Спецпроект РИА «Воронеж». Пусть мама увидит. Феи для сирот
Для многих детдомовцев волонтеры организации «Общие дети» – самые близкие люди.
Елена Миннибаева, 2 ноября 2016, 21:26
Дети, живущие в интернатах, нуждаются в общении больше, чем кто-либо другой. Зачастую рассказать о своих переживаниях они могут только воспитателю – если сложатся доверительные отношения. К сожалению, так бывает не всегда, и дети замыкаются в себе, впадают в депрессию.
Волонтеры воронежской благотворительной организации «Общие дети» семь лет ездят по интернатам. В гости к сиротам приезжают не с пустыми руками – всегда с подарками, сладостями. Но самое главное, что дарят волонтеры детям, растущим без родителей – внимание, улыбки и надежду на то, что, если ребенку будет грустно, есть человек, которому можно позвонить и поговорить.
Героями проекта «Пусть мама увидит» в среду, 2 ноября, стали сотрудники организации «Общие дети» Елена Авдеева, Ксения Пенькова и Анна Бессараб.
Елена Авдева, руководитель организации
В «Общих детях» работает семь лет. Курирует направление «отказники».
– «Общие дети» начались как раз с работы с отказниками. Официально отказники – это дети, от которых официально отказались родители, но для нас отказники – это все дети от 0 до 18 лет, у которых нет родителей или о которых родители не заботятся. В больнице, пока решается их дальнейшая судьба, дети находятся от 1,5 месяца и больше. Дальше их переводят в интернаты или центры реабилитации или забирают под опеку родственники.
Многие благотворительные организации пошли по пути, когда за отказниками ухаживают волонтеры. Мы выбрали другой путь – профессиональные няни. Это женщины, которые следят за тем, чтобы ребенок был накормлен, тепло одет, вовремя ложился спать. Няни гуляют с детьми, читают им книжки, рисуют – в общем, всячески их развивают. Они делают то, что в силу нехватки не может сделать медперсонал в больницах. Почему не волонтеры? Все просто: не всякий волонтер может каждый день приходить к отказникам. А оплачиваемая няня может. Дети привыкают к ней, а не к пяти, десяти, двадцати волонтерам, которые постоянно меняются. Сейчас у нас работают пять нянь: четыре с малышами до четырех лет, одна занимается с более взрослыми детьми.Да, оплачиваемые няни – это хлопотно. Ведь каждый год мы собираем деньги, чтобы оплатить их работу. И всегда есть волнение, а успеем ли собрать нужную сумму за определенный срок. На 2017 год нам нужно было найти 480 тыс. рублей до конца ноября текущего года. К счастью, мы собрали нужную сумму за рекордное время. Если в 2015 году сборы на нянь шли больше двух месяцев, то в этот раз удалось собрать всего за месяц. Мы не ожидали, что так быстро все получится. Большая сумма собралась из постоянных пожертвований по 100 и 200 рублей, к ней добавился перевод в 155 тыс. рублей от мужчины, который попросил не афишировать его имя. А еще трогательно было, когда к нам пришел курьер и передал коробку из-под пиццы. Мы открыли, а там 50 тыс. рублей сторублевыми купюрами. Все были в шоке! Начали звонить в пиццерию, но там сказали, что ничего нам не передавали, но слышно было веселый голос девушки-администратора.
На сегодняшний день в социальных палатах находятся 16 отказников. Это мало, намного больше детей бывает летом, когда их родители в теплое время года уходят в загул. Такая же ситуация во время новогодних каникул. Дети поступают в больницу голодные, раздетые, неухоженные.
Ксения Пенькова
В «Общих детях» работает четыре года. Курирует направление «Сироты»
Ксения Пенькова
– Поездки в интернаты – это то, что всегда будет, пока существуют «Общие дети». В месяц у нас бывает в среднем по пять поездок. Есть два варианта.
Первый – мы привозим детей в Воронеж, устраиваем для них познавательно-развлекательную программу, например, посещаем кино, выставки, спектакли, океанариум, обязательно заходим в кафе. Нам повезло, вся развлекательная программа обходится нам бесплатно. У нас много друзей в бизнесе, которые и билеты дают, и кормят бесплатно. Мы оплачиваем только бензин и аренду транспорта. Дороже всего обходятся поездки для ребят из интернатов, которые находятся на большом расстоянии от Воронежа. Есть такие, до которых больше 250 км. На то, чтобы нанять два микроавтобуса, оплатить бензин, съездить за детьми, привезти в Воронеж, отвезти обратно и вернуться в Воронеж снова требуется около 30-35 тысяч рублей.
