Суд заново рассмотрит дело по обвинению полицейского в гибели жителя Воронежской области
Апелляция отменила оправдательный приговор участковому.
Оксана Грибкова , 30 апреля 2016, 15:46
Воронежский облсуд отменил оправдательный приговор бывшему участковому села Садовое Василию Санникову. О решении облсуда вернуть дело на новое рассмотрения журналисту РИА «Воронеж» сообщил Алексей Мамонов, сын погибшего.
Полицейский обвинялся в причинении смертельных побоев человеку и превышении полномочий. Санникова заподозрили из-за смерти 57-летнего сельчанина Юрия Мамонова. Мужчина умер от внутричерепной травмы после встречи с участковым, которого вызвали на семейный скандал. Однако суд после длительного процесса обнаружил неустранимые сомнения в обвинениях и оправдал полицейского. Оправдание Санникова обжаловала прокуратура и родные потерпевшего.
– Суд отменил приговор Санникову из-за процессуальных нарушений. Речь в суде велась о том, что многие из доказательств, показаний свидетелей не нашли отражение в приговоре суда. Защита Санникова возражала против отмены приговора, называя его законным и обоснованным. Но суд все-таки встал на нашу сторону. Будем надеяться, что новый состав суда вынесет справедливый приговор, – рассказал Алексей Мамонов.
Аннинский райсуд к вынесению приговора принял версию защиты. Адвокат полицейского Сергей Хорошев в суде строил защиту на том, что в деле осталось много невыясненных обстоятельств.
– Изначально на следствии была отработана только одна версия – о причастности участкового к смерти человека. Версии о том, что Мамонов мог удариться о камень при нырянии, в состоянии опьянения упасть с велосипеда, с лавочки, не рассматривались. Не ставились конкретные вопросы к экспертам о механизме получения погибшим травмы и ее характере. Поэтому потребовалась дополнительная комиссионная экспертиза в суде. Эксперты ответили, что травму Мамонов мог получить как при ударе твердым тупым предметом по голове, так и головой о твердый тупой предмет, то есть при падении. В суде специалист уточнил, что от удара рукой такие повреждения получить нельзя. Предмет был «преобладающей площади» – то есть больше, чем голова. Кроме того, осталось невыясненным, откуда у Мамонова появились ссадины на лбу и затылке. Такие повреждения нельзя причинить руками. Все выводы о механизме получения травм у Мамонова носят предположительный характер, – объяснял Сергей Хорошев.
Суд согласился с адвокатом и не исключил, что после отъезда Санникова Мамонов мог куда-то ходить или ездить – к примеру, за спиртным на велосипеде – и при этом упасть и удариться головой. Поэтому смертельная травма могла быть получена при обстоятельствах, не установленных следствием.
Судья усомнился в словах Галины Мамоновой, супруги погибшего, сочтя ее показания «недостаточными для признания Санникова виновным», указав на прямую заинтересованность женщины в исходе дела.
Галина Мамонова на следствии совершенно точно и уверенно указывала, куда и как участковый бил ее мужа. На основании показаний женщины следователи назначили экспертизу, которая показала, что травмы головы Мамонова могли появиться при обстоятельствах, которые указала Галина. Экспертиза подтвердила, что Мамонов получил по голове не менее семи ударов, из-за чего у него произошли кровоизлияния в мозг. На основании этой экспертизы и обвинили Санникова.– Суд поверил не моей матери, а каким-то свидетелям защиты, которые кивали друг на друга и распространяли слухи. Адвокат и Санников представили версию о том, что отец поехал за самогоном после отъезда участкового. Привели соседа, которому другая соседка как бы сказала, что Мамонов ночью ездил за самогоном. Но сама она этого не подтвердила. А человека, к которому якобы ночью ездил отец, вообще не допрашивали, – возмутился Алексей Мамонов. – В приговоре все перевернули с ног на голову. Эксперт говорил в суде: так как отец не потерял сознание, удар был недостаточным для его потери. А судья со ссылкой на эти показания написал так – если Мамонов не терял сознания, «удар был нанесен недостаточной силы для образования повреждения, приведшего Мамонова к летальному исходу».
Контекст
События, которые легли в основу уголовного дела, произошли в селе Садовом 9 августа 2014 года. Там отмечали день села. Галина Мамонова пришла домой с 5-летним внуком около 23 часов. Вскоре с праздника вернулся пьяный муж Юрий. Он закатил скандал – ругался и оскорблял жену, возмущался из-за дочери, которая пришла с праздника нетрезвой и легла спать. Галина примерно час пыталась успокоить супруга, но безрезультатно. Чтобы угомонить мужа, Галина попросила племянницу вызвать полицию. Участкового она вызвала впервые, чтобы закончить скандал, разгоревшийся на глазах внука.
По словам Галины Мамоновой (ее показания стали основой для обвинения), Санников с порога, не сказав ни слова, дважды изо всех сил ударил Юрия по голове. Полицейский затолкал хозяина в комнату, насильно усадил в кресло и, удерживая за плечи, еще несколько раз ударил по голове. Юрий был в футболке и трусах. Чтобы идти с участковым, он хотел одеться, встал и подошел к шкафу, но получил от полицейского еще два удара по темени и так сильно ударился о шкаф, что у того сломалась дверца. Санников не дал человеку одеться и вытолкал его на улицу.
Галина с внуком увидела в окно, как от их дома отъезжает машина Санникова. Она была уверена, что участковый забрал супруга в отдел полиции, поэтому легла спать. Утром Галина в окно увидела мужа, лежавшего у сараев. Несмотря на операцию и усилия врачей, Мамонов остался в коме и скончался 26 августа.