Сценарист фильма «Горько!» в Воронеже: «Смотрите на Матрицу глазами агента Смита»

Николай Куликов прочел лекцию для начинающих сценаристов.

Олеся Шпилева, 24 апреля 2016, 15:05

Роман Демьяненко

Соавтор сценария фильмов «Горько!», «Легенда №17» и «Экипаж» Николай Куликов прочел в Воронеже открытую лекцию «Сценарий – искусство задавать вопросы» в субботу, 23 апреля. Встреча со сценаристом прошла в рамках образовательной программы X международного молодежного фестиваля кино и анимации «Новый горизонт». Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на лекции и выбрали девять советов Николая Куликова начинающим сценаристам.

Есть такая сценарная мантра «Пиши о том, что хорошо знаешь». Современные молодые сценаристы слишком хорошо ее присвоили. Поэтому в огромной части сценариев, которые я читаю, главным героем является сценарист или писатель. Но сами посудите, если на кинотеатре вы увидите три афиши: «Зверополис», «Дэдпул» и, условно, фильм про сценариста «Писака». Что вы выберете? То-то же.

Мы в России сейчас не можем снимать кино на таком же техническом уровне, как в Голливуде. У нас никогда не будет «Зверополиса» и «Дэдпула». Поэтому этому техническому совершенству мы должны противопоставлять смысловое наполнение, крутые идеи. Готовясь писать сценарий или снимать кино, нужно самому себе задать вопрос: «А смысл?». Большая часть современных российских сценариев – сценарии без интересных, свежих, захватывающих смыслов.

 
 

Я вхожу в сценарную комиссию Фонда кино. Многие считают, что в Фонде кино – сплошная мафия, клан Михалкова бьется с кланом еще кого-нибудь. Но поверьте, нет более радушного читателя сценариев, чем сценарная комиссия Фонда кино. Мы читаем все, все, все сценарии, которые нам присылают. Но в большей части этих сценариев нет того, что я бы назвал смыслом или актуальной темой. Поэтому кино, снятое по таким сценариям, не может увлечь миллионы зрителей.

Создавая героя, нужно думать не кто он, а какой он. Потому что по ходу фильма он должен измениться и стать каким-то другим. Я читаю множество российских сценариев, не отвечающих на этот вопрос. В них есть только «кто», и весь сюжет посвящен размышлениям «мне 40 лет, развестись или удавиться?». А герой должен чего-то одержимо хотеть, куда-то рваться и пройти некий внутренний путь, зрителю всегда интересно наблюдать за изменением личности. Поэтому сценарий должен отвечать на вопросы, какой герой, чего он хочет, кто или что ему мешает, что будет, если он этого не получит.

 
 

Тема фильма складывается из сочетания ценности и причины. Это система Роберта Макки. Например, фильм о том, что справедливость торжествует (ценность), потому что полицейские способны на более жертвенные поступки, чем преступники (причина). Чуть другой подход у сценариста Джона Ворхауса, который формулирует тему как побудительное предложение. То есть после просмотра любого фильма вы можете призвать человека что-то изменять в своей жизни. Грубо говоря, вынести мораль. Например, стань лучше. Или прими своих близких такими, какие они есть – так можно сформулировать тему «Горько!». Тема «Зверополиса» или «Кунг-фу Панды» – стань тем, кем хочешь, вне зависимости от твоего происхождения.

Фильм – это спор о ценностях. Это не просто конфликт двух людей, а конфликт двух ценностей, которые мы можем принять одинаково. Например, мы можем принять желание зайчишки стать полицейским в «Зверополисе». Но мы можем и понять ее родителей, которые считают, что дома безопаснее. Важно найти ту картину мира, в которой злодея или героя-антагониста можно оправдать. Увидеть «Матрицу» с точки зрения агентов Смитов, которые вообще-то тоже по-своему пытаются сделать мир лучше. Джокер, кстати, тоже апеллирует к справедливости. То есть даже если вы отстаиваете в фильме какую-то свою невероятную идею, важно показать и точку зрения оппонента.

 
 

Много сценариев в какой-то степени работают со смыслом, но он часто банальный. К примеру, до сих пор пишут сценарии о том, что не стоит быть скинхедом и бить кавказцев. Или что надо относиться к темнокожим так же, как к белым. Это неплохая идея – что мы все похожи, и лучше дружить, чем враждовать, – но ведь она страшно несвежая. Если все-таки вам жизненно важно высказаться на эту тему, надо искать ее интересный поворот. А вообще нужно искать идеи в других местах.

Многим кажется, что наша жизнь скучна и неинтересна и что о ней нечего писать. Но есть один трюк. Представь, что ты, 20-30-летний, отправился в прошлое и встретил себя 14-летнего. Что бы ты сказал самому себе в виде побудительного предложения? Какой урок ты вынес к своим 30 годам? Вряд ли, если это произойдет, ты ему скажешь «не бей кавказцев». Наверное, все-таки это будет что-то другое. Скорее, это будет связано с семьей, с призванием, с самоопределением. Например, не пытайся понравиться тем, кто от тебя отличается. Как только вы погружаетесь в разговор с самим собой о своих ценностях, вытаскивается самое интересное. С этим и нужно работать.

Фонд кино часто ругают за то, что он спонсирует патриотические фильмы и не дает дороги молодым авторам. Но не стоит думать, что за Фондом кино стоит государственная машина, которая указывает, что финансировать, а что нет. Мы с радостью будем поддерживать проекты молодых сценаристов и режиссеров. Но пока сценарии патриотических фильмов оказываются удивительным образом лучше написанными.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.