Стадия шока. Под Воронежем роженица умерла в больнице от аллергии на лекарство
Беременной женщине ввели препарат, который вызвал смерть.
Оксана Грибкова , 2 марта 2016, 17:52
Роженица умерла от анафилактического шока в Семилукской районной больнице 25 февраля. Соседи и родные 41-летней Юлии Землянухиной из поселка Латная рассказали журналисту РИА «Воронеж», как погибла женщина. Их потрясла нелепая смерть Юлии, которая потеряла ребенка и ждала от врачей помощи, но умерла вскоре после начала медицинских манипуляций. Люди опасаются, что за гибель женщины никто так и не ответит. Им теперь страшно за себя и своих близких, которые вынуждены лечиться в той же больнице.
Стадия первая. Отрицание смерти
В 2016 году Виталий и Юлия Землянухины готовились к рождению долгожданной дочки. Девочка должна была появиться на свет в марте-апреле. Беременность не была для Юлии первой – у пары уже есть взрослый сын. По словам родных, никаких проблем со здоровьем при вынашивании ребенка у Юлии не возникало. Все шло хорошо, пока на выходных перед 23 февраля женщина не заметила, что ребенок перестал шевелиться.
В первый рабочий день, 24 февраля, Землянухина поспешила к гинекологу. Женщина была на 32 неделе беременности. Врач, наблюдавшая Юлию весь срок, сердцебиения малышки не услышала и направила пациентку на УЗИ. Из-за отсутствия талончика на исследование, которое должно было стать срочным, ожидание для Юлии затянулось на несколько часов. На УЗИ женщине подтвердили смерть ребенка. Врачи сказали, что нужно ложиться в больницу для прерывания беременности. Юлия вернулась домой в слезах.
– Юля разбудила меня в 5 утра, у нее отошли воды. В 6 часов я отвез жену в больницу. Ее положили в отдельный бокс, – рассказал Виталий Землянухин. – В 08:30 мы созванивались. Юля говорила, что все нормально, и пока еще ничего делать не начинали. Через полчаса жена перестала брать трубку. Я поехал в больницу. Вскоре после моего приезда, примерно в 09:15, началась суета, врачи забегали и повезли Юлю в операционную.
Семилукская РБ
Фото — Роман ДемьяненкоВиталий и его мама, Валентина Ивановна, ждали около трех часов, пока к ним не вышли врачи. Медики позвали Землянухиных в кабинет, где сказали, что «не смогли спасти».
– Кого спасти не смогли? Про дитя мы знаем, что не выжила. Как - Юля? – переспросила свекровь, которая сначала не поняла, о ком речь.
– Юля умерла, – ответили врачи.
Эксперт из областного патологоанатомического бюро в заключении указал причину смерти Юлии Землянухиной: «Анафилактический шок на внутривенное введение цефтриаксона».
Анафилактический шок — острая общая аллергическая реакция у человека, возникающая при повторном контакте с аллергеном. Цефтриаксон – универсальный антибиотик, который используют для лечения разных видов инфекций. В сведениях о побочных эффектах препарата есть предупреждение о возможных случаях аллергической реакции, редко – отеке Квинке. Отек Квинке – опасная для жизни аллергическая реакция, проявляющаяся внезапным появлением обширного отека кожи, подкожной клетчатки, фасций, мышц.
По словам Виталия Землянухина, в самом начале беременности Юлия переживала из-за аллергии. За два-три года до беременности у нее несколько раз случались приступы отека Квинке. Когда она сделала тесты и пришла на прием к воронежскому врачу, сильные отеки лица ее уже не беспокоили. Тесты показали, что у женщины аллергия на злаковые культуры, которые она просто перестала есть.
Фото — Роман Демьяненко
Предполагая, что из-за возраста ей могут делать кесарево сечение, используя препараты, Юлия еще в начале беременности съездила на консультацию к врачу, утверждают родные. Аллерголог ее успокоил, сказав, что «ничего страшного» в аллергии нет. Землянухины уверены, что в больничной и обменной карте Юлии документы о ее аллергии на момент поступления в больницу точно были.
– Что же они, получается, не обратили внимание на справки про аллергию? А если и не знали про это лекарство, то все равно должны были за Юлией следить. А они, скорее всего, поставили ей капельницу и ушли. Юля лежала одна и не могла позвать на помощь, когда пошла реакция. Распухала, умирала, а сделать ничего не могла. Получается, вот так человека умертвили? – предположила Валентина Землянухина.
