Спецпроект РИА «Воронеж». Вызовы судьбы. Слепой музыкант Александр Ефимов
Парень играет в кавер-группе Fresh Sound Band.
Анастасия Сарма, 23 декабря 2019, 19:00
В проекте «Вызовы судьбы» журналисты РИА «Воронеж» рассказывают о чудесах и трагедиях, верности и предательстве, сложностях и радостях отношений. Герой очередного выпуска – 30-летний слепой музыкант Александр Ефимов, который играет на фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре, пишет музыку и учит воронежцев, потерявших зрение, жить заново.
Прививка
Александр обитает в небольшой комнатке общежития Воронежского института искусств. Из лифта навстречу журналистам он вышел без трости, а услышав приветствие, смело зашагал к ним. Признался, что так уверенно двигаться ему помогает мышечная память – в общежитии он живет уже десять лет и успел изучить каждый уголок.
В комнате порядок и чистота. На полках шкафа аккуратными стопками сложены книги со шрифтом Брайля, но парню больше по душе аудиокниги. По словам музыканта, он любит читать историческое фэнтези – книги Александра Прозорова, Александра Майзина, Александра Бушкова.
– Люблю книги с альтернативными точками зрения – например, о Пугачеве, о Екатерине II, – рассказал парень.
На подоконнике зеленеют болгарские перцы, которые музыкант посадил своими руками.
– Летом перцы стали плодоносить. Я получил первый урожай – пять перцев, – вспомнил Александр Ефимов.
Парень родился в Ростове-на-Дону. Там живет его отец. Мать умерла, когда мальчику было 13 лет.
– Сейчас у папы есть женщина. С ней у меня сложились хорошие отношения. Она намного младше отца, поэтому для меня она как старшая сестра, – рассказал Александр.
Саша появился на свет здоровым, но жизнь малыша резко изменилась. У ребенка развился полиартрит – воспаление коленных суставов. В три года Саша перестал видеть.
– Мне делали прививку. Может, вакцина была поддельной. Возможно, была передозировка прививки либо на тот момент прививку делать было нельзя. Возможно, ее сделали, когда я болел и иммунитет был ослаблен, – предположил Александр Ефимов.
Саша не ходил в садик – раннее детство провел дома и в больничных стенах. Родители делали все, чтобы вернуть сыну зрение.
– В основном со мной постоянно была мама, а папа работал. По больницам в основном я ездил с мамой. Отец – автослесарь. Ему я помогал в гараже. Он научил меня работать руками, делать работу по дому, – рассказал Александр.
Первые операции на глазах мальчику делали в Ростове-на-Дону, потом – в Московском НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, но все они были неудачными. Выяснилось, что левый глаз Саши спасти нельзя. Позже родители мальчика узнали о докторе Эрнсте Мулдашеве из Уфы – советском и российском хирурге-офтальмологе, создавшем Всероссийский центр глазной и пластической хирургии.
– Доктор мне немного помог. Он провел операцию в 2006 году на правом глазу, вернув ему цветоощущение. В детстве, когда я еще видел, родители научили меня различать цвета, поэтому я знаю, как выглядит синий, зеленый, желтый, красный. Тогда же, в три года, меня научили зрячему алфавиту, – вспомнил Александр.
При подходящем освещении слепой музыкант по-прежнему различает свет и цвета:
– Например, сейчас, глядя в сторону экрана компьютера, я вижу синий цвет. Но, если положить рядом со мной на диване подушку и лист бумаги, я не смогу понять, где что. Так и здесь: я вижу что-то синее, но что это, не понимаю.
По словам музыканта, в России восстановить его зрение уже нельзя. Шанс есть, если сделать операцию в Германии.
– Это операция по пересадке донорской роговицы на правый глаз. Год назад я узнал, что обследование будет стоить 800 евро, а сама операция – от 14 до 20 тыс. евро, в зависимости от результатов обследования. У меня была знакомая девушка, которая видела, как я, а после операции по пересадке роговицы смогла читать газеты, – сообщил Александр.
Обращаться в благотворительные фонды он пока не пробовал, но с радостью примет любую благотворительную помощь.
Музыка
После потери зрения Саша стал учиться в школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей в Новочеркасске Ростовской области. Именно там мальчика научили пользоваться шрифтом Брайля и помогли ему приспособиться к жизни в темноте. Там же парень окончил музыкальную студию по классу фортепиано. После школы, когда встал вопрос о том, чем заниматься дальше, у Саши возник выбор: быть массажистом либо музыкантом.
– Массажистом мне не хотелось – я был полон романтизма. Поэтому поехал поступать в Курский музыкальный колледж. Как пианиста меня не взяли – в тот год был большой набор по классу фортепиано, – зато взяли на аккордеон. Я пришел к преподавателю. Он спросил у меня: «Что ты хочешь от инструмента?» Я ответил: «Хочу играть быстро и технично». Он ответил: «Тогда мы берем с тобой баян». Так в 19 лет я переквалифицировался в баяниста, – рассказал Александр.
После колледжа парень поступил в Воронежский государственный институт искусств и в 2018 году его окончил, став дипломированным баянистом, артистом ансамбля, оркестра и преподавателем музыки. Александр трудится в детском центре дополнительного образования «Созвездие», где аккомпанирует на баяне. Благодаря работе по специальности слепой музыкант получил разрешение снимать комнату в общежитии альма-матер. Обходится она дешевле, чем квартира.
– Мне очень повезло работать в этом коллективе. Я благодарен нашему директору Юрию Ивановичу Гусляеву, который всегда идет мне навстречу и помогает в трудных жизненных ситуациях, – отметил Александр.
