Спецпроект РИА «Воронеж». Напиши мне. Долгожительница Татьяна Ульянова
Пенсионерке 2 июля 2017 года исполнился 91 год.
Елена Миннибаева, 14 июля 2017, 17:45
Редакция РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Напиши мне», где журналист Елена Миннибаева рассказывает о людях, которые по воле судьбы стали одинокими и очень хотят найти единомышленников по переписке. У каждого из них за спиной огромный багаж жизненного опыта, которым они готовы поделиться.
В пятницу, 14 июля, героиней спецпроекта стала 91-летняя Татьяна Михайловна Ульянова, которая большую часть жизни прожила одна.
Татьяна Михайловна любит повторять пословицу «Где родился, там и пригодился». Всю жизнь женщина прожила в селе Березово Рамонского района. А 12 лет назад из-за ухудшающегося здоровья переехала в Рамонский дом-интернат для престарелых.
Трудовой стаж Татьяны Михайловны – около 60 лет. 31 год она работала секретарем в райсовете. Когда вышла на пенсию, сидеть без дела не смогла и устроилась санитаркой в филиал районной больницы.
– Полы мыла, халаты стирала, гладила, косыночки стирала, шприцы кипятила. Это сейчас они одноразовые, а тогда кипятишь-кипятишь эти иголки. За все годы ни одного случая абсцесса у наших пациентов не было, я очень ответственно к подготовке каждого шприца подходила, – вспоминает Татьяна Ульянова.
Татьяна Михайловна хорошо помнит годы войны. В 1941 году она была подростком, но спрос с нее был как со взрослого человека. Когда всех мужчин села призвали на фронт, худенькая девчушка вместе со взрослыми женщинами работала в поле. В 1942 году, когда фашисты подходили к Дону, жителей Березово эвакуировали в село Ступино.
– Не знаю, почему нас решили отправить в Ступино? Ведь между селами – не более 10 км. Но сказали, что Березово больше рискует оказаться под немцами. Помню день, когда нам объявили об эвакуации. Мы были дома, нам приказали: «Собирайтесь быстро!» Машины подгоняют, все бросаем в них, едем через мост, а немцы нас бомбят. Мы повалились в кузове. Ну, все, думаем, помрем. Но нет, немцы пролетели, и нас миновала смерть, – вспоминает Татьяна Михайловна.
В соседнем селе эвакуированных особо не ждали. Никто из местных не хотел брать в дом «лишние рты». Татьяна переехала в Ступино вместе с сестрой, братом и мамой. На отца к тому моменту уже пришла похоронка с фронта.
– Привезли нас, оставили на улице. Все проходят мимо. Вдруг подходит мужчина без руки – он пришел с фронта – и говорит: «Я вас к себе забираю». Мы у него остались, и до последнего времени мы с его семьей связь держали, – говорит Татьяна Ульянова.
В конце января в село пришла радостная новость об освобождении Воронежа, и семья Татьяны в этот же день собрала свои скромные пожитки и отправилась обратно в Березово. От их дома остались только стены и крыша. Внутри все разворовали. Даже в сарае кто-то земляной пол перерыл, надеясь, что хозяева там что-то припрятали.
– Есть нечего было. Бывало, найдешь каску солдатскую, наберешь в нее снег, начнешь его топить, а каска худая, из нее вода льется. Тогда возьмешь снег, пососешь его и вроде напился. В самом начале нас спасали тряпочки, которые от папы достались. Он был передовиком на заводе. Ему в качестве премии давали ткань разную. Мы ее с собой в эвакуацию успели забрать. Хранили все время, а когда вернулись домой, обменяли на зерно и картошку. А весной начали картофельное поле перепахивать. Какая картошка осталась в земле, мы всю собирали. Принесешь ее домой, червей вытащишь, растолчешь и лепешек наделаешь. А сковороду смазывать нечем было. Солидола у тракториста не допросишься – ему для трактора он нужен был. Но вот как-то пережили мы все это, – вздыхая, рассказывает Татьяна Михайловна.
В 1943 году, когда в Березово вернулись жители, первым делом организовали сельсовет. Секретарем назначили грамотную и ответственную Татьяну. В этой должности наша героиня проработала до пенсии.
В личной жизни у Татьяны Михайловны были проблемы. С мужем они прожили 13 лет, построили большой дом, но детей родить не смогли. А потом супруг заболел, и его отправили на операцию. После нее он в сознание так и не пришел.
– Рак у него был, как сказали. После замуж не выходила, хотя и сватались многие. А мне уже никого не надо было. Однолюбкой меня воспитали. Если не дал бог счастья семейного с мужем и детишками, значит, судьба моя такая – одной быть. Я после его смерти на мужчин вообще смотреть не могла. Они все чужие для меня были, – признается Татьяна Михайловна.
Все свои материнские чувства Татьяна Ульянова отдала племянникам – двум сыновьям родной сестры. Они всегда приезжали к своей тете на лето из города. Сейчас Татьяна Михайловна гордится племянниками – один в Москве живет, второй – в Санкт-Петербурге. Оба получили высшее образование, хорошо устроились в жизни. Тетю не забывают, звонят ей, иногда приезжают навестить в интернате.
– Я до 2005 года одна дома справлялась с хозяйством. Тогда зимой выпало столько снега, что завалило мой дом по самые окна. Тропинку сама расчистить не смогла, силы уже не те. Вот тогда я и решила уйти в дом-интернат для престарелых. А что? Здесь снег чистить не надо, еду мне приготовят, даже тарелку с ложкой за меня помоют, – добавляет Татьяна Ульянова.
Татьяна Михайловна призналась, что одиночество ее никогда не тяготило. Наоборот, ей нравилось жить в тишине. Летом она работала на огороде, а зимой любила читать книги.
– Я и сейчас без очков и пишу, и читаю. Рядом с моим домом библиотека была. Я там все книги перечитала. И в интернате в библиотеку часто захожу. Люблю газеты читать, романы всякие. Вот, например, «Сержант милиции» – какая книжка интересная! Я ее два раза прочитала. Она жизненная, любовная, то что надо, – говорит Татьяна Ульянова.
Татьяна Михайловна очень хотела бы переписываться с женщиной пенсионного возраста, которая, так же как она, проживает в доме-интернате.
Если вы захотите пообщаться с нашей героиней, пишите ей на адрес Рамонского дома-интерната: 396020 Воронежская область, Рамонский район, рабочий поселок Рамонь, ул. Космонавтов, дом 105 (с пометкой «Татьяне Михайловне Ульяновой»). Или на электронный адрес riavrn.ru@yandex.ru с пометкой «Проект "Напиши мне"». Журналисты РИА «Воронеж» передадут ваши письма Татьяне Михайловне.