Спецпроект РИА «Воронеж». Вызовы судьбы. Как беда раскрыла художницу в работнице столовой
Мать 2 детей оказалась прикованной к постели и не сдалась.
Зинаида Солнышкина, 18 января 2019, 14:00
В проекте «Вызовы судьбы» журналисты РИА «Воронеж» рассказывают о чудесах и трагедиях, верности и предательстве, сложностях и радостях отношений. Героиня очередного вдохновляющего выпуска – инвалид из города Калача Воронежской области Оксана Шевцова, которая нашла для себя редкое хобби и, вопреки прогнозам врачей, снова стала ходить.
– Инвалидность – это не конец. Конец – это когда человек умирает изнутри. А случиться это может, только если мы сами дадим слабину и позволим себе хандрить. В жизни так много радостей, что непростительно разрешать себе гибнуть морально. Зло поглощает нас изнутри, а добро дает смысл жизни. Эти правила кажутся такими банальными, но именно в них и есть секрет счастливых будней, – уверена женщина.
Поплатилась за неравнодушие
Коренная сибирячка Оксана Шевцова переехала в Калач в 1990-е. Она устроилась работать в столовую при детском саде, но ненадолго – трагическое стечение обстоятельств в 1997 году сделало Оксану инвалидом. Оказавшись случайной свидетельницей драки мужчин, 29-летняя Оксана решила вмешаться и разнять их. В результате сама попала в больницу с серьезным ножевым ранением.
– Последствием травмы стало повреждение нерва позвоночника. Своим вторым крестным отцом я считаю невропатолога Александра Ликина – он настоял, чтобы меня авиарейсом отправили в Воронеж. Областные врачи вернули меня к жизни, но предупредили: «Ходить не сможешь». Потом я оказалась дома в Калаче прикованная к постели, с десятилетним сыном Андреем и восьмилетней дочкой Мариной, – вспоминает женщина.
Пока Оксана Шевцова была в областной больнице, заботу о ее детях взяли на себя соседи с улицы Верхней. Полтора года Оксана была прикована к постели, ухаживать за ней приехала мать. А детям пришлось учиться вести хозяйство.
Дочь Оксаны, которой сейчас 30 лет, вспоминает:
– Мама говорила, что мы с братом – ее руки и ноги. В девять лет я первый раз сама сварила суп с макаронами. Он был настолько густой, что ложка стояла, но вкусный. Времени на готовку уходило много, каждый пункт согласовывала с мамой. Приносила ей в пригоршнях картошку, а она объясняла, добавить или убрать. Самым сложным казалась оплата коммунальных услуг. Страшнее всего было осмелиться занять очередь на почте, стоять в толпе угрюмых взрослых. Кто-то из посетителей помогал мне заполнить цифры в квитанциях. Но к следующему разу я все равно забывала, что писать.
Турник на яблоне
Оксана отказывалась верить приговору врачей и каждый раз на вопрос знакомых «ходить-то будешь?» оптимистично заверяла: «Буду, конечно, к весне». К весне чуда не произошло. Друзья посещали за нее родительские собрания в школе, возили ее и ребят в больницу и поликлинику. Помогали учителя Андрея и Марины. Постепенно женщина научилась присаживаться.
– Когда у меня появилась инвалидная коляска, я долго не решалась начать ею пользоваться. На ней катались дети по дому и показывали мне, как работают рычаги. Усесться в коляску на тот момент для меня означало признать свою инвалидность. А с решением сесть в коляску пришло мое личное смирение с ситуацией. Но тут же я для себе сказала, что буду бороться со своей беспомощностью.
Коляска была непростой в управлении, для ослабленной женщины двигать мощными рычагами было серьезной нагрузкой. Но Оксана развивала мышцы, ездила на коляске по подворью.
– В нашем саду был маленький детский турник, закрепленный на яблоне. Я подъезжала к нему на коляске и пыталась подтягиваться. Думаю, со стороны это выглядело удручающе. Я болталась на этой перекладине, как сарделька, падала. Дети поднимали меня, сажали назад в коляску, но я продолжала тренировки.
Девизы оптимистки
Вместе с детьми Оксана Шевцова не только училась справляться с домашним хозяйством, но и занялась небольшим огородом.
– Мы разработали «огородную стратегию»: перекапывали не весь участок, а только те места, где будем что-то сажать. Я давала рекомендации детям, они все выполняли под моим присмотром. Чтобы у них был пример, сама дотягивалась до сорняков, полола. В качестве мотивации объясняла Марине и Андрею, что, вырастив свои овощи, мы не будем покупать их на рынке, а потратим сэкономленные деньги на кроссовки к школе. Потом вместе делали закрутки на зиму. Сейчас Андрей уже женат. Сноха сказала мне однажды: «Спасибо за мужа, которого вы мне вырастили!».
