«Страшно, аж жуть!» Как воронежцы рискуют, катаясь на тюбингах в Центральном парке

В мэрии заверили, что массовых запросов на организацию горок на «Динамо» нет.

Светлана Тарасова, 14 января 2019, 17:56

Андрей Архипов

Одиннадцать человек, в том числе семеро детей, получили травмы при катании с горки в Воронежском центральном парке (бывшем «Динамо») на новогодних каникулах – 2019. Несмотря на публикацию этих данных облздрава, горожане продолжают испытывать крутые склоны так называемой Пионерской горки.

В воскресенье, 13 января, журналисты РИА «Воронеж» понаблюдали за сезонным экстримом в парке и расспросили катающихся, а также чиновницу и экспертов, что делать, чтобы развлечение не оборачивалось госпитализацией.

«Если упадешь, расслабься!»

Весь Центральный парк – сплошные горки: пологие, крутые, короткие, длинные, виляющие между деревьями, улетающие в овраг. У подножия самой опасной из них – Пионерской – размещен баннер: «Кататься запрещено!». 

Народ обходит его, карабкается вверх, волоча разноцветные тюбинги, которые еще называют «ватрушками» из-за внешнего сходства. А потом в вихре снежной пыли скатывается вниз, иногда ударяясь о тот самый баннер.

Виталий Гулин выбрал самый крутой спуск: на третьем трамплине вылетел со своего надувного «бублика», пересчитал позвоночником все ледяные зазубрины, пролетел еще метров десять и распластался у подножья горы рядом с корреспондентами РИА «Воронеж».

– Страшно, аж жуть, даже не ожидал! – хохочет он, пытаясь встать.

Мужчина решил опробовать маршрут перед тем, как отправить по нему своего 12-летнего сына Артема.

– Мальчишка – не кисейная барышня, должен уметь рисковать и получать от этого удовольствие. Я все детство тут катался – и ничего. Думаю, здесь бьются реже, чем машины на дорогах, – заявил Виталий и вручил трос с «ватрушкой» румяному мальчику.

Виталий инструктирует сына, где становиться, а сам занимает позицию внизу, для страховки.

– Если упадешь, расслабься! – кричит он сыну.

– В городе стало больше мест для отдыха с детьми, но что касается коньков или катания с горок на ледянках и тюбингах – то это либо платные горки (к примеру, у «Арены» или в «Алых парусах»), либо небезопасные, случайные сооружения. В Коминтерновском районе дети выезжают на ледянках прямо на дорогу, где-то горку делают сами жители домов. Конечно, родители несут ответственность за здоровье детей, и то, что они разрешают кататься там, где нет для этого условий, не снимает с них вины. Но в то же время нет и инфраструктуры, доступной для всех. Не все готовы ехать на «Донгор» или другие оборудованные площадки, потому что это довольно далеко. Та же ситуация и с катками. Я сама искала, где сделали хоккейную коробку недалеко от дома, и, увы, не нашла. В итоге у родителей есть только два варианта: ехать далеко с детьми и платить за горки и катки, либо соглашаться на стихийно созданные горки поблизости.
Наталья Гусева

создатель паблика «Мамы Воронежа»

«Больше сюда ни ногой»

Молодой мужчина, представившийся Алексеем, пришел на горку с двумя дочками – пяти и десяти лет. Старшая Даша побежала наверх.

– Мы здесь вообще-то не катаемся. Мимо шли, а дочка захотела скатиться, – объясняет отец.

Дашина «ватрушка» спикировала вниз, налетела на трамплин, резко изменила траекторию и угодила еще в один трамплин. Шапка – в одну сторону, рукавицы – в другую, девочка – в третью.

– Мне очень понравилось! – восторженно кричит девочка, поднявшись. Она призналась, что обожает скорость, занимается дзюдо и не боится высоты.

Отец сердито берет ее за руку и уводит на более безопасный склон. Мы указываем ему на плакат, запрещающий спуск. Мужчина пожимает плечами и говорит, что его не заметил, а потом добавляет:

– Если человек хочет пощекотать себе нервы, то любые усилия администрации, расставляющей здесь запрещающие плакаты, – псу под хвост. Ему хоть забор городи, хоть колючую проволоку по периметру. Если приспичит, он залезет на небоскреб и сделает там селфи. Я, к примеру, оценил, что здесь опасно, и больше сюда ни ногой.