А еще слепой музыкант работает реабилитологом в воронежском отделении Всероссийского общества слепых. Он учит воронежцев, потерявших зрение, навыкам ходьбы с тростью, работе с компьютером, телефоном, даже игре на музыкальных инструментах.
– У меня есть ученик, которому 57 лет. Он потерял зрение четыре года назад и только сейчас узнал, что для Общества слепых действует программа реабилитации. Теперь он с удовольствием ходит заниматься, – поведал Александр Ефимов.
Александр играет на барабанах в cover-группе Fresh Sound Band. Музыканты этой группы играют все – от джаза до рок-хитов и советской попсы. В группе пять человек. Помимо Саши, в ней играет еще один незрячий музыкант – гитарист Денис Свинцов. До недавнего времени в группе играла семейная пара – незрячие музыканты Сергей Шахов и его жена Ольга Грачева, но они уехали в Санкт-Петербург.
Остальные участники группы – басист Иван Торговкин, вокалистка Юлия Подрезова, перкуссионист Владимир Зябухин – зрячие. Коллектив ищет саксофониста или хорошего клавишника. Репетиции проходят в помещении воронежского отделения Всероссийского общества слепых. Александр Ефимов признался, что ребята выступают везде, куда их пригласят, в том числе на корпоративах. Чаще всего концерты ребят проходят в барах.
Но интересы Саши шире, чем просто исполнение музыки. Он композитор, который пишет музыкальные аранжировки. Для записи музыки парень использует профессиональную программу Sonar. Например, чтобы записать отдельно дорожку ударных или духовых, не требуется барабанов или флейты – нужные музыкальные инструменты Александр выбирает с помощью виртуального синтезатора. Выбирать нужные опции ему помогает голосовая программа, которая подсказывает названия папок. Пользоваться компьютерной мышкой слепые не могут, поэтому при работе с компьютером музыкант пользуется только клавиатурой.
Александр дал журналистам послушать аранжировки, записанные для воронежского рэп-исполнителя. Музыка с первых аккордов запоминается своей мелодичностью.
– Мне сказали, что она получилась слишком мелодичной. Современный рэп так не пишут, – засмеялся Саша.
Быт
Работой и музыкой его жизнь не ограничивается. Александр ходит на занятия в гончарную школу «Колокол». У него уже скопилось много красивых глиняных кружек, покрытых цветной глазурью, из которых он угощает гостей чаем. Наливать кипяток парню помогает специальное устройство – индикатор уровня жидкости, который начинает пищать, когда вода подходит к краю кружки. Но чаще Александр обходится без него:
– Иногда объем кипятка проверяю по весу и нагреванию кружки.
Зимой он катается на коньках. В первый раз встал на лед в прошлом 2018 году. Кататься ему помогают друзья по школе «Колокол». А подростком Саша гонял на горном велосипеде.
Молодой человек благодарен родителям в том числе за то, что не испытывал с их стороны гиперопеки – в отличие от других незрячих, которые сидят дома под надзором бабушек и мам. Это позволило Саше стать самостоятельным.
– Как катался на велосипеде? Просто хорошо знал свой район и для велосипедных прогулок выбирал спокойные, тихие улочки. Например, ездил на стадионе рано утром, пока там никого нет. Либо катался со зрячими друзьями. Иногда возил их на багажнике и сажал на плечи, – поделился Александр.
У парня есть и еще один талант – голос и правильная речь, благодаря которым он мог бы покорить сердца радиослушателей. Саша не обращался на радио, но признается, что с удовольствием бы попробовал себя в роли ведущего.
За шесть лет жизни в общежитии музыкант успел с помощью трости изучить весь район института искусств. Он самостоятельно ходит в магазины, ездит на работу. Говорит, что инфраструктура общежития его полностью устраивает, а вот дороги могли быть получше.
– Хорошо, что года два назад тротуары заасфальтировали – раньше все было в грязи. Когда выпадет снег, будет хуже. Когда кругом все заметено снегом, нет тропинки, по которой ты раньше шел и ориентировался. Люди протаптывают новую тропинку, в двух метрах левее от прежней, а ты как идиот идешь по памяти по снежному насту, – посетовал музыкант.
Александр ездит на общественном транспорте. Какой автобус подъехал к остановке – «пазик», большой «сарай» или «Газель», – парень определяет по характерному дребезжанию двигателя. Номер автобуса спрашивает у стоящих на остановке людей.
– Если никого нет, просовываю голову в салон автобуса и кричу: «Какой номер?» – рассказал музыкант.
Деньги за проезд парень готовит заранее, отсчитывая монеты разных размеров на ощупь, или расплачивается по безналу – с помощью телефона, как и в магазинах. Иногда водители разрешают Александру проехать бесплатно.
Музыкант с тоской вспоминает времена, когда по соседству с институтом было несколько маленьких магазинчиков. Сейчас на их месте появились сетевые гипермаркеты. Ходить туда за покупками слепому человеку сложно.
– В гипермаркетах сам ничего не найдешь – для незрячих там нет навигации. Непонятно, сколько стоят продукты. А официально должности сопровождающего для инвалидов там нет, поэтому никто не обязан тебе помогать. Мне приходится просить о помощи либо кого-то из покупателей, либо кассиров. Подхожу к кассе и спрашиваю: «Здравствуйте! А может мне кто-нибудь помочь?» Иногда помогают, иногда нет. В одних магазинах меня уже знают, поэтому продавцы сами ко мне подходят, а в других дают понять, что я им надоел, – рассказал Александр.
У слепого музыканта две мечты: иметь свою квартиру и снова видеть.
Если вы хотите связаться с Александром, позвоните ему по номеру 8 910 287 89 97 или напишите сообщение в соцсети.