Строила «катюши» и победила онкологию. Столетие отметила жительница Воронежа Анна Анисимова
С юбилеем женщину поздравили президент и губернатор
Сергей Свиридов, 6 сентября, 11:56
Столетний юбилей отметила жительница Воронежа Анна Петровна Анисимова во вторник, 5 сентября. Вместе с представителями управы и отделов социальной защиты и ЗАГС Советского района навестить именинницу отправились корреспонденты РИА «Воронеж».
Война, работа и болезнь
Анна Петровна встретила гостей в прекрасном расположении духа. К счастью, она сохраняет хорошую физическую форму, сама ходит по дому и понимает, до какого солидного юбилея добралась. Единственное, слух подводит женщину, поэтому разобрать, какие же именно приятные слова зачитывают ей по поручению президента Владимира Путина, губернатора Александра Гусева и главы управы Олега Копытина, ей было непросто.
– Воронеж – мой кровный, родной, никогда не заменимый, – с торжеством в голосе заявила именинница, услышав имена городских муниципальных служащих. – Спасибо вам, дорогие мои. Вы все мои дети.
Анна Петровна призналась – не ждала, что кто-то придет на ее столетие. И столько гостей в этот день стало для нее приятным сюрпризом.
Сто лет назад, в далеком 1924 году, Анна родилась в многодетной семье Петра и Варвары Анисимовых. Несмотря на два замужества, женщина сохранила девичью, родовую фамилию. Отец был мастером сапожных дел, мать торговала с лотка всякой всячиной. Анна была четвертым ребенком из пяти, имела трех сестер и брата. Брат еще с войны не вернулся, да и сестер уже давно не стало. Так много лет никому из них на свете отведено не было. Жили в центре города, на так называемой Гусиновке, на бугру где-то недалеко от Каменного моста. Гусиновка – старинный район Воронежа, располагавшийся в районе нынешней Петровской набережной и спускающихся к ней небольших улиц Центрального района.
Родители умерли довольно рано. Отец – вскоре после войны. А мама не пережила военные годы – заболела, и Анна была вынуждена ухаживать за ней, оставаясь в городе вместо того, чтобы эвакуироваться с заводом имени Коминтерна, на котором начала работать после школы. Да, наша героиня – одна из тех, кто собирал легендарные «катюши». Увы, из-за плохого слуха расспросить саму Анну Петровну о том времени не получилось. Известно только то, что работала она на токарном станке. А вот как пережила оккупацию, мы, к сожалению, не знаем. Родные помнят только главные вехи ее биографии. Сама юбилярша с детьми на эту тему заговаривала редко.
После войны, как и многие воронежцы, Анна Петровна не вернулась к своему прежнему занятию, а занялась восстановлением разрушенного города. Поднимала из руин кордную фабрику (производство промышленного текстиля. – Прим. РИА «Воронеж») на улице Текстильщиков и дома на Кольцовской. Клала кирпич и плитку, заливала крыши. На тачках возила тяжести по балкам.
Тяжелая, непосильная для большинства современных женщин работа подорвала здоровье Анны Петровны. В сравнительно молодом возрасте, чуть за сорок, она тяжело заболела. Онкология. Попала на лечение в профильный диспансер на Сакко и Ванцетти (к слову там, в диспансере много лет трудилась другая героиня нашего спецпроекта «Жизнь – это про100», Мария Беднарская, которой исполнилось сто лет в апреле этого года). К этому времени Анна Петровна уже была второй раз замужем, растила вместе с супругом троих сыновей. Старший, Виктор, от первого мужа, с которым совместная жизнь не сложилась. Быстро разошлись, тот уехал из Воронежа. Славе, сыну от второго мужа, Александра, было около десяти. А младший, Толик, – совсем маленький, три или четыре года. И сегодня против онкологии медицина подчас бессильна. Что уж говорить про советское время. Но случилось чудо. Женщину облучили, болезнь отступила и больше не возвращалась.
Дела семейные
С Александром Пиваровичем Анна познакомилась на работе. К тому времени она уже трудилась на обувной фабрике «Прогресс», где работал и мужчина. Он был на четыре года младше, поэтому на фронт не попал в силу возраста. Однако от войны пострадал. Еще ребенком наступил на мину и потерял часть ноги. Удивительно, но люди, не знавшие его близко, об этом даже не догадывались – был бойкий, подвижный, любил танцевать. Как в такого не влюбиться?
Прожили Анна Петровна с Александром Иосифовичем больше 40 лет. Подняли на ноги сыновей, радовались внукам. При этом официально женаты не были. Как-то так сложилось. Лишь перед самой своей смертью мужчина вдруг предложил своей спутнице расписаться официально. Узаконили отношения, которые длились много лет. Но фамилию каждый оставил свою.
Кстати, история семьи Пиваровичей весьма необычна. Отец Александра, Иосиф Казимирович, был польским евреем и попал в плен во время Советско-польской войны 1920 года. Да так и остался в нашей стране, то ли не захотев, то ли не сумев вернуться на родину.
Не стало Александра Иосифовича в 1996 году довольно внезапно. Он продолжал работать после выхода на пенсию и первый инфаркт, видимо, перенес на ногах. Пролечился, выписался, но вскоре новый сердечный приступ унес его жизнь.
Но до того был проделан большой совместный путь. Вместе трудились, десятилетиями обувая земляков, можно сказать, Анна Петровна в каком-то смысле пошла по стопам отца. Вместе получили от фабрики квартиру на Домостроителей, где именинница проживает и сейчас. В «двушке» квартировало в какие-то моменты до десяти человек. Анна Петровна забрала к себе в город младшую сестру с детьми, после того как у той утонул муж, рассказала племянница юбилярши Марина. Уже в наше время, в начале нового века, Анна Петровна попала на страницы газет, когда смогла остановить стройку. Вместо детской площадки рядом с их домом собирались построить еще один. Решительная бабушка буквально встала под ковшом экскаватора и не позволила начать работы.
Сегодня юбилярша формально живет одна. Но в соседнем подъезде проживает младший сын, Анатолий. А старший, Вячеслав, – неподалеку, на улице Кривошеина.
– Мы с братом поочередно приходим к маме и проводим по три-четыре дня, с утра до вечера. К счастью, пока она сама себя обслуживает и чувствует достаточно бодро, давление порой лучше, чем у нас, – рассказал Вячеслав Александрович.
У Анны Петровны четверо внуков и внучек – Аня и Саша от Вячеслава, названные, видимо, в честь родителей, Миша и Маша – от Анатолия. Следующее поколение – правнук Егор, правнучки Даша и Алена.