Второй вид поездок – когда мы сами приезжаем к детям. Конечно, не с пустыми руками. Предварительно мы спрашиваем у детей и воспитателей, что им нужно, и стараемся это приобрести. Все, что привозим, обязательно отдаем в руки детей, а не на склады интерната. К счастью, прошли те времена, когда ребята нас просили привезти зубную пасту и теплые вещи. Помню, мы все обрыдались над письмом одной воспитанницы интерната, она просила 30 пар носков. Она выпускалась во взрослую жизнь и боялась, что останется без вещей первой необходимости.
Мы стараемся приезжать на утренники. Детям важно выступать перед людьми, которые их слушают, радуются, что малыш смог прочитать стишок и спеть песенку. Посмотрите на своих детей в детских садах: они всегда во время концертов ищут глазами родителей, ловят их восхищенные взгляды. Детдомовцам же не от кого ловить эти взгляды, поэтому мы хотим хоть как-то восполнить этот пробел с помощью волонтеров.Бывают поездки, когда с нами приезжают специалисты разных сфер. Мастер-классы в интернатах давали повар, стоматолог, флорист, парикмахер, музыканты. Стараемся проводить для ребят обучающие занятия, которые их хоть немного приблизят к реалиям самостоятельной жизни. Учим их общаться друг с другом, как грамотно разговаривать, как обезопасить себя от мошенников в обычной и виртуальной жизни. Ведь, выпускаясь из интерната, дети – словно чистый лист. Им выдается сберегательная книжка с 400 тыс. рублей на счету. И бывает, что возле них сразу возникают люди, которые «помогают» тратить деньги. Да и сами выпускники могут быстро прогулять сумму, которую государство им выделило на обустройство жизни. Примерно двое из десяти выпускников могут грамотно распорядиться деньгами, остальные их тратят за год-два, и, когда получают квартиру, этих подъемных уже нет, им не на что купить простейшую мебель в свой дом. В этих случаях они обращаются к нам за помощью, мы переводим таких ребят в статус «кризисных семей» и начинаем помогать.
Анна Бесараб
В «Общих детях» работает два года. Курирует направление «Кризисные семьи»
– Под нашей опекой находится более 70 семей, которые попали в сложные жизненные ситуации. Из них около 30 состоят из выпускников детских домов. При первой встрече мы намечаем план совместных действий, обозначаем, какая именно помощь нужна. Кому-то хватает пары месяцев для реабилитации, другим – более долгий период. Мы помогаем семьям одеждой, едой, бытовой химией, игрушками, даже мебелью. Она требуется детдомовцам, которые получают свои квартиры. Представьте себе: заезжают они туда, а там только голые стены. Тогда мы кидаем клич в группе, ищем людей, которые могут подарить предметы первой необходимости, ведь спать на полу и есть с подоконника никто не сможет. Есть среди наших подопечных семей и матери-одиночки, которые выпустились из детдомов. Но, надо сказать, эти девушки не сдаются, и ни от одной из них мы не слышали, что из-за трудностей она даже временно хочет отдавать ребенка в интернат. Они по себе знают, как там живется, и не хотят, чтобы дети повторили их судьбу.
Стараемся находить нашим семьям источник дохода. Кому-то помогаем справки на пособия оформлять, работу подходящую ищем. Главное – дать семьям удочку, чтобы они могли сами рыбу ловить. Всегда обеспечивать их мы не можем. Иначе это будет уже иждивенчество,Анна Бесараб
Часто бывает, что в наших семьях очень скромные люди, ничего не просят, стесняются. Тогда мы идем на небольшую хитрость. Звоню, говорю, что сегодня приду в гости. Общаемся за чашкой чая, а в это время я пытаюсь рассмотреть, чего им не хватает. Например, есть ли в ванной мыло, шампунь, зубная паста. Или под удобным предлогом открываю холодильник и смотрю, все ли необходимое там есть. Если чего-то не хватает, можем или со склада привезти, или в магазин сразу пойти и купить необходимое.
Стараемся находить нашим семьям источник дохода. Кому-то помогаем справки на пособия оформлять, работу подходящую ищем. Одной нашей одинокой маме подарили швейную машинку, познакомили с женщиной, которая шьет на дому, ей как раз нужна была напарница. Сейчас наша мамочка с доходом, работает дома, и ребенок вместе с ней.
Главное в нашей работе – дать семьям удочку, чтобы они могли сами рыбу ловить. Всегда обеспечивать их мы не можем. Иначе это будет уже иждивенчество.
Справка РИА «Воронеж»
«Общие дети» – официально зарегистрированная воронежская благотворительная организация, существует с 2008 года. Основная цель работы – оказание материальной, медицинской, психологической, духовной и другой помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации детям, малообеспеченным многодетным или неполным семьям.
Существует спонсорские средства. О том, как помочь организации или стать волонтером, можно узнать на официальном сайте «Общих детей» и в группах в социальных сетях.