– В 12 лет я катался на Пионерской горке и влетел в дерево. Спасла толстая шапка – затормозил головой... Я уже давно взрослый, у меня две дочери, и мы частенько гуляем на «Динамо». С горок тоже катаемся, но я своих ни за что не поведу на «Пионерку». Потому что испытал на собственной шкуре, насколько это опасно. Такого рода развлечения детей – зона ответственности взрослых. Три года назад я стал свидетелем несчастного случая – девочка лет 12 с мамой каталась с горки на «Динамо» и тоже врезалась в дерево. Помню, как тащили ее к машине, – у ребенка была серьезная травма. Такое происходит там регулярно. Мы, имеющие отношение к службе спасения, бессчетное количество раз твердим, к примеру, как опасно выходить на тонкий лед. Но рыбаки все равно выходят. И тонут. Это их выбор. В Исландии есть гейзеры, внутри вода – под 100 градусов. Они даже не огорожены. Рядом лишь стенд, где написано, что приближаться опасно. Никто и не приближается. А у нас в такой гейзер наверняка бы кто-нибудь нырнул. Видимо, все дело в менталитете.
Сергей Хренов

руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Воронежской области

«От ужаса шапка поднялась»

Алексей Гаршин приехал в Центральный парк с левого берега покататься на горках с двумя детьми: четырехлетним Артемом и 16-летней Лерой. 

Он выбрал горку по соседству с Пионерской. Она более пологая и не такая опасная.

– В прошлые выходные, в конце новогодних каникул, я стал свидетелем жуткого происшествия. Парень с сыном скатывался на «ватрушке» с «Пионерки». В конце спуска папаша пригнулся, а ребенок, пацан лет десяти, въехал на огромной скорости в ветку. У меня от ужаса аж шапка поднялась… Мне кажется, что после такого удара должна была голова отскочить. Я убежал, не смог на это смотреть, – признался Алексей корреспонденту РИА «Воронеж».

«Готов что-то сделать для благоустройства горок»

Алексей Дедов с пятилетней дочерью Настей живут рядом с парком, катаются обычно на «плавных» горках – тех, что в начале парка. А сюда приходят редко, когда мало людей. 

Мужчина уверен, что не только взрослые в ответе за то, что на этих горках калечатся их дети.

– Городским властям стоит обратить внимание на то, что тут постоянно бьются, сделать что-то, чтобы обезопасить здешние косогоры. К примеру, следить за покрытием, срезать какие-то налеты, трамплины. Я сам готов сюда прийти и что-то сделать для благоустройства горок. Пусть только кто-то возьмется за организацию, а я в любой выходной приду и помогу, – обещает Алексей.

– Катание с любой горки сопряжено с опасностью. Решение о том, участвовать в такой зимней забаве или нет, каждый человек принимает на свой страх и риск. Сделать горку абсолютно безопасной можно только одним способом – вовсе ликвидировать ее. В случае с ландшафтом огромного природного парка это попросту невозможно – фактически он весь состоит из перепадов высот. В Центральном парке установлены специальные таблички, информирующие отдыхающих об опасности катания с горок. К сожалению, чаще всего горожане игнорируют эти предупреждения, но при этом они должны помнить, что ответственность в таком случае лежит на них. Воронежский центральный парк – охраняемая территория областного значения. Вырубка, как и обрезка деревьев, возможна только после согласования с областным департаментом экологии. Массовых запросов от жителей на организацию горок в парке нет. Возможно, такой объект будет предусмотрен при проектировании реконструкции второй очереди парка.
Наталья Ветер

руководитель управления экологии администрации Воронежа

«Виноваты родители»

Владимир Решетов тоже живет поблизости и часто приводит на горку свою восьмилетнюю дочь Олесю. 

Мужчина уверен, что в синяках и переломах детей на здешних горках виноваты взрослые, оставляющие их без присмотра.

– В прошлые выходные видел, как девочку очень жестко подбили «ватрушкой», она сделала сальто и сильно ударилась головой. Родители виноваты: бросили ее одну на горке, а потом ищут крайних, – возмущается он.