Стадия вторая. Гнев с вопросами без ответов
Горе Землянухиных потрясло поселок Латная. Соседи с улицы Строителей как могут поддерживают семью в беде. Женщины плачут вместе с Виталием и с его матерью. Они признались, что после случившегося им страшно лечиться в Семилукской больнице, страшно за своих детей и внуков. Эти женщины-соседки задают вполне справедливые вопросы о причинах нелепой смерти Юлии Землянухиной.
Валентина Землянухина, свекровь Юлии
Фото — Роман Демьяненко– Женщина решилась родить ребенка в 41 год, у нее аллергия. Почему ее не отправить в Воронеж в перинатальный центр? Ведь его для того и открывали, чтобы со сложными беременностями помогать. А тут сразу две причины, чтобы роженицей занимались воронежские врачи, – выразила мнение Любовь Петровна, соседка Землянухиных.
Список вопросов продолжила еще одна соседка, Екатерина Михайловна.
– Почему экспертизу делали и ребеночка не достали похоронить? Ведь исследовали, почему он умер? И зачем тогда после этого зашили в матери? Восемь месяцев девочке уже было. Вообще семимесячных детей спасают и выхаживают. И за Юлей, если бы следили, может быть, и ее, и малышку спасли? – задалась вопросами пенсионерка.
Когда тело Юлии забирали из морга, от горя и растерянности муж и свекровь не спросили, почему девочку им не отдали отдельно. Обычно в подобных ситуациях, когда дети умирают до рождения, их отдают для похорон. Женщины-соседки вспомнили молодость, когда медицина и родовспоможение были на другом, более низком уровне. Замершие беременности и младенческая смертность во время родов случались нередко. Диагностировать смерть плода без УЗИ было куда сложнее, чем сейчас. Однако случаи, чтобы умирали мамы, - и тогда были редкостью. В современных условиях смерть беременной женщины для врачей должна быть настоящим ЧП, поводом для разбирательств.
Муж Юлии Виталий Землянухин
Фото — Роман ДемьяненкоУ жителей Латной и до смерти Землянухиной была масса вопросов о работе медиков Семилукской больницы: о необходимости покупать самим все лекарства, о якобы имеющейся «финансовой заинтересованности» врачей, о трудностях с талончиками для приема и УЗИ, о равнодушном отношении к пациентам. Люди боятся, что за смерть Юли никто не ответит.
– Мы хотим знать, кто виноват в смерти Юли Землянухиной. Почему не спасли человека? Нам важно, чтобы это все не замолчали, – говорят жители поселка.
Стадия третья. Депрессия
Юлия Землянухина работала кондитером в столовой крупной воронежской компании, всегда была на хорошем счету. Ее коллег тоже шокировала смерть женщины. Организация помогала с похоронами.
Соседи Землянухиных признались, что очень радовались за Виталия и Юлию, которые решились завести дочку.
– Ждали малышку всем подъездом. У нас ведь тут маленьких и нет почти. А Землянухины – хорошая семья, люди порядочные. На Юлю и Виталика мы всегда любовались. Они все время были вместе: и на работу, и в магазин, и на огород. Сына вон, какого вырастили. И тут горе такое. Мы все, когда узнали, две ночи не спали, – рассказали соседки.
Фото — Роман Демьяненко
– И коляску, и одежду девочке купили, целый шкаф, – добавил Виталий.
Мужчина, потерявший в один момент жену и ребенка, старается не плакать – лишь стонет от непереносимой душевной боли, заламывает руки, не зная, куда себя деть. Его мать не сдерживает рыданий.
– Юля пришла к нам в семью совсем еще девочкой, Виталик тогда из армии вернулся. Когда выяснилось, что Юля беременна, она мне сказала: «Тетя Валя, люблю я его и жить без него не могу». А я увидела – и правда, любит. И прожили они с Виталиком душа в душу 25 лет. Мы с ней были, как подруги, – расплакалась Валентина Землянухина. –Девочку нашу, Лизу, все очень ждали. Я мечтала, как стану ее нянчить. В голове не укладывается, почему у нашей Юли такая судьба? За что нам судьба такая? И как пережить такое большое горе?
Комментарий департамента здравоохранения Воронежской области
В настоящее время департаментом здравоохранения проводятся мероприятия по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности с привлечением экспертов по вопросам качества лечения.
Более подробная информация не может быть предоставлена в СМИ в связи с ограничениями ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ».
Результаты служебного расследования и заключение врачебной комиссии будут переданы его законному представителю в установленном порядке.