Порой Оксану охватывало уныние. Медикаментозные способы борьбы с депрессией давали слабый результат, и женщина решила помочь себе цветотерапией. Первым делом с окон сняли темные шторы, стены окрасили в ярко-желтый цвет, а волосы Оксаны – в медно-рыжий. Маленький домик Шевцовых наполнен светом, летом их двор пестрит клумбами.
По примеру егеря
Лежа в постели, Оксана рисовала гуашью. Зная об увлечении женщины изобразительным искусством, в 2000 году знакомый подарил ей необычный календарь. Перекидные страницы с датами за 1992 год украшали репродукции работ егеря Анатолия Байзая. Он делал картины-аппликации из перьев. В предисловии к календарю было написано, что Анатолий Байзай первый в России, кто стал работать в такой технике. Однажды, прогуливаясь по лесным угодьям, он увидел упавшее не снег перо птицы и решил перенести его на бумагу.
– В календаре были только репродукции картин, но ни слова о технологии их создания. Пришлось разрабатывать свою методику. Перебрала все подушки в доме, искала в них цветные перышки. Первая картина оказалась неудачной, но я исправляла свои ошибки. Решила, что буду делать аппликации не из цельных перьев, как Анатолий Байзай, а буду обрезать их и накладывать в несколько слоев. Это похоже на написание картины маслом, – поясняет Оксана.
На одну картину у женщины уходит около двух месяцев. За основу она берет прямоугольный кусок древесноволокнистой плиты (ДВП), перышки крепит на клей ПВА. На финальном этапе покрывает работу лаком.
– Перья я принципиально не окрашиваю. Уверена, что краска убьет натуралистичность, естество природы в моих работах. Но все перья я тщательно мою, сушу, поэтому никакой птичий грипп не страшен.
Перья со всего света
В процессе создания картин ни одна птица не пострадала. В основном Оксана использует куриные перья, а акцент в картине делает более редкими видами перьев.
– Все мои знакомые теперь во время прогулок внимательно смотрят под ноги – ищут перышки. Однажды моя приятельница отдыхала на море и увидела, как ветер гоняет по берегу перья чаек. Она начала их собирать. Другие отдыхающие смотрели с недоумением. А когда спросили, зачем она это делает, присоединились и наловили для меня целый пучок перьев.
Другие знакомые Оксаны во время путешествия на автомобиле увидели на трассе сбитого орла. Птицу уже раскатали по асфальту. Водитель с попутчиками положили в пакет то, что смогли собрать, и отвезли Оксане, чтобы та забрала перья.
В Сети Оксана нашла много новых знакомых, которые собирают для нее перышки по всему свету. Сейчас она ждет посылку из зоопарка в Риге, где работники собирают перышки, которые роняют питомцы.
– Недоделанной остается картина с изображением птицы тупик. Для прорисовки клюва мне не хватает красных перышек. Такие бывают у дятла, фазана, некоторых видов попугаев. Я уже бросала клич, но пока добыть перо нужного цвета не удалось, – сетует Оксана.
Сюжеты анималистов
Для большинства картин Оксана придумывает сюжеты сама:
– Как и все творческие люди, я не люблю делать копии. Но я просматриваю работы современных фотографов-анималистов, они расширяют мой кругозор, дают понимание о грациозности, пластике, статности животных.
Некоторые фотографии стали основой для картин. Так, художница наткнулась в интернете на снимок, сделанный индо-американским журналистом и писателем Акашем Капуром. Женщина написала ему письмо, в котором попросила разрешения взять его снимок за основу картины «Олень на закате». Популярный журналист не только ответил, но и позже дополнил свою авторскую фотовыставку в Индии изображением готовой картины из перьев.
Несколько картин Оксаны Шевцовой хранятся в частных коллекциях за границей. Художница ведет блог в Instagram. Там многие интересуются, что за необычную технику она использует. Понять с первого взгляда, что в основу ложатся перья, может не каждый.
Контекст
До 10 февраля 2019 года в Центральной библиотеке Калача (площадь Ленина, 11а) работает персональная выставка картин из перьев Оксаны Шевцовой. В экспозиции представлены 27 работ. Как сообщила сотрудница библиотеки Наталья Полухина, 27 января в 12:00 состоится встреча с автором работ в рамках заседания клуба «Орфей». Вход свободный.