Олеся рассказала, что боится кататься только на Пионерской горке, а на остальных в парке – нет.

– Я на своей «ватрушке» очень мягко лечу, не бьюсь ни обо что. Мне мягко и весело! – призналась девочка.

Кто виноват?

Среди тех, кого встретили журналисты на горке, нашлись те, кто предъявляет претензии администрации парка.

– Почему бы вот рядом с этой горкой не сделать снежный вал, чтобы дальше не летели? Или не спилить вон те два сухих дерева, что стоят посреди горы? А с той стороны, где отвесный склон, сделать так, чтобы там вообще не катались, – сетку натянули бы или насыпали что-нибудь. Вот только что девочка оттуда скатывалась, язык себе откусила, – заявил мужчина, не захотевший представляться.

– В том, что травмируются дети, виноваты как родители, так и администрация парка, – считает Наталья Эктова, которая пришла сюда с мужем и 13-летним сыном Ильей. – Я много раз видела, как здесь катаются совсем маленькие дети одни, без взрослых. Они бьются, летают с самых опасных горок, сталкиваются! Я считаю, что родители своим попустительством совершают преступление!

У ее супруга Александра больше претензий к администрации:

– Раз народ так полюбил это место, можно ведь что-нибудь сделать, чтобы его благоустроить? В первую очередь, запретить сюда заезжать машинам, поставить заграждения. Я видел, как дети влетели на своих «ватрушках» под колеса авто. Мужик, который сидел за рулем, кричал, что он везет инвалида. Ну а те, кто чуть не влетел ему под машину, тоже чуть не стали инвалидами, – замечает Александр.

– Думаю, что можно поставить ограждения из каких-то мягких материалов. Чтобы люди, скатываясь с горки, попадали в нужную колею и не вылетали на деревья. Я бы запретила детям до 16 лет кататься без взрослых. Не пускала бы сюда пьяных. И, соответственно, нужно, чтобы за этим кто-то следил, дежурный какой-нибудь. Здесь можно все облагородить, ввести символическую плату, и все будут довольны. За комфорт и безопасность мы готовы заплатить, без фанатизма, конечно, – добавила Наталья.

– У нас в городе стало много хороших, благоустроенных катков, спасибо за это городским властям, – подхватывает женщина в лыжном костюме. – В интернете можно найти десятки таких катков, выбрать удобное время и покататься с комфортом. Хорошо бы, чтобы то же произошло и с горками. А пока эта ниша пущена на самотек. Нормальных горок – единицы. Мы катаемся здесь на свой страх и риск.

– Если бы мне пришлось участвовать в суде по поводу несчастного случая после катания с горок, то я бы встала на сторону владельца парка. Около горок есть предупреждения о том, что катание запрещено. Единственный нюанс, который может быть истолкован в пользу пострадавших: сколько там таких табличек и насколько информация является общедоступной. Доказать, что МУП является причинителем вреда, на мой взгляд, маловероятно. Это необорудованная трасса, и денег за ее эксплуатацию никто не берет, значит, услуги никто не оказывает и безопасность там никто не гарантирует.
Галина Белик

адвокат

Контекст

Несчастные случаи на горках происходят не только в Воронеже. По информации издания «Мой город – Пермь», 3 января 2019 года 38-летняя местная жительница в результате катания на тюбинге получила перелом свода и основания черепа, впала в кому и находилась на искусственной вентиляции легких. Женщина скончалась в реанимации. Ее восьмилетний сын, который попал в больницу с черепно-мозговой травмой, поправляется.

В Воронеже оборудованные платные трассы для тюбингов и прокат надувных санок работают в парке «Алые паруса» и у ТРК «Арена». За городом платно покататься на тюбингах можно в горнолыжных комплексах «Донгор» в Семилукском районе и «Эволюция Костенки» в Хохольском районе.

По данным официального сайта мэра Москвы, этой зимой в столице можно бесплатно кататься на санках, тюбингах и ледянках в 16 парках. Всего же работают 38 горок. Даже на бесплатных горках в городских парках за безопасностью следят инструкторы. Некоторые горки оборудованы мягкими барьерами и защитными сетками. Угол наклона трассы на организованных горках не превышает 20 градусов, и за покрытием следят – надувная шина предназначена только для пологого и ровного склона.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.