нем производят, — от родных, друзей, соседей, знакомых, из СМИ, соцсетей и т. п.Дмитрий Тарасевич
председатель комитета по предпринимательству в сфере общественного питания и торговли ТПП Воронежской области
Эксперты отмечают еще одну немаловажную особенность: при равной цене на один и тот же продукт многие воронежы выберут местный, поскольку понимают, что в произведенном за сотни километров — неизбежно больше транспортных расходов. Соответственно, он может уступать в качестве.
Возможность быстрой обратной связи
Несмотря на современные средства связи и технологические возможности для коммуникаций, существует устойчивое мнение, что в случае возникновения претензий — например, к качеству продукта — до местного производителя достучаться получится все-таки быстрее, нежели до расположенного в другом регионе. На крайний случай можно дойти пешком.
Предпочитаю покупать местную продукцию, потому что сама была на некоторых производствах и видела, как соблюдаются санитарные нормы, что продукция делается из натурального качественного сырья. Но если вдруг меня что-то не устроит по качеству продукта, я могу оперативно дать обратную связь владельцу бизнеса.Татьяна Шкред
исполнительный директор ВО Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Свою роль сыграли санкции
— Усиление гастропатриотизма связано и с санкциями, которые дали толчок развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, пищевого производства. И у покупателей появилась качественная альтернатива импорту, — уверена Ольга Ожерельева.
Тренд на локальное
Все эксперты высказались однозначно: гастропатриотизм — это хорошо, и такой потребительский настрой у воронежцев надо поддерживать. Когда люди рублем голосуют за местный качественный продукт, это идет на пользу региональной экономике. А если продукт получает в регионе по-настоящему «всенародную поддержку», то у него есть все шансы стать федеральным брендом.
— Поддержав местного производителя, вы даете ему возможность заплатить работникам
зарплату, налоги, которые пойдут на развитие региона, расширить производство и
создать новые рабочие места. Как минимум — это полезно для экономики. Акцент на
местное уже есть. В торговых сетях на продуктах ставят отметки, что это местный
производитель. В предпринимательском сообществе существует негласное правило —
покупай свое,
Торговые сети заметили и даже зафиксировали эти изменения в потребительских настроениях россиян.
— Изначально торговые сети были ориентированы на федеральных игроков, но ситуация изменилась. Сети заметили тенденцию усиления спроса на местную продукцию, и скорректировали свою политику. Как следствие, сегодня на прилавках федерального ритейла мы видим больше воронежских товаров, — отметил Дмитрий Тарасевич.
Заинтересованность в расширении сотрудничества с местными производителями подтверждают и в торговых сетях.
По словам исполнительного директора X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Игоря Шехтермана, доля местных производителей в товарообороте компании в некоторых регионах доходит до 30%. В целом доля отечественной продукции — около 90%. В 2020 году с компанией начали сотрудничать 23 воронежских поставщика.
Гастропатриотизм обязательно нужно поддерживать, в том числе повышая информационную открытость и прозрачность местных предприятий, считает Дмитрий Тарасевич.
— Производителям и торговле нужно больше рассказывать, где это растет, как это перерабатывается, в том числе с помощью СМИ, соцсетей, производственных экскурсий и т. д. Надо, чтобы постоянно был соответствующий информационный фон. Людям это важно: увидеть собственными глазами, услышать о достижениях от тех, кому они доверяют: тут наши яблочки заняли первое место, или в регионе делают натуральное амарантовое масло — очень полезный для здоровья продукт. Надо больше рассказывать об успехах воронежского производства, — уверен эксперт.